Так уж повелось, что тема псковского регионального бюджета была одной из самых острых на протяжении последних лет. Многие наблюдатели еще помнят, какие грандиозные бюджетные баталии разворачивались на сессиях областного Собрания. Прошлый же год ознаменовался тем, что бюджет в нарушение всех регламентов был внесен на сессию буквально за пять дней до нового года и принят в окончательном, третьем чтении 29 декабря. Явственно помню, как тогдашний начальник финансового управления господин Казанцев клялся и божился, что «мол, это в последний раз мы сдаем бюджет так поздно».
Однако и в текущем году ситуация с подготовкой регионального бюджета была напрочь завалена ведомством Казанцева (как известно, он уже освобожден от должности). Самое смешное и в то же время печальное, что причина такого халатного отношения к своим обязанностям областной исполнительной власти заключалась в том, что администрация активно занималась избирательной кампанией. Осенью 2003-го были выборы в Государственную Думу, осенью 2004-го – губернаторские. Можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что и на этот раз, в случае останься прежняя администрация, «никакой» бюджет все-таки протянули бы через региональный парламент.
Декабрьская смена в коридорах власти кардинальным образом повлияла на ход бюджетного процесса. Новый губернатор Михаил Кузнецов лично включился в работу над бюджетом, так как, документ, подготовленный предыдущей администрацией, «не вписывался в его представление о том, каким должен быть бюджет региона». Основной тезис, провозглашенный Кузнецовым, звучал достаточно жестко, но вместе с тем правдиво – «надо жить по средствам». В связи с этим бюджет подвергся серьезной перекройке настолько, насколько это было возможным за минувшие три недели.
Свое видение бюджетной политики губернатор рассказал депутатам на сегодняшней сессии. Кузнецов заявил о том, что область отныне не собирается жить в долг. Поэтому от предусмотренных ранее кредитов на будущий год в сумме более 1 млрд. рублей пришлось отказаться. Уже на данный момент внутренний долг региона сопоставим с объемом собственных доходов. Если эта разница увеличится еще на 30% в сторону задолженности, то в пору будет говорить о банкротстве и введении внешнего финансового управления. Вот почему, по словам губернатора, «впадать дальше в бездонную кредитную кабалу
неприемлемо».
Жесткость бюджета-2005 вызвана и тем, что на регионы «повесили» очень много дополнительных расходов, связанных с социальными реформами, идущими у нас в стране, а также перераспределением полномочий между центром и субъектами. Применительно к Псковской области допрасходы выливаются в сумму 900 миллионов рублей. Их, естественно, тоже необходимо «закрывать», причем из собственных доходов.
По мнению Кузнецова, резервы у псковского бюджета все-таки есть. Во-первых, это касается увеличения доходов за счет изменений в региональной налоговой политике, в том числе и отмены значительной части льгот. Во-вторых, нужна оптимизация расходов, к чему, собственно, команда Кузнецова уже приступила. В частности, администрация отказалась от повышения заработной платы госслужащим в 1,5 раза, достигнуты договоренности по весомому снижению закупочной цены на поступающее в область топливо, сокращены ряд неподъемных для бюджета целевых программ. Все высвобождаемые дополнительные средства администрация будет направлять на социальную сферу. Ведь бюджет следующего года более чем на 80% состоит именно из социальных статей.
Надо сказать, что выступление Кузнецова произвело на депутатов и присутствующих в зале заседаний определенное впечатление. Губернатор выглядел очень уверенно, сам отвечал на вопросы парламентариев, демонстрируя, что он в курсе чуть ли не каждой бюджетной строчки. Своим напором и деловитостью он просто «обезоружил» депутатов. Впрочем, особых вопросов и не было. Все прекрасно понимали, что бюджет обязательно надо принимать до нового года, и что такой форс-мажор со сроками возник отнюдь не по вине Кузнецова.
В итоге бюджет-2005 был молниеносно принят сразу в трех чтениях (своеобразный рекорд!). Причем впервые в новейшей региональной истории он оказался бездефицитным (то есть расходы равны доходам). Означает ли это, что все проблемы решены? Конечно, нет. Над оптимизацией бюджета предстоит еще много поработать. С этим согласны и губернатор, и депутаты, которые оставили за собой право совместно с администрацией заняться точечной корректировкой бюджета в первом квартале следующего года.
Наверное, поворотным моментом во всей многолетней региональной бюджетной эпопее можно назвать тот факт, что новая администрация во главе с новым губернатором старается быть честной и открытой как перед собой, так и перед депутатами, представляющими, кстати, население. Реально оценивая свои силы и возможности, областные власти не стараются (как в былые годы) спрятаться за ширмой несбыточных обещаний «всем и всего», а предпринимают попытку откровенно и взвешенно подойти к формированию адекватной бюджетной политики.
Алексей Голубев