Этому дала, этому дала, а этому не дала...
Детская потешка
Когда я начинал писать этот текст, до первого промежуточного финиша гонки кандидатов на пост псковского губернатора оставались считанные даже не часы — минуты. Вообще-то поначалу планировалось, что сдача документов, а вместе с ней весь «фильтрационный» этап кампании должны были завершиться в понедельник, 4 августа, в шесть вечера. Однако милостивые члены облизбиркома неожиданно решили продлить срок приема бумаг до полуночи, чем вписали свои имена если не в учебники истории, то, по крайней мере, в статьи о ходе выборов. И теперь всякий, кто будет повествовать об этом предвыборном марафоне, должен помнить: судьи, то бишь председатель избирательной комиссии Псковской области Николай Цветков и прочие местные чуровы, не то, что не ставили лишних барьеров перед потенциальными участниками выборов, а напротив - затягивали со свистком об окончании игры, не спешили дисквалифицировать нарушившего по-мелкому правила и даже пытались приободрить атлета-«неудачника» на финише поздравительным виршем: дескать, пусть сбудутся твои несбыточные мечты. Некоторым, правда, казалось, что движет избиркомовцами отнюдь не альтруизм, их шутки циничны, а троллинг - на грани фола, однако тут каждый всё понимает в меру своей политической не то испорченности, не то культуры... Как бы там ни было, первый этап гонки завершен. Из девяти претендентов, ранее выдвинутых политическими партиями, на дистанции в настоящее время остается две трети, то есть шесть человек. Это врио губернатора единоросс Андрей Турчак, коммунист Александр Рогов, справедливоросс Олег Брячак, либерал-демократ Сергей Макарченко, кандидат от «Правого дела» Василий Бобалев и представитель Трудовой партии России Игорь Балабуст. Уменьшиться число претендентов в оставшееся до 14 сентября время может, а вот увеличиться — уже нет.
Учитывая значение губернаторских выборов, которые нередко называют главным политическим событием-2014 в жизни региона, я решил сегодняшний обзор полностью посвятить этой теме, уделив особое внимание, во-первых, фавориту гонки — действующему главе областной администрации, во-вторых, тем, кто «просочился» сквозь муниципальный фильтр (по крайней мере, сдал подписи в областную избирательную комиссию), и, в-третьих, тем, кто хотел участвовать, но не смог преодолеть первый предвыборный барьер, вследствие чего сошел с дистанции.
Два «велосипеда» фаворита
В минувшую среду, на самом финише избирательного заезда, в облизбирком с пакетом необходимых документов, а также подписей муниципальных глав и депутатов пришел врио губернатора. В этот же день Андрей Турчак отправился в Ледовый дворец на первое заседание общественного штаба. Проведение заседания в поддержку губернского руководителя именно в современном спортивном сооружении выглядело весьма символично — ведь это один из наиболее наглядных результатов «пятилетки» Турчака: первый в регионе крытый лед появился в конце 2011-го. Видимо, неслучайно, именно здесь, в присутствии многих известных персон, были продемонстрированы два, по моему мнению, основных направления избирательной кампании фаворита.
Первое — это общественная поддержка (как своеобразная реакция псковского социума на деятельность Андрея Турчака и результаты его работы в должности главы региона), она выразилась в создании общественного штаба, члены которого заявляют о непреодолимом желании хоть чем-нибудь помочь кандидату. Напомню, более года назад в обозрении «Нас выбирают, мы выбираем» я прогнозировал, что на грядущих выборах командой Турчака будет запущена модель, включающая в себя аж три штаба — общественный, технологический и административный. Судя по всему, так и вышло. Впрочем, не все предположения оказались верны. С чем я точно ошибся, так это с личностью руководителя новой общественной структуры. Ни глава регионального штаба в поддержку Владимира Путина, директор Пушкинского музея-заповедника Георгий Василевич, ни член Общественной палаты России Андрей Царев, ни кто-либо другой из категории заслуженных, увенчанных почетными званиями и сеющих в широком смысле «разумное, доброе, вечное» общественников на роль начальника штаба отчего-то не подошел. Ставку сделали на проверенного временем и рядом высоких должностей, опытного управленца Александра Котова. Как будто олицетворяя вновь актуальный тезис «Народ и партия едины», секретарь регионального политсовета ЕР, спикер регионального парламента солировал на этапе создания штаба. Общее руководство он сохранит, вероятно, и в дальнейшем, однако наверняка появятся и другие заметные ньюсмейкеры — активисты тематических секций. Их создано шесть - «Родина», «Память», «Семья», «Любовь», «Вера» и «Труд». Я как услышал названия направлений — сразу вспомнил про яркую социальную рекламу «То, что нас объединяет» на билбордах по всей области. Теперь стало понятно — что, а главное кто нас объединяет.
Первое заседание общественного штаба в в поддержку Андрея Турчака
Что до встречи в Ледовом дворце, то обращало на себя внимание присутствие здесь большого числа лиц, относящихся скорее к хозяйственно-административному активу, чем к числу общественников. Впрочем, это объяснимо: у нас, как правило, деятельные люди совмещают нагрузки - они и в общественных организациях, и на выборных должностях, и много где еще. Как бы там ни было, только действующих депутатов областного Собрания я насчитал в зале с десяток - помимо Котова, это бизнесмены Ян Лузин и Алексей Севастьянов, руководитель облпотребсоюза — глава фракции «ЕР» Валентин Каленский, Владимир Яников, врач Лилия Никифорова («Справедливая Россия») и другие. Нашлось место за столом бывшим высокопоставленным чиновникам — например, экс-заместителю губернатора, ныне ректору госуниверситета Юрию Демьяненко и председателю регионального отделения Российского военно-исторического общества Александру Голышеву, до недавнего времени возглавлявшему областной комитет по культуре. Общественность олицетворяли руководитель отделения «Деловой России» Виктор Почернин, глава «Собрания высшего офицерского состава» Валентин Костенко, секретарь Общественной палаты Псковской области Валерий Павлов, председатель областной организации «Союза ветеранов России» Шамиль Ахметов и другие. Любопытно было посмотреть и на тех, кто не сидит за столом, но присутствует в зале — тут были командир 76-й дивизии Алексей Наумец, руководитель Института регионального развития Константин Калиниченко, вице-губернатор Виктор Остренко, сенатор Александр Борисов. При этом другого сенатора, всю неделю находившегося в центре внимания СМИ, - Михаила Маргелова на мероприятии не было. Зато наверняка присутствовал его будущий сменщик в Совете Федерации (разумеется, в том случае, если Андрей Турчак одержит победу на выборах) — за столом сидела вся тройка кандидатов на пост представителя администрации Псковской области в СФ: вице-спикер регионального парламента, управляющая областным отделением Пенсионного фонда Елена Бибикова, ее коллега по региональному парламенту, председатель областного совета профсоюзов Ульяна Михайлова и член Общественной палаты Псковской области, бывший командир дивизии ВДВ Юрий Соседов. Появление последнего в списке кандидатов стало, пожалуй, самой большой неожиданностью. При этом логика действий команды Турчака понятна: при формировании тройки предпочтение отдали местным, электорально привлекательным персонам. Замена Маргелова на Соседова выглядит даже знаково: место москвича - внука «десантника №1» отдали умудренному жизненным опытом генералу, в свое время командовавшему 76-й дивизией.
В целом общественный штаб пока представлен, по большей части, псковичами, в нем практически нет представителей других городов и районов. На это, кстати, обратил внимание участник встречи, заместитель председателя областного Собрания депутатов Борис Полозов. Так что одно из направлений движения общественной структуры понятно: в ближайшее время к уже сформированному «ядру» будут присоединяться широкие слои, штаб пойдет из областного центра в муниципалитеты. И будет способствовать формированию так называемой Народной программы.
Андрей Турчак
«Мы с вами не будем изобретать велосипед. Мы пять лет работаем в режиме Народной программы, и этот режим должен быть сохранен», - нацелил на выполнение задачи своих соратников врио губернатора.
Народная программа — это второй «конек» кампании Турчака; прием, активно используемый партией власти и ее кандидатами все последние годы. Суть достаточно проста: кандидат и поддерживающая его политическая сила обращаются к населению с предложением делать наказы, обращать внимание на реально существующие проблемы, в результате появляется план действий, в котором учтены конкретные предложения жителей и все «больные точки». Оппоненты «Единой России» неоднократно подвергали критике использование Народной программы, заявляя о том, что это не более чем технологический прием, а если и исполняют единороссы поступившие наказы — то делают это по той простой причине, что работают в органах власти и должны это делать в силу служебных обязанностей. С чем-то тут можно согласиться, однако следует отдать должное членам ЕР: о Народной программе они не забыли, проект жив, наказы исполняются и, если судить по отзывам из районов, то многие проблемы решаются как раз в рамках этого проекта — будь то борьба с борщевиком, возобновление транспортного сообщения в глубинке и другие актуальные проблемы.
Подводя итог, фиксируем: судя по всему, кампания врио губернатора в оставшиеся до дня голосования недели будет спокойной и достаточно простой. При этом «велосипед», на который Турчак и его команда сели в этот раз, неоднократно привозил гонщиков к убедительной победе.
Кандидатский пелотон*
В списке кандидатов — представители всех четырех парламентских партий: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Ранее, на выборах глав субъектов РФ в 2012-2013 годах, такой «полный пакет» уже встречался 6 раз, то есть фактически каждая вторая избирательная кампания (а их было всего 13) ознаменовывалась участием претендентов от «большой четверки». Во всех шести случаях победителем становился врио губернатора, представитель партии власти. Средний результат победителя в этих регионах - 68 процентов (максимальный был в Московской области у Андрея Воробьева — 78,94%, минимальный — в столице у единоросса-самовыдвиженца Сергея Собянина — 51,37%, впрочем, тут следует напомнить, что последнему противостоял известный оппозиционер Алексей Навальный, он с 27,24% стал вторым). В половине регионов (в Амурской, Магаданской и Московской областях) вторым становился коммунист, дважды (в Хабаровском крае и Хакасии) зюгановцев опережали жириновцы. Таким образом, экстраполируя общие выводы на Псковскую область, можно достаточно легко предсказать исход голосования — кто будет первым с уровнем поддержки в районе 60-70 процентов, кто окажется вторым, получив порядка 10-15 процентов и т.д.
Однако, как минимум, двое из оппозиционных кандидатов электоральную статистику других регионов как будто не признают и настаивают: в Пскове всё будет по-другому.
Первый секретарь обкома КПРФ, депутат регионального парламента Александр Рогов не устает повторять о том, что именно он одержит победу. И убеждает в этом избирателя как умеет. Бюллетень, выпущенный коммунистами стотысячным тиражом, построен именно на такой агитации и пропаганде «в лоб», вот заголовки только одной полосы: «Геннадий Зюганов: Александр Рогов победит», «Иван Мельников: Доверяю Александру Рогову возглавить псковский регион», «Владимир Никитин: Вижу в Рогове Губернатора».
Владимир Никитин и Александр Рогов в гостях у Геннадия Зюганова. Фото из архива
Своего рода пример для подражания коммунисты нашли в Новосибирске, где весной этого года их однопартиец Анатолий Локоть стал мэром, набрав 43,75% и опередив соперника-единоросса. Однако тут надо учитывать целый ряд факторов, в первую очередь то, что Локоть являлся единым кандидатом от новосибирской оппозиции. Свои кандидатуры в его поддержку сняли шесть (!) человек. В Пскове ничего подобного не произошло, да и если вспоминать историю предыдущих кампаний, произойти не могло. Не принимать же всерьез тактический предвыборный альянс между Роговым и справедливороссом Олегом Брячаком.
Олег Брячак на радио "Эхо Москвы в Пскове"
Брячак, к слову, второй кандидат, кто, если судить по публичным выступлениям, продолжает верить в свою звезду. Мол, я «железно» второй, а может еще и за первое место поборюсь — шансы одолеть действующего главу неплохие. По его мнению, большое значение для «Справедливой России» имеет лидер, тогда как бренд отходит на второй план, и в этом эсеры уступают компартии. «Коммунисты идут на бренде, и Александр Рогов сильно его дополняет. Но даже если бы на выборы выдвинули не Рогова, а какого-то неизвестного представителя, то все равно тот процент, который у них есть - 12 - 15, они и так возьмут на бренде КПРФ», - полагает Брячак-младший.
Сергей Макарченко сдает документы для регистрации кандидатом
Исключением на фоне своих, уверенных и даже самоуверенных, коллег по региональному парламенту выглядит главный псковский либерал-демократ Сергей Макарченко. Он трезво оценивает свои шансы, не делает шапкозакидательских заявлений, но при этом четко понимает стоящую перед ним цель и, похоже, уверенно идет к ней. Не удивлюсь, если результат, показанный 14 сентября кандидатом от ЛДПР, сильно удивит сторонних наблюдателей и обрадует сторонников «соколов». Так или иначе, следует признать: именно при Макарченко региональное отделение партии Жириновского начало свое возрождение. Другое дело — не устал ли сам региональный координатор от шлейфа, тянущегося за ЛДПР, и особенностей публики, собранной под сине-желтыми знаменами...
Василий Бобалев (в центре) в облизбиркоме
К сказанному остается добавить, что в последний день первого этапа кампании сдали подписные листы кандидат от «Правого дела» и коалиции непарламентских партий Василий Бобалев, а также председатель регионального отделения Трудовой партии России Игорь Балабуст. По мнению многих наблюдателей, оба являются «проектами администрации» и, по сути, техническими кандидатами, призванными выполнять специфические функции, в меру сил способствовать победе действующего главы региона. С учетом этого обстоятельства предлагаю не удивляться по поводу особенностей ведения данными кандидатами своих агитационных кампаний и даже возможного снятия кандидатур ближе к финишу.
Игорь Балабуст (слева) в облизбиркоме
На обочине
Шлагбаум на пути к единому дню голосования опустился перед тремя потенциальными соискателями губернаторского кресла. Если в сходе с дистанции экс-главы Гдовского района Виктора Антипова и то ли пенсионера из Владикавказа, то ли политтехнолога из Москвы Алексея Бурнацева не было ничего удивительного (мотивы участия обоих с самого начала казались неочевидными), то история председателя регионального отделения партии «Яблоко», депутата областного Собрания Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) вызвала заметный общественный резонанс. Напомню, господин Шлосберг собирал подписи депутатов в муниципалитетах и, по его словам, заручился поддержкой 149 человек (необходимо от 150 до 157), однако сделать последний шаг для преодоления муниципального фильтра он так и не сумел. Или — если приводить точку зрения самого яблочника — ему не дали. Как следует из обращения демократа к своим избирателям, власть испугалась и оказывала на депутатов, готовых отдать свой автограф Льву Марковичу, колоссальное давление. Не буду в очередной раз пересказывать различные версии произошедшего, их уже прозвучало немало. При желании можно обратиться как к тексту самого обращения теперь уже бывшего «кандидата в кандидаты» («Мы не проиграли. Мы победили»), так и к обстоятельному анализу ситуации от редактора ПЛН («Проиграть нельзя победить»). На мой взгляд, властям было бы выгоднее искусственно втянуть лидера «Яблока», не добирающего подписей, в избирательную кампанию, как втянули других. Во-первых, в этом случае едва ли у кого-то язык повернулся бы говорить потом о нелегитимности выборов. Во-вторых, явному фавориту участие г-на Шлосберга было на руку — во многих отношениях. А так - мое мнение - яблочник хотел получить общественный резонанс и внимание к своей персоне (в том числе со стороны федеральных СМИ), он их получил. Причем, в самый разгар избирательной кампании. Да, наверняка он заявлял бы о различных нарушениях, нечестных приемчиках, украденных голосах, а также прочих «безобразиях» и будучи допущенным до выборов, но, во-первых, прозвучало бы это уже после дня голосования 14 сентября, а, во-вторых, голос представителя «Яблока» тонул бы тогда в общем гуле. Сейчас же глас обиженного политика разнесся на всю округу, долетел до столиц.
Лев Шлосберг
Впрочем, горевать долго по поводу вынужденного выхода из борьбы Лев Шлосберг не стал, и уже в выходные поделился с читателями своего «Живого журнала» впечатлениями от поездки в Пушкиногорье, предпослав им строчки из Александра Сергеевича: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой…»
«Мы с Жанной в Пушкиногорье. Здесь стрекочут кузнечики, поют птицы и лёгкий воздух. Вчера до глубоких сумерек сидели на скамье под пушкинским домом над Соротью с видом на Кучане. Дождь отошёл. Закат был нежным, от раннего золотого до позднего малинового солнечного сока. Рыба заигрывала с чистой гладью реки, и отражения сизых облаков разбегались по задрожавшему зеркалу до самых берегов. Ватные облака освободили очаги бледнеющего неба. Лес был недвижен. Цветы налились тенями и приготовились ко сну. Величественная ворона в сером сюртуке чинно восседала на верхней ветке берёзы и обозревала окрестности, всем своим видом показывая, как всё это хорошо»
А, может, и правда, бросить всё — и в Пушкинские Горы, где так упоительны вечера, нежны закаты и величественны вороны. Или — как в том анекдоте — махнуть в Урюпинск...
Игорь Макаров
Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»
* Пелотон (от фр. peloton «клубок, ком, рой») - основная группа гонщиков в спортивной гонке.