В понедельник, 4 ноября, в ряде регионов страны прошли «Русские марши». Националисты Москвы, Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и некоторых других городов России отметили День народного единства шествиями и митингами. В этом отношении не остался в стороне и Псков. В полдень сторонники лозунга «России – русскую власть» прошли под дождем по Рижскому проспекту и собрались на митинг на площади Ленина. За тем, как местные националисты и сочувствующие им заявляли городу и миру, что «Русские есть!» и «Нас не сломать, не растворить, не запугать, не покорить», наблюдал обозреватель Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) .
С самого утра в Пскове шел дождь. Вода, заполонившая город, залившая дороги и тротуары, отнюдь не способствовала массовости празднования Дня народного единства. Трудно было представить, как группки активистов - провластных и оппозиционных, системных и не очень - выйдут сами на улицу, не говоря уже о том, чтобы вывести на улицу людей. Например, «Молодая гвардия», которая планировала собраться в кои-то веки, свое мероприятие в Летнем саду отменила. А вот то, что участники «Русского марша» не испугаются дождя и выйдут на трассу Рижского проспекта, почти не вызывало сомнения. Во-первых, псковские националисты известны своей упертостью, а, во-вторых, когда им дадут возможность пройтись по Пскову в следующий раз, - кто ж его знает.
К слову, ливня не испугались и местные активисты ЛДПР: свой митинг, причем достаточно многочисленный, они провели. Более того, главные фигуры псковских либерал-демократов отметились и на «Русском марше» (разумеется, без сине-желтых знамен). И если региональный координатор ЛДПР Сергей Макарченко вначале скромно кочевал вдоль небольшой толпы псковских националистов и национал-патриотов, а затем затерялся среди собравшихся, то другие жириновцы спешили на первый план. В один момент на трибуну забрался депутат Псковского районного Собрания Павел Бикташев, который выступил с не совсем дипломатичной речью. Однако после сегодняшнего выступления лидера ЛДПР Владимира Жириновского (он в Москве на митинге заявил, что ЛДПР в Госдуме – «тотальные политические импотенты»), это были еще мелочи…
Впрочем, до трибуны еще была долгая дорога в лужах - от «Маяка» до площади Ленина. Бодрые лозунги, выкрикиваемые в мегафон Вадимом Гузининым, мокрая, но грозная группа молодых людей (человек 70-80) с флагами громко и отрепетированно повторяла: «Нет нелегала - нет криминала!», «Псков - русский город!», «России - русскую власть!» и все в таком духе. Дисциплина группы напоминала вымуштрованных футбольных фанатов, и при ближайшем рассмотрении состава участников, оказалось, что ассоциации были неслучайными.
Оттеняли «бойцовский клуб» только невесть как затесавшиеся в эту передовую группу две женщины с флагами «Воля»: ретивостью в скандировании лозунгов они не отметились, лишь робко подпевая песню «Вставай, страна огромная».
К несчастью, дождь так и не дал понять, сочувствуют ли любопытные псковичи, приникшие к окнам автобусов и витринам магазинов, идеалам национализма или очень жалеют вымокших до нитки, но все таких же целеустремленных участников «Русского марша». «А-а-а! А-а-а!» - пища, пролетела мимо меня девушка лет двадцати без куртки, в одной футболке, но с айпадом. Холодно, подумал я, мокро. «А-а-а, я щас такие фотки выложу!» - прокричала она кому-то невидимому, еще раз обернулась на группу с имперскими флагами и юркнула в кафе-булочную. Мне показалось, что это был не восторг от знакомства с лидерами псковского национального движения, а эдакое детское восхищение от кучи разноцветных флагов, некоторые из них и вовсе напоминали хоругви. «Великая Россия - симъ побѣдиши», традиционные «немецкие флаги» (так обычно величают имперские стяги молодые или не очень образованные люди). И даже новое цветастое знамя «Русского лада» затесалось: да, националистическое крыло КПРФ (коммунистов тоже мучают внутренние споры, как при сегодняшней ситуации в стране относиться к национализму) явилось на «Русский марш». И пусть из «системных» коммунистов на площади Ленина довелось увидеть только депутата областного Собрания Алексея Федорова, само присоединение КПРФ (как бы они «Русским ладом» ни «отмазывались») - факт более чем примечательный.
Правда, на самой сцене солировали все те же. Может, выбирали тех, кого ветром с трибуны не сдует - например, мощного Георгия Павлова. Сам Павлов пошутил, что тучи в Пскове расстрелял из пушек Путин, специально, чтобы псковский «Русский марш» преодолевал трудности. А может, и не пошутил, может, так и думал. Он рассказал, что «нелегальные мигранты уже отобрали у нас работу, а скоро отнимут у нас квартиры». В этот момент я подумал: как хорошо, что государство обо мне позаботилось, и у меня нет квартиры. Впрочем, по мнению Георгия «Гоши» Павлова, проблема от нелегальных мигрантов не только экономическая: в высоком уровне преступности он тоже обвинил приезжих.
А вот «системный» политик Бикташев пошел дальше и от имени «Русского марша» заявил, что патриотов не устраивают любые мигранты - как нелегальные, так и легальные. «Партия «Яблоко» выступает против «Русского марша» и проводит общественный форум! Они хотят, чтобы их здесь прижимали так же, как на их исторической родине, где орудует «Хезболла». А ведь именно русский солдат спас вас от Освенцима!» - сделал вывод Павел Бикташев.
Мне кажется, у Бикташева очень узкое в количественном смысле представление о партии «Яблоко».
А еще он поведал собравшимся, что в Псковской области на днях задержали двух каких-то узбеков-нарушителей, и СМИ об этом умолчали, что, видимо, должно было свидетельствовать о заговоре либералов. Под конец жириновец озвучил идею о создании комитета, который бы контролировал миграцию. Видимо, к концу выступления представитель ЛДПР раздобрился и легальным мигрантам включил «зеленый свет». Или просто забыл, что сказал раньше.
Когда после пламенных патриотических стихов Тютчева к микрофону подошел сопредседатель «Псковского гражданского общества» Сергей Костец, даже стойкие националисты стали расходиться: «Мы уже завершаем, все замерзли, промокли...» - скромно проговорил Сергей Иванович, высказав несколько очевидных реплик о положении в стране. В это время небольшая часть участников «марша» спряталась под крышей областного Центра семьи, другая, человек 15, стройным рядом и с древками на плечах двинулась по улице Ленина. «Куда они? Неужто к другому Ленину митинговать?» - спросил я у коллеги. «Непохоже, что они планируют Дом Советов брать», - отшутился он.
Когда все разбегающиеся успели подписать резолюцию «Русского марша», мне невдомек, как, впрочем, и то, как это можно было сделать на такой погоде. Впрочем, резолюция - она такая штука, что ее может подписать хоть один, хоть тысяча человек: толк будет один и тот же. Например, резолюцию на митинге 10 декабря 2011 года после противоречивых выборов в Госдуму подписали сотни псковичей. Там, среди прочего, звучали требования об отставке руководителя ЦИК Владимира Чурова, главы областного избиркома Николая Цветкова и его псковского подчиненного Владимира Кротова, признание недействительными выборов в Госдуму и областное Собрание. Резонанс этой резолюции хорошо известен.
В этот раз организаторы «Русского марша» потребовали вернуть в паспорт графу «национальность», добавить в Конституцию строку, что русский народ - государствообразующая нация, ввести визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья и еще много чего. На мой взгляд, это более реально, чем отставка Чурова, но, безусловно, - в какой-то другой Вселенной. С другой стороны, националисты, в частности, псковские, редко вызывали что-то кроме иронии и усмешек (вряд ли их «исторический» состав мог вызывать иные эмоции), однако нынешние фактические «явления» на стороне несистемных национал-патриотов двух системных партий - ЛДПР и КПРФ - уже меняют статус «националистических тусовок». И теперь, думаю, в ближайшее время главным станет вопрос, кто к кому стремится?
Денис Камалягин