Общество

Любовь. Такое часто случается в мегаполисе…

26.11.2007 14:18|ПсковКомментариев: 3

«Русалка», Россия, 2007 год, режиссер Анна Меликян

В 2001 году появившаяся на экранах кинотеатров сентиментальная лента «Амели» по доброй прихоти режиссера–новатора Жан-Пьера Жене породила по всему миру волну фильмов – эпигонов, клонов, называйте, как хотите. Главным действующим лицом этих фильмов была милая девушка необычной судьбы, одинокая, непонятая собой, а самое тревожное миром. Она искала свою любовь и, пройдя через бурелом комплексов и необычных приключений, находила ответ на вопрос: «А где я в этом потоке?»

Потный вал вдохновения докатился и до России, когда в 2005 году Максим Коростышевский снял неплохое кино ala «Амели» с ярким названием «Дура». В этом году Анна Меликян выплеснула на экраны «Русалку». Не стоит спорить, кто больше является «Амели» - «Дура» или «Русалка», является ли «Русалка» «Дурой» или наоборот, все это от лукавого. Главное, что режиссер Анна Меликян вполне искренне, на наш, русский манер, захотела переложить срез отечественной суровой действительности через призму мировоззрения восемнадцатилетней девочки. Кстати поток сознания режиссера и сценариста Анны Меликян снабжается изрядным звуковым рядом в духе «Вальса Амели». Русским Яном Тирсеном выступил небезызвестный Игорь Вдовин, уже писавший ost к предыдущему фильму Меликян «Марс».

Только зеленые волосы. Исключительно фантазии на завтрак на обед и вечером тоже. Просто какой-то Ганс Христиан Андерсен, а, в общем и целом – «Русалка». Маленькая девочка Алиса (Мария Шалаева), ждущая папу - моряка очень дальнего плавания. Мама – властная домоправительница весом в центнер. Бабушка – божий одуванчик – и как она только не умерла по ходу фильма. Девочка подросла, достигла совершеннолетия и вместе с мамой, бабушкой-одуванчиком переехала в Москву – город-сказку, город-мечту, чтобы жить и мечтать, и конечно же найти своего принца на белом «Майбахе».

Все эти образы–приметы нашего времени чрезвычайно узнаваемы. Безразличная к людям столица. Мать-одиночка, не уделяющая должного внимания дочке. Девочка, стремящаяся растворить серость окружающего мира в радушных красках фантазии. Как выход из мрачного настоящего – первая влюбленность в красивого и умного бизнесмена Сашу, продающего участки на видимой стороне Луны (Евгений Цыганов). Но «мир – это весьма жестокое место и за него стоит бороться» (с, Эрнест Хемингуэй) – поэтому из Алисиной влюбленности ничего хорошего не может выйти по определению, но, к слову, девушка не сильно и пытается сопротивляться судьбе, которая бесхитростно несет ее по течению. Выкинет ли поток событий нашу русалку на берег – ответ в самом фильме Анны Меликян.

Стержень «Русалки» – это, прежде всего, актерские работы Евгения Цыганова и, конечно же, Марии Шалаевой. Девушка при всех заимствованиях сюжета – очень органично выглядит в образе «русалки» на Земле – непонятого и непринятого миром существа – мучающая ноги в кровь своей безнадежной влюбленностью. Цыганов – с одной стороны привычно харизматичен, с другой – новыми красками оттеняет циничный образ безнадежно испорченного роскошью бизнесмена, который к 25 годам перепробовал все радости жизни, пресытился и мечтает умереть.

Показателен диалог Саши с «русалкой» Алисой:

- Зачем тебе участок на Луне? – спрашивает Алиса.

- Чтобы было куда бежать, только мне бежать никуда не надо, мне и здесь хреново, - говорит Саша.

Достигнув определенного положения в офисном пространстве, которое позволяет с высоты небоскреба глядеть на раскинувшийся в сумраке мегаполис – человек теряет нравственные ориентиры. И надо быть, по меньшей мере, искренней и не испорченной миром «русалкой», чтобы понять счастье в тебе, вокруг тебя, в твоем любимом или любимой. Банально – факт. Понимаем ли мы это? Вот в чем загвоздка, и никакая «Амели» здесь не причем.

Олег Николаев

Спасибо кинотеатру «Победа» за оказанную поддержку в создании рецензии.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Нужно ли вернуть обязательное распределение молодых специалистов?
В опросе приняло участие 240 человек