Расчет на то, что большие новогодние праздники помогут скрасить негативный эффект от вступления в силу закона о монетизации льгот абсолютно не оправдался. С трудом оторвавшись от праздничного застолья, население сохранило в себе остатки здравого смысла, а с каждым рабочим днем сознание проясняется еще лучше. И вот уже по всей стране прокатилась волна стихийных митингов протеста бывших льготников, которые в одночасье были лишены своих заслуженных привилегий.
В Пскове пока до уличных шествий дело не дошло. Хотя в общественном транспорте народ гудит и спорит с кондукторами до потери сознания. Впрочем, по мнению директора автобусного парка Георгия Лупандина, псковские пассажиры «в большинстве своем – законопослушные граждане», и массовых конфликтов в городских автобусах зафиксировано не было.
Вместе с тем, акции протеста против монетизации льгот, явление «закономерное и ожидаемое», считает лидер псковских профсоюзов Леонид Табаков. По его словам, в профсоюзные организации области уже поступает множество обращений и жалоб по поводу складывающейся ситуации с отменой льгот. «Принятые Госдумой законы заметно ухудшили положение некоторых групп населения в области, и люди обоснованно борются за свои права», - подчеркнул Леонид Табаков.
В то же самое время Государственная Дума, по крайней мере, большинство из «Единой России», полагают, что закон о монетизации справедлив, а есть «неправильное прочтение положений закона местными властями». Спикер Борис Грызлов так и заявил, мол,«если в региональных бюджетах не хватает средств для льготных выплат, могут быть сохранены натуральные льготы, но региональные власти этой возможностью не воспользовались». Мотив выступления депутатов-«единороссов», к слову, и протолкнувших монетизацию через Думу, совершенно понятен. Все стрелки перевести на регионы. Типа, мы закон хороший приняли, а на местах его неправильно исполняют.
Но, во-первых, насколько помнится, весь предыдущий год, когда по центральному ТВ крутили заказные сюжеты, рассказывающие о том, какие блага простым жителям сулит монетизация, о возможном сохранении натуральных льгот по желанию регионов никто не говорил. Во-вторых, натуральные льготы, о которых упоминает лидер «Единой России» тоже ведь берутся не с неба. Их необходимо компенсировать из того же самого бюджета. А как нищие регионы смогут возместить эти расходы, если федеральный бюджет на эти цели не выделяет ни копейки, не совсем понятно. Вот и получается, что центр загоняет регионы в тупик.
Кстати, эту мысль подтверждает и депутат Госдумы, лидер псковских коммунистов Владимир Никитин. По его словам, валить вину на губернаторов в данной ситуации недопустимо, так как само правительство рекомендовало органам госвласти субъектов «осуществлять определение размера денежных компенсаций данным категориям граждан, исходя из ежемесячных выплат ветеранам труда – 200 рублей, а труженикам тыла – 300 рублей». Любому здравомыслящему человеку понятно, что эти средства смехотворно малы, и назвать подобные суммы полноправной заменой бывших льгот никак нельзя.
Именно ветераны труда и труженики тыла, входящие в группу региональных льготников, в основном и попали под молот монетизации. (А их, между прочим, гораздо больше, чем льготников федерального уровня). И тут, кажется, разработчики закона явно не доработали. Если уж государство задумало действительно проводить реформу в этой сфере, то было бы логичным, чтобы государство этим целиком и занималось. Почему нельзя было всех льготников, что называется, «посадить» на федеральный бюджет, и назначить им достойные компенсационные выплаты? Ведь, в конце концов, все – граждане одной страны. Тем более, что у России сейчас согласно официальным источникам есть весьма приличные золотовалютные резервы и всякие там стабилизационные фонды. Можно возразить, что эти фонды создаются для непредвиденных случаев, но, возможно, именно таким случаем и является затеянная монетизация.
В российском законе о монетизации провозглашено, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо обеспечить «сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств». Хотелось бы, чтобы власти все-таки придерживались этого постулата при проведении такой сложной реформы, затрагивающей интересы большого числа россиян. И чтобы региональные льготники не чувствовали себя явно обделенными по сравнению с теми, кому посчастливилось оказаться уровнем повыше.
Алексей Голубев