Общество

Представители исторического сообщества Псковской области обсудили, как противодействовать попыткам фальсификации истории

31.07.2024 14:51|ПсковКомментариев: 0

Круглый стол «Сохранение исторической памяти и противодействие попыткам фальсификации истории. К 80-летию освобождения Псковщины от немецко-фашистских захватчиков» состоялся в прямом эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). 43% россиян в возрасте от 18 до 24 лет не знают, когда началась Великая Отечественная война. Такие данные три года назад озвучили специалисты ВЦИОМ. Снижается и процент тех, кто может назвать героев войны - людей, отдавших жизнь за Родину. Представители исторического сообщества Псковской области обсудили, можно ли переписать историческую память и как освещать сложные и спорные события истории. 

 

Нужно поднимать и открыто обсуждать сложные вопросы истории. Такое мнение высказал заведующий сектором новейшей истории исторического отдела Псковского музея-заповедника Илья Казанцев.

«Выработана целая концепция сложных вопросов истории, есть целый список. Это и репрессии, и договор о ненападении с Германией, многое другое, на них нужно обращать особое внимание. Наше историческое сообщество решило, что эти вопросы мы не прячем, а выводим на всеобщее обозрение, ведь в дискуссии и открытой полемике рождается понимание. Историческая память – штука коллективная, а не точка зрения одного человека», – рассказал Илья Казанцев.

Он отметил, что неудобные вопросы поднимают и экспозиции Псковского музея-заповедника, ведь «вся история – это один неудобный процесс».

«Я думаю, что у некоторых процесс переписывания истории проходит достаточно успешно. Давайте вспомним, во Франции в конце 40-х - начале 50-х прошлого века все знали, что победу над нацизмом одержали Красная армия и Советский Союз, а также союзники, которые участвовали во втором фронте. Сегодня, я думаю, в большинстве своем в той же самой Франции и ряде других стран все уверены в том, что победу над нацизмом одержали как раз союзники. На десятых ролях была как раз Красная армия, по их убеждению. Это яркий пример того, что историю изменили, в том числе с помощью институтов исторической памяти, с помощью различных публицистических, научных, политических институтов, которые очень активно воздействуют на общественное мнение разными способами», – рассказал председатель Общественной палаты Псковской области, член Совета регионального отделения Российского военно-исторического общества Александр Седунов.

Он назвал ярким примером переписывания истории Польшу, где Институт исторической памяти полностью контролирует архивы и полностью доминирует над всеми исследователями. Сотрудники Института исторической памяти - государственные служащие.

«Если работники учебных заведений, научные сотрудники Академии наук - это обычные гражданские люди или просто исследователи, то здесь это государственные служащие, которые имеют государственный заказ», - уточнил Александр Седунов.

«Переписать архивы весьма сложно», - отметила заместитель директора по научной работе ГКУ ПО «Государственный архив Псковской области» Валерия Волкова и добавила, что со своей стороны архивы должны показывать те документы, которые у них хранятся, рассказывать о них.

«И, если мы говорим о Великой Отечественной войне, хотя прошло 80 лет, в сущности, многие аспекты еще не изучены. Мы даже окончательно не знаем количество жертв. Если мы достанем даже документы нашей Псковской областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников, как она называлась, если мы покажем эти документы, то о чем тут говорить? Это истина. Мы должны помнить о том, что произошло 80 лет назад. Это, наверное, самые страшные события в истории нашей страны. И в архивах есть документы, которые нельзя опровергнуть, которые нельзя переписать, которые являются нашим достоянием и которые показывают истинную картину, что происходило в годы Великой Отечественной войны», - сказала Валерия Волкова.

Она уточнила, что в истории есть множество спорных вопросов, и Государственный архив Псковской области хранит множество спорных документов, которые нельзя прятать.

«Если мы будем прятать неудобные и спорные документы, к ним возникнет только больший интерес, и рассматривать их будут совсем по-другому. Мы должны сами рассказывать о всех неудобных моментах, не дожидаясь, пока это сделают другие», – отметила  Валерия Волкова.

При этом связь музеев Европы и России в последние десятилетия была нарушена. Так как в политических реалиях современности фейки об истории стали политическим инструментом для достижения конкретных целей.

«Что касается сотрудничества, к сожалению, оно прервалось. Процесс сохранения исторической памяти построен на коммуникации, на выяснении истины, правды. Он, естественно, построен на дискуссии. Этот процесс сейчас прервался в силу того, что происходит очень сильное геополитическое столкновение. И в этих условиях фейки, дезинформация — это просто политический инструмент», - добавил Илья Казанцев.

Он акцентировал внимание на том, что эти страны чаще всего занимаются фальсификацией чужой истории, меняют историческую память чужих народов.

«Например, американцы свою историю стараются беречь. Смелее всего мы должны говорить о самих себе, ведь мы сделали со своей исторической памятью то же самое. К большому сожалению, не создавая центров национальной памяти, не создавая никаких технологий на протяжении 90-х и нулевых, мы точно так же невзначай стирали память о той же самой Великой Отечественной войне», — добавил он.

При этом именно в 90-е годы было множество людей, которые помнили и знали о местах массовых захоронений и могли по собственным воспоминаниям рассказать о событиях Великой Отечественной войны.

Отметим, круглый стол прошел при поддержке правительства Псковской области и регионального отделения Российского военно-исторического общества.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 54 человека