Русский человек, как известно, существо изобретательное. Особенно когда речь идет о деньгах государства, которые куда органичнее смотрятся в личном кармане. Закон прикарманивание запрещает, но, если хорошенько поразмыслить, то обойти его не так уж сложно.
Так рассуждали четверо псковских Дэвидкопперфильдов, надо признать, не лишенных криминального таланта. В 2019 году они решили, что настал их звездный час, пора от слов переходить к делу. Закрадывающиеся сомнения гнали от себя мыслью, что их криминальная деятельность в чем-то даже на пользу государству. Граждане легко убедили себя, что, нарушая закон и пополняя личные банковские счета, они выводят отечественную экономику из трудной жизненной ситуации.

Фото: Псковская транспортная прокуратура
Так вот, наши герои решили, что надо ввозить импортные грузовики в Россию. Но не как все. С растаможкой, платежами в бюджет и прочей официальной тягомотиной только лохи делают, полагали эти прекрасные концессионеры. К поставленной задаче подошли творчески, применили смекалку, болгарку и шаловливые ручки. Сходу сообразили: если разобрать ввозимый грузовик «на молекулы», то это уже не грузовик через государственную таможню в Россию движется, а пара ведер с болтами и гайками, куски железа и сборник авторских молитв, чтобы господь ниспослал таможенника, не задающего лишних вопросов. А уже в России из «молекул», при помощи магии, гаечных ключей и такой-то матери, обратно собирался полноценный тягач.
Давайте детализируем схему без аллегорий, чтобы исчезли последние сомнения в стопроцентной криминальности замысла и схемы.
Один из осужденных на иностранных сайтах вдумчиво подбирал страждущим б/у грузовики. Покупателю талантливо разъясняли, что для уменьшения размера взимаемых таможенных платежей используется схема перемещения и декларирования иностранных транспортных средств по частям и агрегатам. В дальнейшем транспортное средство легализуется под уже имеющиеся документы на аналогичное транспортное средство, состоящее на учете в органах ГИБДД РФ. «Ноу криминалити», — клялся и бил себя в грудь первый участник схематоза.
Приобретенное в ЕС транспортное средство перемещалось на дружественные автосервисы в прибалтийских государствах. Далее фигурант направлял своему подельнику данные по планируемому к ввозу транспортному средству для расчета минимальной «проходной» таможенной стоимости товара, по которой тот мог быть выпущен в РФ по частям и агрегатам. Этот персонаж рассчитывал минимальную стоимость ввоза, а также таможенные платежи.
Третий участник преступного сообщества демонтировал кабину, после чего транспортное средство в два этапа перемещалось, говоря официальным языком, на таможенную территорию ЕАЭС. В одной партии шли шасси с двигателем, коробка, мосты и т.д. – все это декларировалось как запчасти. Вторым этапом ввозили кабину. Финальный этап — приклепать «голову» к «телу» в Пскове – был уже делом техники. Четвертый подельник спиливал оригинальные номера, наносил липовые — от автомобиля, зарегистрированного в ГИБДД.
Понимаете, как все устроено? По отдельности все это – какой-то конструктор. Все вместе – полноценный автомобиль. Как несложно догадаться, стоимость растаможки и ввоза у них – две большие разницы. Ради чего все и затевалось.
Таким незамысловатым способом в нашу страну прибыли 9 грузовиков-фантомов, а государство не досчиталось, без малого, 13 млн рублей таможенных платежей. Короче говоря, дело спорилось, гаечный ключ без дела не лежал, парни шли к успеху.
Но что-то пошло не так. Как водится, в самый неподходящий момент попали в прицел видеокамер. Довольно наивно в современном мире надеяться, что не попадешь в чей-нибудь назойливый объектив с высококачественным оптическим зумом. Вот и наши «самоделкины» стали героями видео, причем в лучшем виде. Спиливание номеров агрегатов проходило так вдохновенно, будто изготавливался арт-объект для музея Гуггенхайма в Бильбао. Оперативники ФСБ, разумеется, оценили перформанс и решили, что этому творческому порыву самое место в Псковском тюремном замке.
Дальнейшие процессуальные перипетии опускаю, сразу перейдем к судебной части сюжета. Тут российский суд вспомнил, что он, как-никак, самый гуманный суд в мире. Отнесся к подсудимым с удивительным снисхождением. С учетом содеянного, я бы сказал, отделал легким испугом. Выписал каждому по 7 с небольшим лет условно и от 500 до 800 тысяч рэ штрафа.
Казалось бы, живи, радуйся, ставь свечку за здравие судьи-гуманиста и делай выводы. Но нет.
Наши собиратели конструктора решили, что их недооценили, а суд неверно истолковал возвышенные мотивы. Подали апелляцию. Возможно, рассчитывают, что областной суд проникнется масштабом креативности и вынесет вердикт: «Да вы же – инженеры будущего! Оправдать!»
Вот тут начинается самое интересное. Есть обоснованная вероятность, что суд действительно проникнется, только в обратную сторону — пожелает чутка поправить мягкотелость приговора первой инстанции. Обвинение-то сложа руки тоже не сидит, имеет, что сказать в апелляционной инстанции по теме гуманизма к воровству государственный денег. Вследствие чего условный срок может превратится в реальный, колючий, пахнущий суровым тюремным распорядком.
Потому что где-то, как видно по лицам участников этого торжества, они все-таки просчитались. И, складывается такое ощущение, что со дня на день им, наконец, объяснят — где именно и на сколько лет.
Андрей Степанов