Экономика

Взлет цен: почему в Псковской области дорожает сельхозпродукция?

07.10.2021 16:19|ПсковКомментариев: 9

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему роста цен на товары и сельхозпродукцию, который вышел на волнах радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM).

 

Псковская область область в очередной раз отличилась на федеральном уровне. Наш регион стал лидером по росту цен на реализованную сельхозпродукцию. По данным Росстата, у нас с января по август цены на сельскохозяйственные товары выросли почти на 30%. Обещанный федеральными властями контроль за стоимостью «борщевого» набора, привлечения ФАС к регулированию цен, кажется, не увенчались успехом. Кашу не сваришь в буквальном смысле, даже из топора. С рынками выходного дня и сельскохозяйственными ярмарками, которые предлагают ассортимент товаров каждому по карману, тоже не сложилось - коронавирус прикрыл. Сезонного снижения цен на овощи также не дождались.

Что не так с сельскохозяйственной продукцией? Почему местные товары к сезону выросли в цене? Ответы на эти вопросы поищем в «Дневном дозоре».

На цены на животноводческую продукцию влияет стоимость кормов для скота, рассказал председатель сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Красное знамя», председатель комитета по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Псковского областного Собрания Андрей Козлов. В нынешнем году неурожай культур, сильно поднялась цена на зерно, что увеличило стоимость мяса.

Если рассматривать производство овощей и фруктов, то и здесь можно отметить, что затраты на их производство тоже выросли, отметил Андрей Козлов. В разы подорожали удобрения, средства защиты растений. В несколько раз поднялись цены на металл, что сказалось вообще на всех областях экономики. Вероятнее всего, цены на товары будут расти и дальше, заключил Козлов.

«У нас сельхозпроизводители в основном реализуют, скажем так, не готовую продукцию, а сырье. А это уже продажи готовой продукции, этим занимаются уже переработчики, ритейлеры и различные торговые сети. Это больше вопрос и к ним, это вопрос их аппетита. Это тоже все определенные затраты, поэтому с ними надо поговорить. Подорожание было, есть и в ближайшее время будет, потому что, на мой взгляд, тенденция роста пока продолжается. Мы видим и цены на газ, и цены на нефть, на топливо. Затратная часть производства нашей продукции увеличивается. Соответственно, чтобы быть рентабельным, чтобы можно было платить зарплаты и налоги, мы вынуждены поднимать свою продукцию. Опять же, одни мы этим заниматься не можем, есть и переработчики, которые также находятся на своем рынке. Мы их теребим, чтобы они повышали цены на готовую продукцию. Этот снежный ком идет в виде повышения цен на конечный продукт в магазине».

Уверен в перспективе роста цен и псковский бизнесмен, директор супермаркета «Империал» Николай Рассадин. В ценообразовании многое зависит от стоимости энергоресурсов, напомнил предприниматель. Экономистам в правительстве следует уяснить, что снизить ценник на продукты поможет только снижение стоимости топлива, электричества и газа. Ограничивать предпринимателей и загонять их в какие-то рамки, устанавливать фиксированные цены на товары — не выход, уверен Николай Рассадин. Также правительству стоит поучиться бороться с инфляцией, считает он.

«Очень многое зависит от цен на энергоресурсы. Такой парадокс: наша страна обладает большим объемом энергоресурсов, нельзя сказать, что они какие-то дорогие, при этом цены на энергоресурсы растут очень большими темпами. Отсюда, наверное, и влияние роста цен на энергоресурсы на рост стоимости конечного продукта. Поэтому, думаю, что пока в правительстве экономисты не уяснят себе элементарные экономические постулаты и не придут к тому, что экономическую модель надо строить исходя из того, что нужно сдерживать рост цен на энергоресурсы, а не ограничивать предпринимателей, загоняя их в какие-то рамки, пока этого не случится, не будет остановлен рост цен. Мы не умеем бороться с инфляцией или не хотим бороться с ней».

Руководитель крупного великолукского холдинга Дмитрий Матвеев также считает, что акценты регулирования ценообразования товаров сельхозпроизводителей неверные. Он назвал странным, что проблемы в этой области государство пытается решить за счет бизнеса, при этом никто не говорит про ограничения роста цен на газ, нефть, металлургию и коммунальные услуги. Дмитрий Матвеев отметил, что в Советском Союзе уже пытались государственно регулировать цены, что привело к пустым полкам. Все хотят указывать, что делать, но никто не хочет ехать на село, заметил бизнесмен. Цена, например, на молочную продукцию сейчас реально высокая, но не потому, что фермеры хотят много заработать, а потому что растет себестоимость продукта. Регулирование — это плохо, уверен Дмитрий Матвеев, нужны условия для конкурентного бизнеса и условия, чтобы люди могли зарабатывать.

«Мне кажется, что когда кто-то что-то регулирует в продуктах питания, мы проходили уже это в Советском Союзе, когда пытались это контролировать. К чему это привело? К пустым полкам. Все хотят указывать всем, что делать, но при этом почему-то никто не хочет ехать на село. Давайте загоним всех этих чиновников, которые советуют, что делать, на село. Пусть они нам покажут, как производить молоко, как заготавливать корма, как работать с банками. Все хотят только советовать. Может, давайте подумаем, как 20 миллионов людей у нас живут ниже прожиточного минимума. Давайте подумаем, как сделать так, чтобы они стали богаче, как сделать так, чтобы они могли покупать себе литр молока. При этом я хочу сказать о том, что цена на молочную продукцию на сегодняшний день реально высокая. Это плохо. Не может быть, на самом деле, чуда, если вам поднимают цены на входящее сырье и растет себестоимость. Если вы не поднимаете цены, то будет убыток, и мы вынуждены повышать эти цены. Если говорить о регулировании, я считаю, что это плохо. Не потому, что я сейчас пытаюсь защитить интересы предпринимателей, а потому что не понимаю, почему у нас чиновники все хотят регулировать. Пусть они регулируют свою численность, пусть регулируют свои заработную плату. Давайте об этом будем говорить. Давайте создавать условия, при которых бизнес будет развиваться и будет конкуренция».

Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Прометей» Александр Конашенков также подчеркнул, что на производство сельхозпродукции требуется больше финансовых вложений. Однако он отметил, что сам роста цен в магазинах не замечал, скорее, наоборот. Несмотря на повышение цен на топливо и удобрение, литр молока стоит так же, как и весной, а морковь даже подешевела. Фермеры зарабатывают не столько, сколько могли и хотели бы, но нельзя это связывать с ростом цен на продукцию, заключил Конашенков.

«Вот молоко допустим, которое наши труженики реализуют, оно не повысилось нисколько в цене. Любому фермеру позвоните, могу дать вам телефон, эта цена практически какая была, такая и осталась — 20 с небольшим рублей. По всем остальным позициям цены были другие. Вот, например, весной по 100 рублей морковка, картошка, свекла, капуста тоже 100 рублей стоила, а сейчас продают где-то по 25. В 4 раза дешевле стала. Кто же сказал, что повысились? Мы зарабатываем всегда, но не столько, сколько хотелось. Кроме того, все составляющие крестьянского труда повысились — начиная от удобрений до техники, поэтому рост существенный».

В Псковской области сложная ситуация с развитием фермерства, считает фермер, активист Анвар Зуфаров. Наш регион — дотационный, кроме того, является зоной рискованного земледелия. Большая часть псковских фермеров и небольших хозяйств имеют устаревшее оборудование, которое требует замены и обновления. Это стоит дорого и ведет к повышению цен на готовый продукт. Кроме того, субсидирование фермеров в Псковской области развито плохо, считает Анвар Зуфаров. Деньги на развитие получают, как правило, только крупные или привилегированные фермеры. Псковским производителям тяжело конкурировать с югом, где можно выращивать культуры с меньшими финансовыми затратами и из-за климатических условий в том числе. Скорее всего, сезонный спад на сельхозтовары в регионе может быть, только местные производители на него не смогут пойти, уверен фермер.

Анвар Зуфаров. Фото из социальной сети Facebook

«У нас сейчас будет, наверное, характерный спад, потому что, если цены упадут, то это будет сезонный спад, но фермеры не смогут физически на него пойти, потому что ниже себестоимости продавать продукцию бессмысленно. Подорожало все: дизель, удобрение, комплектующие к технике, металл. Никто же не думает, что тракторы сделаны из металла и ездят на дизеле? Куча-куча подорожаний, причем в разы. Не на 10-20%, металл вот подорожал на 100%. Вся логистика, все хранение, электричество подорожало. При этом продукция не должна дорожать. Так не бывает. Есть механизм удерживания цен — это субсидирование или льготное приобретение оборудования, топлива и так далее. В Псковской области этот механизм, скажем так, не настроен. Он есть, но он не настроен. Очень многие фермеры, с которыми я общаюсь, они не получили никакой поддержки, в том числе я не получил ни рубля от области».

Рост цен всегда был комплексным процессом, подчеркнул президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Связан он и с желанием торговых сетей повысить свою выручку (цель сельхозпроизводителей — продать свою продукцию подороже), и с неурожаем, высоким спросом на товар при его дефиците. Кроме того, для поднятия стоимости у фермеров есть объективные и субъективные причины, в частности, рост цен на энергоресурсы, отметил Зубов.

«Уже и Минсельхоз значительно снизил свои прогнозы на продажу зерна на экспорт. Погодные условия не позволили собрать достаточно высокий урожай. Тем более у нас, в Псковской области, зона рискового земледелия. С учетом очень жаркого лета по ряду продукция тоже наблюдается неурожайные результаты — это является следствием недостатка сельскохозяйственной продукции на прилавках магазинов. Более высокий спрос, более высокие цены. Спрос рождает предложение, и если недостаточно предложений, то цена на товар растет. Плюс у производителей есть объективные и субъективные причины для роста цен, так как цена сельскохозяйственной продукции зависит от энергетической составляющей. В основном, это не только электроэнергия, но и стоимость дизельного топлива, на котором работают все сельхозмашины, мы видим, что на заправочных станциях цены растут безостановочно. Это, наверное, основные причины, плюс некое желание в сезон людей питаться именно свежим товаром, поэтому постоянно в обиходе овощи и фрукты, также идет заготовка картофеля на зимний период, так как понимаешь, что цена в магазинах будет не такой, как сейчас».

Причины роста цен на сельхозпродукцию более чем очевидны. Как бы не указывали производители на то, что они не стремятся нажиться, а хотят выжить — зарабатывать хотят все. От фермера до владельца гипермаркета, от директора завода по производству удобрений до производителей сельхозтехники. Отдавать даром продукт, в который вложены колоссальные ресурсы никто не собирается, что вполне ожидаемо. В очередной раз в попытках выяснить причину роста стоимости товаров, мы приходим к выводу, что истина где-то сверху, в состоянии мировой экономики, для которой рост цен на сельхозтовары в Псковской области — не самая большая проблема.

Дина Дабришюте

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 161 человек
ПЛН в телеграм