Сцена / Обзоры

Сначала музыка

12.09.2018 11:51|ПсковКомментариев: 6

Вечером 11 сентября в БКЗ Псковской областной филармонии был аншлаг. Концерт, ознаменовавший начало юбилейного 75-го филармонического сезона, собрал самую разную публику - завсегдатаев филармонии и тех, кто из любопытства пришел посмотреть на нового дирижера, обновленный, окрепший оркестр и балет в исполнении артистов Имперского русского балета. В зале яблоку было негде упасть, не спасал даже дополнительный последний ряд из приставных стульев. Кроме того, несколькими рядами пришлось пожертвовать ради оркестровой ямы для музыкантов. Но это того стоило.

Не нужно играть под ножку балерине

После небольшой задержки на сцену, чтобы объявить сезон открытым, вышли заместитель председателя государственного комитета Псковской области по культуре Владимир Куприн, худрук, генеральный директор Имперского русского балета Гедиминас Таранда и директор Псковской областной филармонии Елизавета Барышникова. Чиновник пожелал зрителям хороших впечатлений, отметив, что псковичи очень любят хореографию, а хорошим балетом заезжие гастролеры нас не часто балуют. «Приятно, что сезон открывается таким уникальным проектом», - добавил Владимир Куприн.

«Полный зал - это счастье и большая ответственность. Третий концерт проходит при аншлаге. Пусть это станет хорошей традицией этого сезона. Мы ждем вас на наших концертах», - сказала Елизавета Барышникова и объявила филармонический сезон открытым.

Гедиминас Таранда погрузился в историю возникновения проекта «Посвящение в балет» при поддержке избранного губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, этапы его реализации в Псковской области. Примечательно, что на собранные от продажи билетов на балет деньги, например, в Палкино удалось создать хореографический класс для занятий этим искусством.

Можно ли назвать судьбой, провидением или обычной случайностью то, что Гедиминас Таранда и главный дирижер Псковского симфонического оркестра Николай Хондзинский, не будучи лично знакомы, встретились в одном поезде, ехали в соседних купе из Пскова в Москву. Завязался разговор. А чем может закончиться разговор двух творческих людей, которых в последнее время именно Псковщина вдохновляет на различные идеи? Конечно, совместным концертом, который вчера был представлен на суд зрителей в Пскове. И в этом концерте, как неоднократно подчеркивал Гедиминас Таранда, главное - музыка. Она первостепенна, за ней следует балет.

Долго выбирать программу для концерта не пришлось - Николай Хондзинский и Гедиминас Таранда искали, что общего есть в их репертуарах. Остановились на Римском-Корсакове и Равеле. Оба эти произведения - симфоническая музыка, которой подчинен балет. «Оркестру не нужно играть под ножку балерине, а балерина, напротив, должна следовать за оркестром и музыкой», - пояснял худрук.

Задача, как выяснилось, не из простых. Самая ответственная миссия была возложена, конечно, на Николая Хондзинского: в этот вечер он не только руководил оркестром, но, по сути, и артистами балета. Именно его задача - сделать из двух коллективов единое целое, качественный продукт, увидев который зрители бы закричали «Браво!». Но и от балерин требовалось повышенное внимание и профессионализм: следить не только за тем, что происходит на сцене, ловить музыку, но и краем глаза смотреть на дирижера, предвосхищать его движения и мимику. Ведь танцевать под фонограмму и под живую музыку в исполнении оркестра - две совершенно разные вещи.

Концерт прошел в два отделения. По сути, оба эти отделения - это два полноценных балета - «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и «Болеро» Мориса Равеля. Гедиминас Таранда назвал это старыми и новыми «Русскими сезонами». Декорации и костюмы «Шехеразады», к примеру, изготовлены по эскизам Льва Бакста. То есть примерно такую же картинку в начале XX века могли наблюдать зрители «Русских сезонов» Дягилева где-нибудь в Париже. Яркая, эффектная, красочная музыка и не менее красочные декорации - роскошный Восток, гарем, красавицы-наложницы.

В начале концерта с замиранием сердца ждали зрители, когда распахнется занавес, а оркестр все играл и играл «в одиночестве». Спустя несколько минут кулисы разошлись, и псковичи смогли оценить всю красоту, созданную Имперским русским балетом на сцене. «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова в своем происхождении - не балет, а блестящая симфоническая сюита. Музыка буквально пропитана сказочным колоритом тех мест. Здесь четко прослеживалось то, что балет подчинен музыке, она ведет, она главная.

Оценить профессионализм артистов балета зрители с большей вероятностью смогли во втором отделении. Балет «Болеро» на музыку Мориса Равеля - одно из самых чувственных произведений мировой музыкальной классики. В этом балете можно увидеть завораживающие народные мотивы южных областей Испании, Африки, Мавритании.

Музыка в этом симфоническом произведении относительно ровная, почти фоновая, а ключевую роль играют движения, пантомима, с помощью которой актеры передают чувства героев, их «разговор» между собой. Действо на сцене, эффектно дополненное светом и тенью, звуками грома и дождя, буквально гипнотизирует, завораживает. Развязка наступает очень быстро, резко, и вот зрители уже повскакивали со своих мест с криками «Браво!».

Безусловно, открытие 75-го филармонического сезона в Пскове уже вписано в историю музыкальной жизни города и области: впервые на сцене БКЗ симфонический оркестр выступал в сопровождении балета. И когда году в 2038-м уже немолодой зритель будет вспоминать, чем же открывался филармонический сезон в 2018-м, он непременно вспомнит балет. Красивый, эффектный, эмоциональный... А потом добавит: «И музыканты в тот вечер играли как-то особенно прекрасно...»

Светлана Аванесова, фото Андрея Кокшарова

опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 38 человек
ПЛН в телеграм