Слепые зоны истории

14.06.2018 12:50|ПсковКомментариев: 26

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

В медицине есть такое понятие — психосоматика. Это когда психологические проблемы человека переходят в проблемы со здоровьем. Тело порой весьма своеобразно защищает душу от лишних переживаний. Самый простой пример — заболеваешь накануне экзаменов, самая уважительная причина не идти. Очень часто психосоматика лежит в основе проблем со зрением. Врачи говорят, что близорукость часто развивается тогда, когда накапливается слишком много проблем вокруг — так много, что легче их просто не видеть. В стрессовых ситуациях доходит до слепоты. Глаза отключаются, «спасая» психику от травмирующей информации.

Мне вспомнилось это явление, когда я прочла про уничтожение архивных материалов ГУЛАГа.

Исследователи-историки экспериментальным путем выяснили, что учреждения системы исполнения наказаний стали уничтожать учетные карточки репрессированных на основе некого секретного приказа от 2014 года. Учетная карточка — это то, что остается после любого заключенного, хранится ли его архивное дело или нет. В карточке пишут, кто таков, когда прибыл, куда убыл и когда. По ней можно проследить весь путь человека под конвоем.

Любопытно, как открылось, что их уничтожают. Историк Сергей Прудовский заинтересовался судьбой Федора Чазова, крестьянина из колхоза «Труженник» Кемеровской области. У Федора был брат Григорий и отец Николай. И отец, и брат были арестованы весной 1938 года. 22 марта их обоих в числе других 312 человек отправили на казнь: по одному заключенных подводили к краю огромной ямы, били по затылку и скидывали вниз. Потом сверху выстрелами добивали уцелевших.

Григорий Чазов остался жив. Его отца убили, а сам он лежал тихо, не шевелясь, и когда палачи ушли, вылез из ямы. Григорий ушел домой, 45 километров пешком в родную деревню.

А в апреле Григорий Чазов с братом Федором отправился в Москву, в правительство, к Михаилу Калинину искать правды. Из приемной Калинина их отправили к прокурору, а оттуда — под арест. 20 июня 1938 года Григория Чазова расстреляли, а его брата на пять лет отправили в лагеря. Но и расстрельную команду из их деревни привлекли к ответственности — за небрежное исполнение обязанностей.

В этой истории есть все, что нужно знать о России. Тут и русское авось, и безусловная вера в начальство, и семейная взаимовыручка, и рачительность палачей, экономивших социалистические пули. Тут поразительная доверчивость, прям-таки святой идеализм простого русского человека, который вместо того, чтобы спасаться, бежать и прятаться, встает во весь рост во имя справедливости. Тут и слепая, уродливая жестокость государства, убивающего ради ложно понятых абстрактных целей. (Никак не могу понять, как у русского народа получается такое государство, из каких кирпичей его складывают, из каких людей?..)

Тут ни плана, ни заговора, что важно — просто вот такая цепь событий. И с учетными карточками вышло примерно так же.

Прудовский запросил в Магаданском УМВД сведения о заключенном Федоре Чазове и получил ответ: архивная учетная карточка «уничтожена по срокам хранения». Потом выяснилось, что есть межведомственный служебный приказ, которым регламентируется обращение с документами, образовавшимися в процессе деятельности учреждений и органов ФСИН России (в том числе, НКВД, ОГПУ и так далее). Приказ секретный, что именно в нем сказано — неизвестно. Известен сам принцип: учетные карточки заключенных уничтожаются по истечении 80 лет хранения. Без разницы, за грабеж сидел человек или по 58-й статье.

Учитывая, что до сих пор нет точных данных, сколько людей подверглось репрессиям в годы террора, эти карточки — ценнейший исторический источник. Другим способом посчитать, столько человек ходили по этапу, из лагеря в лагерь, просто никак. Я уж не говорю про частные семейные истории — многие же до сих пор ищут своих без вести уведенных в ночь предков.

Как справедливо отметил Михаил Федотов, председатель Совета по правам человека при президенте РФ, когда его попросили разобраться с этой историей, эти гулаговские карточки — лучшее средство противодействия фальсификации истории: «Когда есть документ, его фальсифицировать практически невозможно. А когда документа нет, можно придумать все, что угодно». Замечу, что «придумать» можно в обе стороны — как преуменьшить, так и преувеличить число репрессированных, раздувая его до небес. У страха глаза велики, известно же.

Когда стали разбираться, выяснилось, что вроде как злого умысла на сокрытие правды у ФСИН не было. Вроде как в секретном приказе нет ничего о сознательном уничтожении учетных карточек репрессированных. Просто вот так поняли приказ конкретно в Магаданской области. «Это не политика, это эксцесс исполнителя, у меня много оснований так полагать, и я на это надеюсь», - говорит директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов.

Вот этот «эксцесс исполнителя», по-моему, и напоминает психосоматику, только на государственном уровне. Государственные органы подсознательно блокируют информацию, травмирующую государственный организм в целом. Не собирались намеренно уничтожать, но нечаянно уничтожили (уже уничтожили частично) данные о самом болезненном, конфликтном, страшном периоде отечественной истории. Как будто если нет данных, то нет и событий, которые они описывают.

Увы, но так травма не лечится. Всякий, кто сталкивался с психосоматическими заболеваниями, знает, что первый шаг к исцелению — это понять источник проблемы. Найти, на что собственно «закрывает глаза» человек, который физически слепнет.

Тут есть еще один момент: всему свое время. Многие скажут, что сегодня еще слишком опасно влезать в эту тему. Пока живы прямые потомки не только жертв, но и палачей, бередить раны террора небезопасно для гражданского мира. Окей, отложим еще на десятилетие. Но тем более важно спасти архивы. Без документов эти слепые зоны истории для будущих поколений так и останутся шрамами, которыми затянута неизвестно какая рана. А вдруг там что-то совсем страшное?

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 248 человек
ПравилаКомментарии 26
Шлосята-белоленточные 14.06.2018 13:30
Тема получения автором бюджетных средств в структуре ирр не раскрыта!
2
14.06.2018 14:55
Наковальня вышел из кпз
Аккуратно к матчу
Успеет на стадион
0
14.06.2018 15:11
бред в статье, странно что и в наше время еще кто то пиарится на репрессиях, вроде уже построили это "счастье репрессированных", наслаждайтесь их потомки, нет все лезут и лезут. Нам вообще плавать на вам с вашими дутыми рассказами и слезами, нам бы выжить в вашем "счастливом настоящем".
8
14.06.2018 17:47
либералистическая говорильня интересна самой Прокопьевой и нескольким либерастам..цифры репрессий знаем без вас и Солженицына...на-до-е-ла
5
14.06.2018 18:36
Светлана, Вы абсолютно правы.
Уже пошли такие разговоры, что и Солженицын все напридумывал. И что сидели по делу, только враги народа и вредители.
А уничтожат архивы, и через 25 лет будут отрицать и сам факт репрессий.
ЧК, КГБ, ФСБ - это все преступники, подтирающие следы своих же преступлений.
7
14.06.2018 20:53
для 18.36"солженицын напридумывал"-верно,в архивах он не работал,научным анализом не владел,писал по бумагам,ему присланных,если верить его миллионам,а кто тогда воевал в Отечественную войну и стоял у мартеновских печей?олухи,в 1954 году по заданию хрущева мвд подготовило справку с 1921-1953 год-найдите в интернете.глава фсб бортников в 2017 году в правительственной газете, "российской газете"где печатаются официальные материалы, дает цифры.лень посмотреть?
3
14.06.2018 20:55
"светлана,вы абсолютно правы"-светлана получает деньги за ненависть и антисоветизм.
4
14.06.2018 22:46
Эк потомки вертухаев возрадовались! Убийцы, твари.
4
14.06.2018 23:22
Уничтожают материалы архивов,потому что РЕАБИЛИТИРОВАЛИ настоящих врагов народа.
А теперь уничтожают документы,чтобы потомки соЛЖЕницыных могли и впрель нести антисоветскую и русофобскую пургу.
2
14.06.2018 23:23
Солженицын-сам СТУКАЧ от КГБ.
И кличка была Ветров!
2
В тему 15.06.2018 08:50
Раскулачили по навету бедняков Полтавщины (в основном малограмотных но очень бедных и ленивых, как тогда их называли малоросы), выселение на Донбасс, голод и смерть части семьи (голодомор украинцев украинцами от власти), рекорды по добыче угля (те кто умеет работать везде это делают), в период войны гибель всех мужчин, бабушка угнана в Германию, работала на заводе фольксваген за еду, по возвращении отсидела два года в лагере фильтрации (обиды не было, тогда всех так приняли)
Когда спрашивал про раскулачивание, бабушка прямо сказала «сдали соседи из бедняков, потом им отдали их имущество и жильё»
4
15.06.2018 09:07
08.50 Прокопьева ранее об этом не знала,взяла бы интервью и сделала свои акценты(в стиле Алексиевич,своего-то за душой ничего нет),передернуть,влить ненависть..работает ли сейчас на радиостанции"свобода"?
1
09:07 15.06.2018 09:23
Что характерно, бабушка до последних дней очень не любила так называемых украинцев (хотя сама говорила на этом языке)
Именно за раскулачивание, все они говорила «через одного падлюки»
5
16.06.2018 00:39
Великолепная статья! И параллель с психосоматикой замечательна. Светлана молодец! Не всегда, но здесь да! Об этом говорить и говорить, и тем более говорить, когда тупым надоело. ИНАЧЕ ВСЕ ВЕРНЕТСЯ - 100%! Уже и сейчас есть признаки, что возвращается. Побойтесь за детей своих!
5
16.06.2018 14:52
Об этом говорить и говорить, и тем более говорить, когда тупым надоело. ИНАЧЕ ВСЕ ВЕРНЕТСЯ - 100%! Уже и сейчас есть признаки, что возвращается. Побойтесь за детей своих!
-------
Да уж давно боимся за детей своих! Наши дети по загрницам не учатся,не лечатся,не имеют там недвижимости и прочих свобод.морально и физически.
А самое главное,что все эти "прелести" начались, когда стали РЕАБИЛИТИРОВАТЬ не только "невинно репрессированных",но и перед ляхами каяться за Катынь.
Или устраивать памятники колчакам ,маннергеймам и пр.СВОЛОЧИ!
Наших детей насилуют,похищают,убивют
3
16.06.2018 14:57
УжКАК страдали "невинно репрессированные"!
В том числе и "звёзды"-Солженицын,Окуневская, Вельяминов,Жжёнов ..
Режим там был полезный,что ли .До 90 дожили ,все в почестях и шоколаде.
А их ровесники умирали от голода в блокадном Ленинграде,гибли на фронтах и в партизанских отрядах,в подполье и просто на ОККУПИРОВАННЫХ территориях.
По-моему,последний псковский партизан скончался недавно,избитый хулиганами -не обнаруженными и ненаказанными.
А вот узников всяких и репрессированных-очень много живёт до сих пор.
3
lren 16.06.2018 17:36
Вот мне до сих пор не верится,у меня никто не был репрессирован.Дед 1892 г.р. был угнан в Германию всей семьей,вернулись спокойно в свою деревню,никто их никогда не трогал.
1
патриот 17.06.2018 09:40
До чего поганый народишко - любит своих палачей.
Рабство у нашего народа в крови - это уже не удивляет. Но любовь к палачам - это что-то запредельное
3
17.06.2018 11:34
До чего поганый народишко в Прибалтике - любит своих палачей.
Рабство у нашего народа, прибалтов: чудь и жмуть, в крови - это уже не удивляет. Но любовь к палачам из шведов и немцев- это что-то запредельное
2
17.06.2018 13:58
Так это шведы Прибалтику аннексировали? Вспоминаю - кто-то с Гитлером поделил Европу. Так что да - немцы виноваты. И шведы.
1
Так это шведы Прибалтику аннексировали? 17.06.2018 17:08
Чухня никогда не имела своего государства, они слабаки не могли воевать
Сегодня там у власти потомки немцев
А хуторские на земле рабы
1
17.06.2018 19:18
А хуторские на земле - хозяева. В отличие от русских рабов. О чем, в сущности, статья. И не надо переводить стрелки от векового российского рабства, которое сами русские и поддерживают, на отдельные недостатки нормальных обществ. Для начала научитесь пользоваться хотя бы туалетной бумагой.
1
17.06.2018 22:44
Да уж в советский период средний возраст был РЕАЛЬНЫЙ 70 лет.
И ПЕНСИЯ гарантировалась,на которую люди очень даже прилично жили.
Ездили в гости по всему союзу,отдыхали месяцами и дикарями,и в санаториях, лечились и учились бесплатно.
Ну,а КАК нас теперь ликвидируют потомки вертухаев-сами видите.
0
патриот 18.06.2018 01:36
Похоже, что уважаемый автор полагает, что свиньи оценят россыпь бисера... Напрасный труд.
Хотя неправильно было бы опускать руки.
Каждый решает сам.
Все мы путешествуем в Азии.
1
19.06.2018 23:11
Похоже, что уважаемый автор полагает, что свиньи из госдепа и Прибалтике оценят россыпь бисера...
Нет
Убежище не предоставят
Только если автор самоликвидируется
0
Шлосята-белоленточные 19.06.2018 23:12
Тема получения автором бюджетных средств в структуре ирр не раскрыта!
0