Архив

Грехи наши тяжкие, грехи наши страшные

28.12.2004 11:30|ПсковКомментариев: 0

Человек слаб. И время нравов не меняет. Проституция, пьянство, азартные игры – неизменные пороки, которые следуют за нами по пятам. Псков не стал в этом смысле исключением. Что изменилось за 100-200 лет?

Наталья БАРАНОВА

Недавний закон, наложивший запрет на употребление пива в общественных местах, не остался незамеченным широкой публикой. Еще больший резонанс вызывают появляющиеся время от времени предложения о легализации проституции и открытии официальных публичных домов. Между тем, все это уже было в государственной практике. Аргументация «за» через несколько столетий ничуть не изменилась.

Дом без красных фонарей


Законодательно оформленный контроль за городскими проститутками в дореволюционной России осуществляла полиция. В Пскове, вслед за многими другими городами, в конце XIX века были приняты правила об обязательном медицинском освидетельствовании «этих дам». Не реже одного раза в неделю. Как правило, женщины –жертвы общественного темперамента – проживали на частных квартирах, в трактирах с меблированными номерами и в домах терпимости.

Специальных домов «с красными фонарями» в Пскове не было. Официально зарегистрированные жрицы любви обитали вместе с курирующей их мамкой в дешевых гостиницах, где «под услуги» было выделено несколько комнат или крыло. Одна из таких гостиниц с дурной репутацией находилась, например, в районе современных улиц Льва Толстого и Плехановского (тогда Петровского) посада. Жители окрестных домов часто жаловались в полицию на шум, нередкие драки и скандалы. Между тем для содержателей таких заведений, исправно плативших налоги в казну, губернскими властями были изданы специальные правила, при нарушении которых заведение могло быть закрыто, а хозяева и «работницы» привлекались к ответственности (штрафы и тюремное заключение). В частности, правила содержали следующие пункты: бордель мог быть открыт только женщинами в возрасте от 35 до 60 лет, хозяйки должны были соблюдать чистоту в помещениях, вести бухгалтерскую и другую отчетность, наблюдать за чистотой внутри помещений, на работу имели право брать женщин не моложе 16 лет, следить за их гигиеной, не допуская «крайнего их изнурения». Полиция регламентировала одежду и поведение проституток – они не могли одеваться вызывающе и вычурно, должны были вести себя скромно, не собираться большими компаниями, дважды в неделю посещать бани.

Для поддержания порядка, предотвращения венерических болезней, для общего контроля за «благочинием» и «добронравием» в 1878 году в Пскове появился врачебно-полицейский комитет при полицмейстере. Первоначально он занимался борьбой с распространением «любострастных» болезней, а впоследствии выдавал знаменитые «желтые билеты» - своеобразные паспорта для зарегистрированных проституток.

Тем не менее, «билетных» проституток, которые являлись в некотором роде элитой, было все-таки меньше, чем «безбилетных». Неподконтрольные полиции гулящие девки-«безбилетницы» были постоянной головной болью властей. После отмены крепостного права в 1861 году крестьянки, приезжающие в город на заработки, не сумев найти другого занятия, выбирали проституцию.

Они обитали по рынкам, вокзалам и являлись основным источником распространения венерических болезней.

Пороки псковичей – леность и пьянство


В круг обязанностей псковского полицмейстера входила и забота о недопущении пьянства в праздничные и ярмарочные дни, наблюдение за поведением крестьян в трактирах и питейных заведениях. В своих отчетах почти все губернаторы писали о пороках псковичей – «лености и пьянстве». Особую озабоченность властей вызывало то, что псковские крестьяне пропивают весь свой урожай. Ярмарка для них – это 3-4 дня пьянства, картежной игры, драк и убийств, всякого рода бесчинств и безобразий.

Полиция, согласно инструкции 1876 года, следила за соблюдением правил о «питейных сборах», выступала за ограничение мест, где продавалось спиртное, запрещала продажу малолетним обывателям «вин и других разрушительных напитков». В случаях обнаружения незаконных «заводов для выделки напитков из вина и спирта», продажи домашних настоек, пива, браги, полиция должна была изымать и уничтожать подобные напитки, требовать уплаты штрафов.

Сами мы не местные


В материалах «Отчетов» псковской полиции не редкость упоминание о карточных шулерах, которые заманивали обывателей, используя разные приемы. Некоторые начинали играть на железнодорожном вокзале, прикидываясь господами, отставшими от поезда. Другие подпаивали выбранную жертву в трактире, потом приводили «в номера» и с легкостью обыгрывали. Поживившиеся мошенники быстренько уезжали в соседние населенные пункты.

Приезжали в город и целые шайки профессиональных нищих, которые распределялись по улицам, дворам, домам, выпрашивали подаяние, не брезговали и воровством. По указанию губернатора время от времени полиция проводила облавы, после которых нищие выселялись за пределы города. Некоторые из них по состоянию здоровья определялись в лазареты и богадельни. Псковский полицмейстер неоднократно заявлял  о необходимости создания специальных домов, где можно было бы использовать бродяг и нищих для «пользы городского благоустройства». Прошло сто лет. И что изменилось?

P.S. Автор благодарит за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи Александра Седунова, кандидата исторических наук, преподавателя Псковского филиала Санкт-Петербургского института МВД России.

ПЛН в телеграм




опрос
О чем вы спросили бы президента в ходе прямой линии?
В опросе приняло участие 224 человека