В Псковской митрополии РПЦ сменился глава. Решением Священного Синода правящим архиереем назначен епископ Егорьевский, председатель Патриаршего совета по культуре Тихон (Шевкунов). Один из самых влиятельных иерархов Русской православной церкви, которого в СМИ нередко называют «духовником Владимира Путина», сменил Евсевия (в миру Николая Саввина). Местом пребывания последнего на покое определен Псково-Печерский Успенский монастырь. Таким образом, в понедельник, 14 мая, в истории псковской митрополии завершилась затянувшаяся на четверть века глава под названием «Владыка Евсевий». Пришло время подвести итоги и сказать о том, чем запомнится псковичам митрополит и какие ожидания присутствуют в обществе от прихода нового главы.
Псковскую митрополию Евсевий возглавлял с 1993 года — сначала в сане архиепископа, а с 2008 года - в сане митрополита. Он появился на Псковщине как раз в те годы, когда после распада Советского Союза и смены общественно-политического строя начиналось возрождение Русской православной церкви. Во главе митрополии Евсевий сменил Владимира (Котлярова), который из Пскова уехал в Ростов, а вскоре стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и одно время даже рассматривался в качестве кандидата в патриархи. На фоне своего предшественника Евсевий ничем не блистал и уж точно не принадлежал к числу тех современных богословов, которых относят к культурно-просветительской элите интеллигенции. Напротив, в общественном мнении за псковским митрополитом закрепилась репутация руководителя авторитарного, нетерпимого к инакомыслию, крайне закрытого для СМИ и прочих общественных институтов. При этом следует иметь в виду, что за годы его служения в Пскове РПЦ, ранее гонимая, постепенно превращалась в почти официальный идеологический рупор власти светской, иначе говоря - происходило сращивание церкви с государственным аппаратом. И на этом пути превращения гонимых в гонителей в контексте разговора о митрополите Евсевии можно много чего вспомнить.
По мнению тех, кто был посвящен в историю этого конфликта, на ментальном уровне он объяснялся тем, что отец Павел принадлежал к когорте православных священников-диссидентов, пострадавших от Советской власти, тогда как Евсевий, наоборот, всегда с властью сотрудничал. Другой известный пример - запрещение архиепископом Евсевием в богослужении знаменитого иконописца архимандрита Зинона. Произошло это еще в 1996-м году, с позиции канонического церковного права запрет был полностью несостоятелен, и в дальнейшем был снят личным Указом патриарха Алексия II. Самостоятельно же исправлять ошибку Евсевий не стал. Так или иначе, талантливейший и яркий человек архимандрит Зинон был вынужден покинуть Псков, в дальнейшем он расписывал храмы на Афоне, собор святителя Николая в Вене (после чего храм был включен во все туристические маршруты), собор Федоровской иконы Божией Матери в Петербурге. По мнению председателя Приходского совета церкви свв. Жен Мироносиц в Пскове в 1989-2010 гг., заслуженного артиста России Виктора Яковлева, архимандрит Зинон и протоиерей Павел могли бы создать в Пскове крупные православные центры иконописи, образования и насыщенной общинно-приходской жизни с приютами для сирот, для престарелых и православной школой с полным циклом обучения. Они могли бы стать славой Псковской епархии, если бы не отношение к ним со стороны правящего архиерея.
Список священнослужителей, имевших собственное мнение, выступавших за следование евангельским принципам христианской общины и оттого пострадавших от Евсевия, можно было и продолжать.
Как тут не вспомнить наделавшую много шума историю с появлением на «Мерседесе» Евсевия таблички «Владыка» вместо номера; агитацию священнослужителя не просто за действующего губернатора, а против его оппонентов на губернаторских выборах; защиту митрополитом священника, попавшегося на хранении наркотиков и огнестрельного оружия; предании анафеме журналистов (в том числе автора газеты коммунистов (!) Олега Дементьева), а также многие другие, мягко говоря, странные эпизоды и нетривиальные комментарии современных событий и исторических процессов.
Все это я вспоминаю не для того, чтобы представить эпоху Евсевия в исключительно негативном свете. Нет, такой цели не стоит. Конечно же, при подведении итогов следует сказать и о том, что за четверть века псковская митрополия прошла длинный путь и стала совсем иной.
Разумеется, есть и те, кто всецело поддерживает архипастыря и не стесняется в его адрес добрых слов: мол, эти 25 сложнейших лет «на пике высочайшей ответственности, на пределе физических сил и духовных возможностей, по напряженности, по величию совершенных дел, равняются 100 годам человеческой жизни, потому что простой человек своими силами это совершить неспособен».
Однако всё это не отменяет сказанного выше - именно такое представление о псковской митрополии сложилось в общественном мнении. Многим казалось, что этот период не закончится никогда. Даже тогда, когда разговоры об уходе Евсевия стали звучать повсеместно и общим местом стало упоминать в этой связи о присланном год назад из столицы ныне епископе Гдовском Фоме (в миру Вадим Демчук), как о наиболее вероятном сменщике «вечного» Евсевия.
Однако вышло иначе. Постановлением Священного Синода на заседании под председательством патриарха Кирилла главой псковской митрополии назначен Тихон (Шевкунов). В масс-медиа его называют не иначе как «крайне влиятельным епископом», «духовником президента Владимира Путина» (правда, эта информация официально никем не подтверждается) и даже «возможным будущим патриархом». При этом важно отметить, что Тихон (Шевкунов) значительно младше своего предшественника, в 1980-е окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа», является автором разошедшейся астрономическими тиражами книги «Несвятые святые» и популярных документальных фильмов - всё это я к тому, что новый глава митрополии куда как более соответствует вызовам нового времени, чем Евсевий.
По крайней мере, у многих вчера появилась надежда на то, что в будущем в Пскове изменится формат взаимоотношений Русской православной церкви и общественных институтов, что представители РПЦ будут более открытыми и терпимыми к тем, кто придерживается иной точки зрения, что станет иной позиция РПЦ по вопросам защиты памятников истории и культуры, и на многое-многое другое. Как напишется эта новая страница в истории псковской митрополии, зависит прежде всего от ее нового главы.
Андрей Степанов