4 декабря 2015 года Псковское областное Собрание депутатов одобрило в первом чтении изменения в закон Псковской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». Не сказать, чтобы с восторгом и единогласно («за» проголосовали 29 депутатов), но первое чтение закон все же прошел. Причем, если об одном изменении граждане уже знали - о введении единой (она же - справедливая, в 1100 рублей) выплаты на компенсацию за жилищно-коммунальные услуги для всех сельских специалистов, то примерно такие же изменения для ветеранов труда стали почти сюрпризом.
Никакой публичной «артподготовки» к такому решению не было. Даже на общественных слушаниях по областному бюджету на 2016 год губернатор Андрей Турчак в своем вступительном слове заметил лишь, что замена в 2015 году фактической компенсации по ЖКУ для сельских педагогов на единую для всех выплату в 1100 рублей хорошо себя показала: «Это решение было обжаловано в судах, было много дискуссий, но есть решение Верховного суда РФ, которое поддержало позицию администрации Псковской области. И в 2016 году мы предлагаем распространить этот справедливый подход для всех категорий бюджетников». Трудно было предположить, что «под всеми категориями бюджетников» понимаются еще и ветераны труда. Не ветераны труда Псковской области, а «федеральные»! Этот момент очень важный, его до сих пор не все улавливают. Ведь с одной стороны простые граждане четко понимают, что есть разница между федеральными и региональными льготниками. С другой стороны считают, что областной закон может регулировать выплаты только «регионалам». А в данном случае это не так.
Равенство без перекосов
Напомним, что закон Псковской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» был принят 30 декабря 2004 года, и он касался в том числе таких категорий граждан, как труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, ветераны труда, реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, и участники разминирования территории Псковской области. А областной закон «О ветеранах труда Псковской области» появился значительно позже - в мае 2009 года. И в него никаких изменений не вносится! То есть сейчас речь идет лишь о ветеранах труда «федерального значения». И, согласно предлагаемым изменениям, этой категории граждан вместо 389 рублей ежемесячной денежной выплаты (эта выплата приостанавливается, по крайней мере, на год) и 50-процентной «скидки» на оплату жилого помещения и коммунальных услуг намереваются выплачивать ежемесячно 1100 рублей.
В СМИ информация об этом впервые появилась накануне последней сессии областного Собрания. Журналисты транслировали новости с заседания бюджетного комитета, на котором начальник управления социальной защиты населения Псковской области Армен Мнацаканян сообщал, что это - справедливый подход, позволяющий уравнять всех ветеранов труда, где бы они не проживали: хоть в Кунье, хоть в Пскове. При этом от юридического отдела областного парламента заключения на данный законопроект не было: он поступил в Собрание едва ли не в ночь перед заседанием комитета. И на самом заседании парламентарии и юристы уже говорили о судебных перспективах. Но это не помешало бюджетному комитету рекомендовать Собранию принять закон в первом чтении.
На самой сессии 4 декабря о предлагаемых изменениях в отношении ветеранов труда, наконец, упомянул и губернатор - в своем бюджетном послании: «Мы считаем показательным опыт текущего года по введению принципа нуждаемости, это справедливый и эффективный механизм. Так же как и дискуссионное решение прошлого года о едином размере компенсации на оплату ЖКУ для педагогов, проживающих в сельской местности - 1,1 тыс. рублей... Сегодня мы предлагаем установить такой же справедливый подход для всех категорий работников бюджетной сферы, а также ветеранам труда, и ввести для них единый размер денежной выплаты 1,1 тыс. рублей, что также позволит устранить перекосы и соблюсти принцип равенства вне зависимости от условий проживания».
Доклад от инициаторов изменений депутатам на сессии не понадобился. Хотя сам процесс голосования, как уже отмечалось выше, удовольствия им явно не доставлял.
Глава комитета по труду и социальной политики Виктор Антонов тогда отметил, что законопроект очень сложный, вызывает массу вопросов, тем более, что нет заключения от юристов Собрания. И опять прогнозировал, что будет «продолжение в судах». Но при этом сам закон по сути поддерживал и «чувство социальной справедливости» его инициаторов разделял. Даже привел в пример один район Псковской области (не назвал - какой): там проживают 557 ветеранов труда. Из них 15 человек будут получать меньше, чем до изменений, для 70 человек - ничего не изменится, а для 472 предлагаемая выплата будет выгодна.
Не удержался от комментария и председатель бюджетного комитета Борис Полозов, который саму концепцию, конечно, поддерживал, но напомнил о главном вопросе: в соответствие с пунктом 3 статьи 25 федерального закона «О ветеранах» решения о социальной поддержке этой категории граждан принимаются органами государственной власти и местного самоуправления при участии соответствующих ветеранских объединений и организаций. «Прежде, чем вносить, вы должны были с ними проконсультироваться», - уже прямо адресовал претензию Борис Полозов к представителям администрации области.
Кроме того, вице-спикер изъявил желание, чтобы исполнительная власть членораздельно проговорила: на какие категории все же будут распространяться изменения? Только на ветеранов труда? Или на пострадавших от политических репрессий, участников разминирования тоже? Если нет - то почему, раз уж тут все за справедливость? Ответить ему было уже некому. В том числе на тот самый главный вопрос: а ветераны вообще знают, что их ждет с 1 января 2016 года?
«Дальше будет хуже»
Депутаты решили оставить проработку этих вопросов до второго чтения (очередная сессия областного Собрания должна состояться уже 24 декабря). Но самая большая общественная организация региона - Псковский областной совет профессиональных союзов не стал ждать, когда ветеранов поставят перед фактом (а всё к тому шло). И 9 декабря пригласил к диалогу ветеранские общественные организации и начальника управления социальной защиты Армена Мнацаканяна.
На приглашение откликнулись: представители «Совета ветеранов войны и труда города Пскова и Псковской области», Псковской областной общественной организации «Союз пенсионеров России», Псковской областной общественной организации «Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей», Псковского регионального отделения «Российского Союза ветеранов ВДВ», «Псковского областного казачьего отдела Северо-Западного казачьего округа», Псковской областной общественной организации «Союз ветеранов спецназа», Псковской областной общественной организации «Офицерское Собрание», Псковской областной общественной организации «Союз ветеранов войны в Афганистане» - «Афганвет», Псковского регионального отделения «Российского Морского собрания», Псковского регионального отделения Всероссийского общества глухих, Псковской областной общественной организации «Дети войны», а также ветераны и пенсионеры 16 областных организаций отраслевых профсоюзов.
И, пожалуй, впервые Армен Мнацаканян рассказал всё, что мог на данный момент сказать. Итак, в Псковской области 65 тысяч ветеранов труда федерального значения, проживающих в 26 муниципальных образованиях. Все они получают ЕДВ (389 рублей) и 50-процентную скидку на ЖКУ. Когда всех получателей «грубо разложили» (по выражению Армена Липаритовича) на сумму выплачиваемой льготы, на брата вышло в среднем 677 рублей.
«Я прекрасно понимаю, что с принятием данного закона процентов 40-45 проиграют. Проиграет часть ветеранов труда, проживающих в Пскове, Великих Луках, Острове и в Пыталове (потому что там мазутное хозяйство). При этом в других муниципальных образованиях 70-75 процентов ветеранов труда выиграют», - как-то не очень понятно, на первый взгляд, обошелся с процентами начальник соцзащиты. Но для убедительности он привел такой пример: «Ветеран труда, который живет в своем доме в Куньинском районе, получает вместе с ЕДВ 600 рублей, а ветеран, который живет в Пскове или в Великих Луках - 1100-1300 рублей. А мы вводим следующий принцип: равные условия для всех ветеранов, независимо от того, где ветеран проживает и какие жилищно-коммунальные услуги ветеран получает». Получалось, что всем ветеранам будут выплачивать такую же сумму, которую уже получают ветераны в Пскове или других крупных городах (а получают они ее потому, что живут в квартирах и, соответственно, платят за всю коммуналку, а не в собственных домах, где все услуги люди оказывают себе сами). Выглядело это просто благодеянием, не совсем понятным по нашим временам.
Далее выяснилось, что это даже большее благодеяние, чем кажется на первый взгляд. «После 1 июля 2016 года Федерация хочет внести понятие работающий-неработающий ветеран труда. Если это будет введено, и работающий ветеран льготы не получит, то из наших 65 тысяч человек льготу получат только тысяч 20. Мы такой мониторинг уже провели. Кроме того, на федеральном уровне уже с 1 января компенсацию на ЖКУ ветеранам труда будут платить не по нормативу, а по факту, с показаний счетчиков. И сумма пособия будет еще меньше. Поэтому мы играем на опережение, поскольку дальше будет еще хуже. Но мы прекрасно понимаем, что часть ветеранов проиграет рублей 200-300. Но еще один аргумент: выплата в 1100 рублей будет предоставляться адресно, конкретно. Если в одной квартире (или доме) живут два ветерана, значит, у них на семью будет 2200 рублей», - раскрыл все карты приглашенный чиновник.
Люди его внимательно выслушали. И спросили - а будет ли индексация этих 1100 рублей или это уже намертво? Армен Липаритович решил, что его спрашивают про ежемесячную выплату в 389 рублей и четко проговорил, что эта выплата на год приостанавливается. В зале зашумели. «Не от хорошей жизни всё делается», - согласился с шумом Армен Мнацаканян. И вдруг добавил: «Я, конечно, не Нострадамус, но, возможно, когда на следующий год будем бюджет обсуждать, будем говорить, что надо приостанавливать и тот закон, и тот закон... Потому что нет денег в бюджете вообще. Понимаете, дорогие мои? Поэтому говорю, как есть».
«Ничего абсолютно не отменяется!»
Градус политической активности в зале резко повысился. Люди начали активно интересоваться у соцзащитника: а зачем нам такое Правительство (справедливо полагая, что не сам Мнацаканян придумал такую меру социально справедливой экономии)? Ведь обещали же социалку не трогать! Армен Липаритович за Правительство прятаться не стал: «Мы живем в Псковской области, и все меры социальной поддержки, все социальные законы остались в силе. Ничего абсолютно не отменяется! Мы отвечаем за наш бюджет, и я отвечаю за политику губернатора. У нас 30 социальных законов, и они все остались на своих местах, все работают!» «Плохо работают», - откликнулись из зала.
И вопросы все сыпались: какой доход у ветеранов в Псковской области - минимальная и максимальная сумма? Выяснилось, что минимальная около 9-10 тысяч, максимальная - 17 тысяч. Тем же, кто напоминал, что по расчетам Института социального развития при РАН в России 20 тысяч рублей - это порог бедности, Армен Липаритович ответил просто: ему неизвестно, что это за расчеты, но только в Псковской области из 150 тысяч семей 18 тысяч живут на «пороге бедности». И порог этот - 6 тысяч рублей. «Как на это можно жить? Разве морально в таких условиях говорить о снижении выплат?» - снова раздались возгласы из зала. Председателю областного Совета профсоюзов Ульяне Михайловой даже пришлось слегка заступиться за чиновника: в конце концов, на такие вопросы должны бы отвечать более статусные лица, которые на приглашение профсоюзов не откликнулись. А Армен Липаритович в глубине душе и сам не разделяет подобные меры, выразила надежду Ульяна Александровна.
Потом пошли в бой немногочисленные (двое, если точно) представители политических партий. Они прогнозировали рост долгов в сфере ЖКХ. Особенно бушевал депутат Пыталовского районного Собрания Игорь Иванов (ЛДПР): «Потери 200-300 рублей у ветеранов - это ложь! По Пыталову, вы правильно сказали, газификация не проведена. А там, где проведена, цены на газ нисколько не сократились для потребителя. Средняя плата за квартиру там сейчас 8 тысяч рублей, при мазуте была 8509 рублей. И если сейчас проживающий там ветеран получает льготу в 50% - 4 тысячи, а будет получать 1100, то цена вопроса не 200-300 рублей. Средняя зарплата по району 7-8 тысяч. Собираемость платы по теплу - 50%, в поселке Белорусский 90% населения не платит за тепло. Уже сейчас! Вы что, хотите, чтобы все наши ресурсопоставляющие организации обанкротились? У меня данные с мест, сессия была две недели назад, мы выслушивали начальника местных теплосетей. Это катастрофа! Я думаю в других районах то же самое. Вопрос по существу: откуда взялась цифра 1100? Мы не против монетизации льгот, но давайте ее сделаем 5 тысяч рублей, 7 тысяч. Почему тысяча? Кто это придумал?»
Армена Мнацаканяна трудно вывести из себя, особенно публично. Но господину Иванову это удалось: «У вас, я смотрю, в Пыталовском районе денег очень много, что вы так легко можете 5-7 тысяч рублей компенсации выплачивать. Я же сказал уже: 65 тысяч получателей разделили грубо на общую сумму льготы. Получилось 677 рублей. В соседнем с вами Палкинском районе ветеран получает 600 рублей - с ЕДВ вместе. А в Пыталовском - 2 тысячи рублей, но таких там всего 500 на весь район! И чего у вас там ЖКХ с ума сходит, что обанкротится ваша компания? С народом надо работать!»
Тут с Арменом Мнацаканяном не поспоришь: пенсионеры, в том числе ветераны труда - самые аккуратные плательщики. Они не доедят, но квитанцию оплатят. Правда, вопрос, насколько будет недоедать теперь ветеран в Пыталове, остался открытым. Хотя начальник управления соцзащиты традиционно напомнил о субсидиях для тех, у кого плата за ЖКУ очень высокая для их дохода. А еще пообещал по первому зову приехать на сессию пыталовских депутатов и поименно назвать всех ветеранов, членов их семей и суммы, которые они платят за коммуналку. Заодно посоветовал разобраться - кто там не платит за ЖКХ на самом деле.
Несогласные
В финале же начальник управления соцзащиты еще раз многозначительно напомнил: ожидается много нововведений после 1 июля 2016 года... Участники встречи его услышали. Но свое мнение по поводу уже принятых в первом чтении изменений выразили недвусмысленно: с предлагаемыми изменениями категорически не согласны!
Эту резолюцию собрания профсоюзы оформят, как полагается, и передадут в согласительную комиссию по бюджету, которая на этой неделе собирает предложения и мнения. Как к этому мнению ветеранов отнесутся законодатели (не все, но большинство), предугадать легко.
Но уже сейчас хочется понять: почему областная власть не ведет разъяснительную работу в режиме нон-стоп? Или хотя бы в том же духе, что вела в конце 2014 - в начале 2015 годов по поводу оптимизации-реорганизации? Почему после принятия закона в первом чтении ветераны впервые слышат от начальника управления соцзащиты: мои двери всегда открыты, приходите - всё объясню?
А ведь какие-то аргументы в пользу своего решения у власти есть, если верить Армену Липаритовичу. Он же сказал, что сейчас выгоднее сыграть на опережение, то есть урезать на 300 рублей выплаты для 40-45% псковских ветеранов труда, чтобы они не попали под еще более жесткие, но уже федеральные меры. Или такие разъяснения, как и «нострадамусные» откровения могут сейчас сойти за раскачивание лодки? Кстати, в конце собрания Ульяна Михайлова отметила, что если участники встречи сочтут необходимым, то профсоюзы готовы оказать помощь в организации активных действий. Для начала - пикетов, для которых не требуется длительная процедура согласования. И ветераны труда от этой помощи не отказались.
По итогам же первого публичного обсуждения изменений в закон напрашиваются следующие выводы. Во-первых, несомненно, что сам процесс не только принятия, но и приятия закона будет сложным, болезненным и действительно повлечет за собой судебные разбирательства.
Во-вторых, ряд общественных и политических структур будут использовать тему «монетизации №2» не только в общих, но и в своих интересах, а этих интересов в выборном 2016-м году будет много.
В-третьих, вполне очевидно, что инициаторы изменений взяли в руки обоюдоострый меч: с одной стороны, ветераны, живущие на селе в неблагоустроенных домах, данное изменение воспримут положительно - у них просто появится какая-то небольшая сумма, которую можно потратить на свое усмотрение (хоть на дрова, хоть на конфеты внукам). С другой стороны, изменения ущемляют городских ветеранов, а их протест всегда более заметен.
В-четвертых, каким бы благими намерениями не руководствовались инициаторы изменений (будь то социальная справедливость для отдельной категории граждан или экономия бюджетных средств), при принятии таких сложных решений особенно важно соблюдать процедуру общественного обсуждения, а не обсуждать изменения постфактум. Но пока единственными, кто включился в эту процедуру, оказались профсоюзы.
Елена Ширяева