Политика

Политобзор: Все дороги ведут в Кремль

11.11.2013 10:26|ПсковКомментариев: 33

Уже прошло седьмое ноября,
Утихли звуки шумного веселья.
Но что-то движется кругами, все вокруг там, где стою я;
Должно быть, ангел всенародного похмелья.

Крыла висят, как мокрые усы,
И веет чем-то кисло и тоскливо.
Но громко бьют на главной башне позолоченные часы,
И граждане страны желают пива.

Борис Гребенщиков, «Ангел всенародного похмелья»

Начало ноября - время для политобозревателей относительно легкое: все вроде бы на виду. Политическая жизнь в буквальном смысле выходит на улицы, партийцы всех мастей отправляются на демонстрации, марши и митинги. Ну, что тут сложного для наблюдателя? Знай себе, описывай лозунги, сравнивай нынешние требования с прошлогодними, считай количество участников акций да делай лежащие на поверхности выводы. Никакой тебе сложной аналитики, никаких тебе версий и минимум пищи для размышлений кабинетных экспертов. С другой стороны, уже давно пришла пора повнимательнее присмотреться и проанализировать эту митинговую активность по случаю ноябрьских праздников (как почти векового Дня Октябрьской революции, так и свежеиспеченного Дня народного единства) -  и даже не в смысле сравнительного анализа, а с позиций эффективности такого метода агитационно-пропагандистской работы и ее ретроспективы. Понятно же, что когда только начинались все эти шествия, ставшие со временем традиционными, это был весьма действенный метод привлечь к себе внимание, собрать единомышленников, заявить о себе и своих взглядах. Как вы понимаете, ни интернета с его социальными сетями, ни телевидения, ни даже радио в нынешнем понимании в те незапамятные времена не было – вот и оставалось, газетку выпустить, напрямую с народом пообщаться, на демонстрацию выйти под яркими знаменами и кричащими транспарантами «Доколе?.. Долой!.. Даешь!..». Так было. Но все течет, все изменяется. И сейчас, после десятилетий невиданного ранее научно-технического прогресса, демонстрации-митинги – это не более чем дань традиции, привычка, элемент «обязательной программы». КПД таких форм (тем более в условиях, когда население в массе своей аполитично) если и не нулевой, то крайне низкий: подобные мероприятия собирают по большей части партийный актив – тех, кто по должности обязан там быть, да «идейных». Что, кстати, и подтвердили в очередной раз мероприятия 4 и 7 ноября в Пскове. Молодогвардейцы «Единой России», убоявшись атмосферных осадков, отменили свою акцию – никто и не заметил «прогула». У оппозиции же все было ожидаемо – разве что либерал-демократы удивили многочисленностью своего митинга под дождем. А так ни «Русский марш» местных националистов, ни демонстрация коммунистов ничего нового не принесли, заметного результата не дали. И в принципе пользоваться тем самым ноябрьским преимуществом политобозревателя (что вижу – то пою) в этой ситуации даже несколько неудобно. Не здесь была главная интрига политпроцесса. Самое интересное происходило отнюдь не на мокром асфальте Пскова.

Если верить СМИ, после встречи Путина с Зюгановым «светлое коммунистическое будущее» может наступить для одной отдельно взятой области

Лидер современных коммунистов Геннадий Зюганов уже в ноябре может испросить у президента Владимира Путина хотя бы один субъект РФ, чтобы сделать его «красным». Об этом уже написали российские СМИ. После того, как коммунисты потеряли Владимирскую область, Геннадий Андреевич намерен вернуть контроль партии хотя бы над одним регионом в России. Данная информация во многих отношениях любопытная: хотя бы тем, что председатель партии, претендующей на то, чтобы считаться главной оппозиционной силой в стране, вот так запросто может попросить у главы государства территорию. И ежу понятно, что тут должна быть улица с двусторонним движением: ты - нам, мы - тебе, ну вот хотя бы регион какой-нибудь… Список подобных договоренностей получится длинный - тем более если вспомнить, какие формы это «государственно-оппозиционное» партнерство носит последние лет двадцать (помимо прочего не будем забывать о победе, отданной тем же Зюгановым Борису Ельцину на президентских выборах 1996-го). Впрочем, можно сказать и по-другому: взаимоотношения власти и оппозиции носят у нас цивилизованный характер, а потенциально «красный» регион - предмет для политического торга. Псковская область в контексте будущих переговоров в Москве рассматривается как одна из возможных. Отчего нам, живущим здесь, рассмотреть этот вариант представляется, по меньшей мере, любопытным. Ибо кандидат от КПРФ в Пскове уже давно нарисовался, время от времени заявляет о своих амбициях, периодически исчезает в небытие, а в начале ноября пленум обкома уже официально послал Александра Рогова кандидатом на губернаторские выборы, которые, напомню, должны состояться в сентябре следующего года.  До последнего сохранялась интрига – не выдвинут ли коммунисты Владимира Никитина, но политический « динозавр»  все-таки уступил сомнительную роль статиста более молодому единомышленнику.

Мнений на данный счет пока высказано немного, большинство наблюдателей просто не заметило произошедшего, но все-таки первые комментарии есть. В прошлом обзоре я уже отмечал достаточно неожиданную смену амплуа и.о. директора государственного учреждения «Институт регионального развития» Сергея Дамберга (теперь он позиционируется как политолог), выступившего на сайте «Клуб регионов» с достаточно нетривиальным для социолога рассуждением о фактически безальтернативности действующего губернатора Андрея Турчака. То, что проба сил в роли эдакого агитатора-пропагандиста не была случайностью, подтвердило очередное, уже ноябрьское, публичное заявление г-на Дамберга. В этот раз он поведал, что губернатор-коммунист для Псковской области – это «нереально и коммунисты прекрасно это понимают».

«Они же должны подтверждать реноме, что они как будто партия, ну и, конечно, должны выдвигаться. Но рейтингов у них достаточных не было никогда. Любая партия должна бороться, выдвигать своих кандидатов на губернаторские выборы, иначе что это вообще за партия», - сказал г-н Дамберг. И не преминул добавить: мол, у нынешнего главы области есть все шансы остаться губернатором: «Я думаю, что Турчак компетентнее. Они (Турчак и Рогов) в неравных позициях изначально. Потому что Турчак уже отработал один срок, и ничего принципиально нового в губернаторской работе для него нет. Турчак - менеджер, у него есть соответствующее образование»... Оказывается, у нас теперь любой менеджер с образованием может стать губернатором, не хватает только первого срока. По мне, так сделанный г-ном Дамбергом сравнительный мини-анализ – это вообще небольшой шедевр в исполнении политолога-социолога, которого завсегдатаи социальных сетей почитали чуть ли не за оппозиционера и эксперта, привыкшего говорить на языке цифр и фактов. 

Шарж из ноябрьской листовки обкома КПРФ. Примечательно, что контрпропаганда КПРФ уже апеллирует к Турчаку, как к кандидату, хотя последний о своих планах, в отличие от Рогова, пока не объявлял

Будем справедливы: в самом факте выдвижения коммунистами товарища Рогова, с одной стороны, нет никакой сенсации и даже просто новости. Еще весной 2012-го Александр Анатольевич, едва сменив Никитина на посту первого секретаря обкома, не скрывал, что намерен участвовать в выборах. И почти полтора года позиционировал себя именно так: лидер местных коммунистов – претендент на губернаторское кресло. С другой стороны, у наблюдателей были вполне объяснимые сомнения относительно серьезности притязаний Рогова. Не является ли столь ранний старт зюгановца отвлекающим маневром? Если все всерьез, то почему так беспомощно выглядит кандидат и, похоже, даже не пытается переломить ситуацию? Не будет ли решение «переиграно» в дальнейшем? Вопросы не казались праздными, ведь как все мы хорошо помним лидеры псковских коммунистов (прежде всего, разумеется, «вечный» Никитин) фактически ни разу не претендовали всерьез на высший пост в исполнительной власти региона (ни в 1996, ни в 2000, ни в 2004 годах, когда проходили выборы), предпочитая договариваться и довольствуясь если уж не совсем малым, то по крайней мере меньшим – депутатскими мандатами, отдельными должностями в администрации региона и прочими «пряниками».

Еще большую неопределенность в процесс внес сам товарищ Рогов, когда в интервью Псковской Ленте Новостей заявил: «Это я на себя огонь вызвал. А может, мы схитрили? Сейчас Рогов, а будет вам к сентябрю Навальный от КПРФ! Мы же военные люди, может это тактический ход». Неожиданное «откровение», сделанное в манере «не то в шутку, не то всерьез», последовало вскоре после сентябрьских выборов, ставших для Рогова и его подопечных поистине провальными: коммунисты не просто проиграли единороссам все что возможно, но и пропустили в районах вперед представителей других политических сил – например, яблочников и справедливороссов. Многим казалось, что за унизительный результат кто-то должен строго ответить – и кто, если не персек?.. К тому же несколько странное заявление Рогова и упоминание в том же интервью депутата Госдумы Никитина (как возможного кандидата от КПРФ на губернаторских выборах) прозвучали на фоне информации о том, что бывший «вождь» псковских коммунистов вновь зачастил в регион, с которым полтора года назад попрощался. Кому-то данная ситуация могла напомнить события лета 2008-го, когда Владимир Степанович забрал дарованный ранее пост персека у Сергея Гоголева и вернул его себе. Интригу в вопрос о будущем кандидате от КПРФ  добавляли и непрекращающиеся разговоры о том, что коммунисты могут выдвинуть на выборы отнюдь не своего партийца с многолетним стажем, а другого кандидата, не обязательно даже члена этой организации, обладающего необходимыми ресурсами – и, в первую очередь, разумеется, финансовыми. Если вспомнить кампании хотя бы двух последних лет – будь то  выборы депутатов областного Собрания, Псковской гордумы или главы Псковского района, то перспектива появления «башлевика» от «большевиков» представлялась вполне реальной.

Демонстрант Рогов выглядел 7 ноября по-детски счастливым. Если он станет губернатором – обещает сделать этот день в Псковской области выходным

Однако вышло иначе. Рогов утвержден, и теперь задний ход маловероятен. Однако, конечно, надо дождаться официального старта избирательной кампании, решения Зюганова и ЦК. Пока же совершенно очевидно, что коммуниста на пути – нет, пока не к кабинету на третьем этаже Дома Советов – а всего лишь к включению в список кандидатов ждут серьезные сложности. Одна из них, очевидная уже сейчас, - необходимость прохождения муниципального фильтра. И если подписи депутатов из глубинки с трудом, но собрать можно, то вот откуда в активе Рогова возьмутся как минимум два необходимых автографа избранных муниципальных глав – лично для меня большой вопрос. У того же яблочника Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) гипотетически есть хотя бы один «свой» глава, а у коммунистов нет и этого. По предварительным подсчетам, искать «слабое звено» местной власти в цепи районных управленцев всем охотникам до кресла Турчака придется среди 23 глав. Кто из муниципальных руководителей «дрогнет», и «дрогнет» ли вообще - вопрос. Рассчитывать на появление «отступника» в самой многочисленной группе глав, не раз демонстрировавших полную лояльность и подконтрольность действующей региональной власти, - наивно. За кого скажут им в администрации области поставить подписи – за того они и поставят: хоть за кандидата от партии власти, хоть за спойлера – скажем, дружественных администрации «трудовика» Игоря Балабуста или эсера Олега Брячака. Представить, что кандидатом от «Справедливой России» станет старший представитель династии, депутат Госдумы Михаил Брячак достаточно сложно – тем более, после резонансной истории с предложением присвоить имя первого президента Чечни Ахмата Кадырова одной из улиц Пскова  и последовавшим отказом от данной инициативы. Хотя от лидера регионального отделения СР всего можно ожидать.

Остается рассчитывать, что Турчак сам даст главам команду подписаться за выдвиженцев от оппозиции, чтобы выборы выглядели конкурентными, а победа легитимной, но такая модель предписывает кандидатам совсем другую роль в процессе избирательной кампании.

Андрей Турчак может не сомневаться в лояльности большинства муниципальных руководителей. На фото: губернатор и глава Красногородского района Валентина Понизовская

Пока псковские коммунисты 7 ноября водили хоровод вокруг памятника Ленину и обзывали оппонентов – депутатов областного Собрания всякими нехорошими словами и даже «врагами народа» (это дословно), в политических кулуарах продолжалось обсуждение главного вопроса: что же будет с Турчаком? Напомню, он сам до сих пор не дал однозначного сигнала относительно своего участия в грядущих выборах.  В условиях сохраняющейся неопределенности в «Ведомостях» (как известно, одной из двух наиболее авторитетных российских деловых газет) вышла публикация, в которой помимо прочего рассматриваются перспективы и псковского губернатора. Разглядывая глав регионов, выстроившихся в очередь на переназначение, издание поставило под вопрос дальнейшую карьеру Андрея Анатольевича. «По словам нескольких собеседников из окружения губернатора, тот хотел бы сменить место работы, какое-то время обсуждался следующий вариант: переход в Минспорт куратором молодежи, а в случае ухода на пенсию после Олимпиады министра Виталия Мутко — замещение этой вакансии», - проинформировала газета. Кроме того, она процитировала депутата Госдумы, бывшего кандидата в псковские губернаторы Алексея Митрофанова; тот напомнил: «еще когда Турчак назначался на нынешний пост, в псковских кругах было устойчивое мнение, что он пришел ненадолго и ждет высокого назначения, это мнение бытует и по сей день». И не то, чтоб в Пскове об этом раньше не слышали. Но одно дело – когда версии и гипотезы пересказывают местные конспирологи. И совсем другое – когда то же самое читаешь на страницах известного федерального СМИ. Одно упоминание в «Ведомостях» перевешивает десятки статей и сообщений на малоизвестных второстепенных сайтах, у авторов которых в последний месяц неожиданно появился жгучий интерес к судьбе Турчака и подробностям его встречи с замом руководителя администрации президента Вячеславом Володиным.

Вместе с тем из нескольких источников в администрации региона известно, что Турчак подтвердил свое желание участвовать в выборах. То есть решение уже принято. И теперь дело только за указом президента, который в феврале, когда истечет пятилетний срок полномочий псковского губернатора, должен назначить исполняющего обязанности. Возможно, именно с учетом данных обстоятельств на минувшей сессии областного Собрания г-н Турчак вел себя точно так, как, скажем, весной, отчитываясь перед региональным парламентом и прочей публикой о проделанной работе. Вот и теперь главный областной начальник троллил в зале заседаний тех же Рогова и Шлосберга (последний был обвинен во лжи), действуя «на грани фола» и явно демонстрируя оппозиции, кто здесь «первый парень на деревне».

Затем Андрей Турчак отправился в Москву и, пока он там находился, многие из тех, кто следят за псковской политикой, заходили на официальный сайт президента России. Владимир Путин провел в последние дни несколько встреч с региональными руководителями, которые недавно засветились в списке выживаемости губернаторов и получили там не самые высокие оценки. И это не только уже получивший кресло министра бывший ивановский губернатор Михаил Мень, но и нелюбимый в федеральном центре бывший лидер СПС, кировский глава Никита Белых и его коллега из Республики Коми Вячеслав Гайзер . Андрея Турчака там не было…

А ведь ни для кого не секрет, что российская, в том числе псковская, политика решается не на митингах возле памятников вождю мирового пролетариата в городах и весях, а за кремлевской стеной, рядом с которой лежит сам Ленин.

Игорь Макаров

Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»

Сюжет: «Политобзоры» Макарова Унесенные коронавирусом Моно вместо стерео Гром среди ясного неба Ребусы и карикатуры Ротационный держите шаг! Мартовские иды Скандалы, интриги, расследования С места в карьер То взлет, то падение Новый пасьянс Меняется все в наш век перемен Новая реальность На финишной прямой Предвыборный пазл О «безальтернативном» Ведерникове, «хитром» Шлосберге и «заклятых друзьях» из КПРФ Перед стартом «Дрим-тим» Ведерникова, «большой секрет» компартии и «гамлетовский вопрос» Шлосберга Выборы президента-2018: на финишной прямой Путин и все-все-все Трудности перехода Ждать нельзя действовать Михаил Ведерников. Три большие разницы «Война» и миф, или Хорошая мина при плохой игре Черный пиар на выборах в Пскове: «Никогда такого не было — и вот опять» Навстречу урнам Когнитивный диссонанс В бой идет одна... «шантрапа» В мире животных О красных днях календаря и черных полосах. Часть II О красных днях календаря и черных полосах Жизнь с чистого листа Тогда считать мы стали... деньги О королях и пешках Повторение пройденного, или Смотрите, кто пришел В ожидании ярких красок Вся претендентская рать Ба! Знакомые всё... Апрельские тезисы Предвыборный пасьянс Перед стартом От Чечни до самых до пособий От сумы, тюрьмы и мандата... Рога и копыта Лига нечемпионов На голодном пайке Партии в зеркале СМИ Разнообразные не те Пскованные духовными скрепами Ротационные потери Осторожно! Под напряжением! Иногда они возвращаются... всегда Оптимизируй то. Филиализируй это То, что «доктор» прописал-2 Замкнутый круг Будущее начинается сегодня Все оттенки серого В анфас и топлесс Игра на выбывание Ни мира, ни войны Вперед, в прошлое Лёд тронулся Сто дней до... Майский парад кандидатов «Ахиллесова пята» власти Маски сброшены Дан приказ ему на Запад Из жизни членистоногих Путин и сени театра Атака на Турчака и старые грабли Сучки и задоринки Стоит ли бюджет выеденного яйца? Все дороги ведут в Кремль Бей, барабан! Вдребезги! Деньги и власть Где он, «псковский Навальный»? Лето – это маленькая жизнь Коктейль «Патриот» С чувством глубокого… Нас выбирают - мы выбираем То, что «доктор» прописал Все ушли на… Неласковый май Двойной нокдаун Правила съема Газетное оборзение В зеркале «импичмента» Разведка боем Путин, Маргелов, Гумеров… Безжалостное зеркало выборов И снова - партий.net Парламент с фильтром Падал прошлогодний снег Осенний марафон Новая, старая, разная, единая Иду на вы… Победный марш медведей Шоу должно продолжаться! Фрик вам! Имиджевые потери
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Политика
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 277 человек