Очередной выпуск программы «Беседка» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» посвящен деятельности страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных, их информированию и индивидуальному сопровождению, в том числе при прохождении диспансеризации, профосмотров и диспансерном наблюдении. Гость студии – заместитель директора филиала страховой компании «МАКС-М» в городе Пскове Ольга Николаева. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.
Надежда Назаренко: Добрый день, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Беседка», меня зовут Надежда Назаренко. Сегодня у нас в гостях заместитель директора филиала страховой компании «МАКС-М» в городе Пскове Ольга Николаева. Здравствуйте, Ольга Михайловна.
Ольга Николаева: Здравствуйте.
Надежда Назаренко: В Российской Федерации каждый гражданин должен иметь полис обязательного медицинского страхования. Это нужно, чтобы в случае ухудшения здоровья получить бесплатную медицинскую помощь. Одной из компаний, оказывающих услуги по оформлению ОМС, является «МАКС-М». Не секрет, что часто пациенты не удовлетворены доступностью, качеством медицинского обслуживания, и гражданам порой совсем не просто разобраться в вопросах здравоохранения. Ольга Михайловна, расскажите, пожалуйста, поподробнее, как «МАКС-М» может помочь людям в получении качественной бесплатной медицинской помощи.
Ольга Николаева: Филиал АО «МАКС-М» в Пскове не только оформляет полисы ОМС, но и защищает права пациентов на получение медицинской помощи, является активным помощником пациентов в получении бесплатной качественной медицинской помощи. Институт страховых представителей в Российской Федерации начал поэтапно формироваться с 2016 года, когда приступили к работе страховые представители первого уровня – специалисты контакт-центра филиала АО «МАКС-М» в Пскове. Специалисты контакт- центра предоставляют гражданам справочно-консультационную информацию по типовым вопросам. У жителей Псковской области есть возможность круглосуточно обращаться за консультацией по телефону горячей линии 8-800-55555-03 (звонок бесплатный). С 2017 года в филиала АО «МАКС-М» в Пскове приступили к работе страховые представители 2 уровня – это специалисты, деятельность которых направлена на организацию информирования и сопровождения застрахованных граждан при оказании им медицинской помощи в каждой конкретной ситуации. Кроме информирования о диспансеризации специалисты второго уровня консультируют застрахованных лиц по широкому спектру вопросов сферы ОМС, таких как порядок выбора врача, медицинской организации, сроках ожидания диагностических исследований, условий плановой госпитализации. Страховые представители второго уровня также организуют телефонные опросы граждан о необходимости прохождения диспансеризации, качестве пройденной диспансеризации или о причинах отказа от ее прохождения.
Кроме публичного информирования граждан посредством размещения информационных материалов в СМИ, встреч в трудовых коллективах, страховые представители второго уровня осуществляют индивидуальное информирование застрахованных лиц по ОМС посредством смс-оповещений, проведения телефонных обзвонов и почтовых рассылок. Подобными способами проинформированы более 60 тыс. застрахованных в компании граждан, жителей Пскова, подлежащих диспансеризации в текущем году. Кроме того, специалистами компании разработана и активно распространяется тематическая полиграфическая продукция с подробной информацией о диспансеризации среди населения Псковской области.
С января 2018 года к информационному сопровождению застрахованных привлечены страховые представители третьего уровня – это квалифицированные специалисты-эксперты и эксперты качества медицинской помощи. Их деятельность направлена на работу с обращениями застрахованных лиц, контроль доступности медицинской помощи и своевременности диспансерного наблюдения.
В компетенцию страховых представителей 3 уровня филиала АО «МАКС-М» в Пскове входит: работа с письменными обращениями застрахованных граждан; анализ своевременности диспансерного наблюдения, плановых госпитализаций и иных рекомендаций по результатам диспансеризации; организация проведения экспертизы оказания медицинской помощи; участие в оперативном разрешении спорных ситуаций, возникающих в процессе получения медицинской помощи, формирования приверженности к лечению. Основная цель деятельности страховых представителей 3 уровня – помощь и консультирование застрахованных в самых сложных моментах, требующих квалифицированного вмешательства и постоянного сопровождения. Каждый такой специалист по направлению страховой медицинской компании прошел обучение по специально разработанным программам в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова. Работа страховых представителей организована в 24 медицинских организациях Псковской области.
Надежда Назаренко: С какими вопросами обращаются к страховым представителям? Может быть, есть какие-то вопросы, с которыми обращаются чаще всего?
Ольга Николаева: Чаще всего интересуются проблемами оформления страховых полисов ОМС, выбора или замены страховой медицинской организации, организации работы медицинских учреждений. В последнее время возникают вопросы, связанные с территориальной программой ОМС: видам бесплатной медицинской помощи, срокам ее оказания. Часто к страховым представителям обращаются, если не могут записаться к узкому специалисту, уточняют, действительно ли та или иная услуга платная, какой порядок ее предоставления. Это свидетельствует о повышении информированности и правовой грамотности жителей Псковской области. За 6 месяцев текущего года в филиал АО «МАКС-М» в Пскове поступило 27575 обращений. Все обращения были рассмотрены.
Надежда Назаренко: Если права пациента нарушены, и он об этом знает, куда следует обращаться? И бывают ли случаи, когда пациенты даже не знают, что их права нарушены?
Ольга Николаева: При обращении в медицинскую организацию застрахованные лица могут столкнуться с рядом нарушений их прав, в частности: доступность медицинской помощи, связанной с проблемами записи на прием к врачам-специалистам; очередность на госпитализацию; оказание медицинской помощи ненадлежащего качества; взимание денежных средств за медицинскую помощь, подлежащую оплате за счет средств обязательного медицинского страхования; отказ в медицинской помощи, который может выражаться в отказе выдачи направления на госпитализацию, а также к врачам-специалистам; несоблюдение медицинскими работниками этики и деонтологии при оказании медицинской помощи и даже приобретение изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов по назначению врача во время лечения в круглосуточном стационаре или дневном стационаре.
Если вы столкнулись с одним из вышеперечисленных нарушений, вам следует прежде всего обратиться в администрацию медицинской организации, это может быть главный врач, заместитель главного врача по лечебной работе, заведующий поликлиникой, в чьи компетенции входят защита прав граждан, обратившихся за медицинской помощью в данное медицинское учреждение. В случае, если ваше обращение администрацией медицинской организации не было рассмотрено или вас не удовлетворил результат рассмотрения обращения, следует обратиться к страховому представителю в этой медицинской организации или по телефону «горячей линии» 8-800-55555-03. Можно обратиться непосредственно в филиал АО «МАКС-М» в Пскове, находящийся по адресу: г. Псков, ул. Р. Люксембург, 12,
Кроме того, на официальном сайте филиала АО «МАКС-М» в Пскове http://www.makcm.ru/geo/pskovskaya в разделе «Найти ближайший офис» указаны телефонные номера страховых представителей в каждом районе Псковской области, куда каждый может позвонить и получить ответы на важные для себя вопросы.
Надежда Назаренко: Ольга Михайловна, давайте еще раз расскажет радиослушателям, что такое диспансеризация, зачем она нужна и как «МАКС-М» в этом отношении помогает пациентам?
Ольга Николаева: Страховые представители филиала АО «МАКС-М» в Пскове активно участвуют в одном из важных направлений здравоохранения РФ - профилактической медицине. Полис ОМС позволяет всему взрослому населению каждые три года проходить проверку здоровья, начиная с 21 года, а в отдельных возрастных группах - каждые два года. Для этого необходимо лично прийти с паспортом и полисом ОМС в поликлинику, к которой вы прикреплены. Важно знать, что профилактические медицинские мероприятия для застрахованных лиц бесплатны. Всегда легче предотвратить болезнь или начать лечить на ранних стадиях, если заболевание выявлено. При условии неформального проведения диспансеризация позволяет не пропустить первые и скрытые признаки серьезных недугов и вовремя начать лечение, а также определить факторы риска развития таких заболеваний, как инсульты, инфаркты миокарда, сахарный диабет, злокачественные новообразования, то есть тех болезней, от которых достаточно часто умирают люди в трудоспособном возрасте. За 7 месяцев 2018 года более 40 тыс. тысяч жителей Псковской области, застрахованных в филиале АО «МАКС-М» в Пскове прошли первый и второй этапы диспансеризации. Именно поэтому, если вы получили СМС-сообщение, письмо, либо телефонный звонок от страховых представителей филиала АО «МКС-М» в г. Пскове, то не стоит этому удивляться: это напоминание о необходимости обращения к лечащему врачу. За 7 месяцев 2018 года страховые представители филиала АО «МАКС-М» в г. Пскове индивидуально проинформировали о возможности прохождения диспансеризации и диспансерного наблюдения, в том числе повторно более 70 тыс. жителей Псковской области.
Надежда Назаренко: Ольга Михайловна, значит ли это, что на диспансеризацию нужно идти обязательно? Она все-таки проводится в добровольном или принудительном порядке?
Ольга Николаева: Диспансеризация является всеобщей, но проходить ее право гражданина, а не обязанность. Как и любое медицинское вмешательство (в том числе самый элементарный медосмотр) диспансеризация проводится исключительно по информированному добровольному согласию человека. Отказ от каких-либо процедур и обследований в ходе диспансеризации по своему желанию не лишает права на остальные исследования и анализы. Но врачи уверяют, что профилактические медосмотры играют огромную роль в спасении от тяжелых заболеваний и снижении смертности и игнорировать их не стоит.
Надежда Назаренко: Наша передача подходит к концу. Ольга Михайловна, может быть вы что-то хотели сказать нашим радиослушателям в заключение беседы?
Ольга Николаева: Система обязательного медицинского страхования – одна из составляющих здоровья всей нации, и нужно, чтобы эта система работала надежно и эффективно. Теперь между пациентом и медицинской организацией появился «проводник» – страховой представитель, к которому можно обратиться при любой проблеме, связанной с получением медицинской помощи, в том числе при диспансеризации. Хочется отметить, что первой и главной обязанностью пациента является своевременное уведомление своего страхового представителя о смене адреса, фамилии, документа удостоверяющего личность. Это необходимо для того, чтобы при обращении в медицинскую организацию избежать ситуации, когда в едином регистре застрахованных лиц, с помощью которого регистраторы идентифицируют пациента, содержатся неточные персональные данные. Поэтому обязательным условием устранения дефектов обращения в регистратуру является наличие паспорта и полиса, содержащих актуальные данные пациента. Несмотря на то, что в течение почти 25 лет существования системы ОМС форма медицинских полисов неоднократно менялась, сегодня на территории РФ действительны все виды полисов, и все они обязательны к приему в медучреждениях. При этом система постоянно развивается, и бланк полиса дополняется новыми сведениями. Поэтому на сегодняшний день, так называемые полисы «старого» образца, в Псковской области они зеленого цвета, выдача которых прекратилась с 1 мая 2011 года, уже не содержат необходимой полноты сведений о застрахованном лице.
Надежда Назаренко: Что же необходимо сделать владельцам «старых» полисов?
Ольга Николаева: Конечно, «старые зеленые» полисы объективно нуждаются в замене. Необходимая, наиболее полная информация об адресе, данных паспорта, ФИО гражданина позволит страховым компаниям актуализировать базу данных застрахованных лиц, что позволит, в свою очередь, пациенту избежать проблем при прохождении диспансеризации, диспансерном наблюдении, да и просто при обращении за медицинской помощью в медицинскую организацию.
Надежда Назаренко: Ольга Михайловна, спасибо вам большое за подробный рассказ. Я напомню, что в гостях у нас была заместитель директора филиала страховой компании «МАКС-М» в городе Пскове Ольга Николаева. Спасибо, что пришли к нам и ответили на наши вопросы. До свидания.
Ольга Николаева: До свидания.