Рынок праздничных услуг – одно из наиболее динамично развивающихся направлений псковского бизнеса. И спрос на эту сферу услуг растет также динамично, как и предложение. Корпоративные вечеринки, промо-акции, детские праздники, профессиональные поздравления – все это переходит на новый качественный уровень. Зная широкий читательский интерес к этой теме, «Стерх» представляет эксклюзивное интервью с, пожалуй, наиболее известными ведущими корпоративных, детских и свадебных праздников в Пскове - Ольгой Шеволдаевой и Алексеем Банниковым.
- Вы хорошо известны в псковском «праздничном» мире, и не нуждаетесь в особом представлении нашим читателям. Однако многих, думаю, интересует, с чего все начиналось?
- Начиналось все с пионерских лагерей, веселые конкурсы, веселые люди. Потом моя сестра подумала, почему бы ни заняться праздниками. Она как-то сказала: «Ты будешь Дедом Морозом», каковым я и являюсь до сих пор временами. Июль, август, сентябрь – идут свадьбы. Перед Новым Годом очень много корпоративных праздников. Вообще, Деды Морозы, как и праздники, бывают разные: и большие, и маленькие. Кому-то нужен определенный уровень, да и все сезоны у нас отличаются друг от друга. Стандартных репок у нас на свадьбах нет. Все люди разные, и идеи рождаются неожиданно.
- А если люди, пришедшие на праздник, почему-то не хотят радоваться. Легко ли завести разновозрастную компанию, или группу, где люди мало знакомы?
- Многое зависит от компании. Каждая из них имеет свою специфику. Бывает, например, и сонная. Если молодожены хотят веселой свадьбы, то лучше не приглашать «особых» гостей (начальника мамы, начальника папы или батюшку).
Зная список гостей, есть возможность сделать праздник действительно необычным и запоминающимся. Например, мы проводили свадьбу в Острове, где свидетелем был наш олимпийский чемпион и команда России по лыжным гонкам. И было очень весело. Все идеи были с элементами лыжной эстафеты.
А была свадьба, где были приглашены наши футболисты. И тоже было очень весело. Оказалось, что они достаточно заводные люди и любят как принимать участие в конкурсах, так и судить их, просить переиграть.
С детьми очень весело, они не устают от конкурсов, у нас уже горы бумаги со сценариями для детей. Детский праздник – это как марафон, играют без остановки, даже когда едят.
- Сейчас становятся модными корпоративные праздники, промо-акции на больших площадках с участием значительного числа людей. Вы не пытались освоить такие глобальные проекты? Ведь это достаточно сложно.
- Действительно – это очень сложно. Частично мы выполняли такие функции. Речь идет о городских праздниках, когда в качестве заказчика выступал город. Вспомним день города, сезоны в детском парке. Нередко фирма заказывает корпоративную вечеринку в определенном клубе и приглашает нас. Плохо, когда все делается в последний момент. Ведь важно учесть специфику клуба, в котором будет проводиться корпоративный праздник, при разработке программы. Сложнее, когда люди незнакомые. Друзья по работе более открыты и веселые, поэтому корпоративные вечеринки, как правило, проходят «на ура». Когда все друг другу знакомы, то можно делать самые невероятные конкурсы. Когда у «Планера» был юбилей, директор представила не только свои пожелания, но и идеи, и все было сделано очень качественно и прошло интересно.
- Есть такие аспекты предпринимательской деятельности, которые творческим людям делать неинтересно. Вам пришлось нанять бухгалтера и директора?
- Нет, эти вопросы ведет Катя (сестра Алексея). Она и директор, и бухгалтер. Идея заняться праздниками на профессиональном уровне, а также снять удобный офис была давно. Мы долго искали помещение, сами сделали ремонт. А когда открылись, было немало курьезных случаев. Как-то одна женщина подходит, читает название «Жар-Птица»? А у Вас здесь только курицы продаются?»
- Считается, что спрос на праздничные услуги характерен лишь накануне и во время праздников. А что же делать между ними? И, с другой стороны, как Вы умудряетесь обеспечить выполнение всех заказов во время наиболее значимых праздников. Ведь насколько я знаю, Вы нарасхват.
- В отношении сезонности спроса, такая проблема характерна для начинающих агентств. А вообще есть возможность, чтобы весь год был сезонным. Клиенты заказывают различные поздравления на дому и просто сюрпризы. Перед Новым Годом или летом удовлетворить весь объем предъявляемого спроса, конечно, достаточно сложно. Поэтому, у нас восемь ведущих. И мы много внимания уделяем их обучению.
- А как Вы справляетесь с форс-мажорными обстоятельствами? Бывало ли такое, что отключали свет?
- Как-то раз, это было в «Калейдоскопе», молодожены входят в зал, а свет погас. У всех лица напряженные. Я говорю, давайте несите все свечи, какие есть. Мы их зажгли, и атмосфере стала романтической. Можно было средневековые темы делать.
Кроме того, когда нет электричества, то помимо света нет еще и музыки. Важно не растеряться, и сделать праздник несмотря ни на что.
- Зависит ли качество праздника от его стоимости? Можно ли сделать праздник относительно недорогим?
- Важно потратить те деньги, которые есть возможность выделить, грамотно. Иногда видишь, как люди, у которых много денег, просто «выкидывают» их, а праздника не получается. Можно ведь сделать праздник на воде, арендовать теплоход, запустить фейерверки, и это обойдется не так уж и дорого. Как правило, у большинства людей, желающих праздника, идей не хватает. Люди предпочитают праздники в закрытых помещениях. А летом можно ведь сделать праздник на открытом воздухе, и полет фантазии может улететь далеко.
Кроме того, ведь можно делать и денежные конкурсы. И тогда, если все подготовлено профессионально, затраты на организацию праздника будут значительно ниже. Например, на свадьбах. У нас бывали случаи, когда гости выкупали, например, первый кусочек торта со стола молодоженов за 200 евро. Поэтому, надо заказывать профессиональных ведущих, и, кто знает, может вы окупите свой праздник.
- А как стать профессиональным ведущим? Вы применяете опыт и разработки столичных агентств праздничных услуг? Или их опыт применим только для крупных городов?
- Любой опыт ценен и может пригодиться. Люди живут практически одинаково, отличается лишь уровень цен и уровень потребностей. Интересно, как оформлен офис, какие костюмы и многое другое. Вскоре мы поедем на один конкурс-семинар. Очень важен совет профессионалов. Какие конкурсы лучше проводить на корпоративном празднике, а какие лучше не делать. Важно чтобы каждый сезон был особенным. И заказчики это видят, и это им нравится.
- А интересовал ли Вас зарубежный опыт организации праздничных услуг или съездить за границу и поучиться у них, это пока скорее мечта?
- Если мы хотим организовывать праздники профессионально, значит надо учиться, в том числе и у Запада, даже если это дорого. Катя ездила в США, посещала различные заведения, в том числе и те, которые занимаются платьями и свадебными тортами. Идей привезла очень много. Но идеи – это наше конкурентное преимущество и потому, коммерческая тайна. Прямо из Америки была привезена целая коллекция платьев. Интересны и варианты украшения машин «по-американски». Мы думаем предложить такой вариант и нашим заказчикам.
- Как правило, профессиональные компании в сфере услуг имеют определенные обучающие программы, которые позволяют поддерживать высокий уровень сервиса и готовить кадры. Не приходило ли Вам в голову посвятить часть своего рабочего времени преподавательской или обучающей деятельности?
- Ольга: я работаю в Детской школе искусств на театральном отделении уже пять лет. Среди моих выпускников немало талантливых людей, которые радуют и своих детей, и окружающих своим талантом.
- Вы говорите «мы превращаем праздник в сказку». Современные западные сказки буквально напичканы спецэффектами. А есть ли спрос на спецэффекты в Пскове? Любят ли фирмы фейерверки?
- Да, причем и достаточно дорогие. Особым спросом пользуются фейерверки для тортов в форме свечи. Очень весело, когда свеча раскрывается и начинает играть музыка.
- А это не страшно?
- Это страшно приятно. Представьте себе торт, на нем цветок лотоса, ведущий подносит тлеющую палочку, начинается фейерверк, лепестки раскрываются, и начинает играть музыка, а свечки, которые были спрятаны в этом цветке, начинают медленно вращаться. Народ замирает и хлопает в ладоши от восторга.
- Когда праздник закончился, и погасли свечи, становится немного грустно?
- Когда праздник закончился, мы узнаем, что думают заказчики и гости о празднике. Кто-то говорит «это была идеальная свадьба». А кто-то из бизнесменов говорит, «я хочу заказать этих ведущих на корпоративную вечеринку». И нередко на следующий день в офис приходят молодожены, дарят цветы, вино. Мы считаем, что если после праздника к нам идут целоваться и обниматься, значит, все получилось, потому что если бы это было лишь ради приличия, то просто сказали бы «спасибо».
Беседовал Максим Голиков