Споры вокруг закона о монетизации льгот начались не сегодня (после принятия Государственной Думой закона в первом чтении почти сразу же было внесено около 5000 поправок, из которых каждую пятую бюджетный комитет рекомендовал принять), однако наибольший общественный резонанс реформа получила именно сейчас, в начале ее претворения в жизнь.
Не будем нагнетать страстей, отбросим политические противоречия и попытаемся разобраться в сути проблем, волнующих если не каждого, то, по крайней мере, большинство жителей Псковской области.
Прежде всего, выделим несколько суждений и мифов, утвердившихся в общественном сознании, часто высказываемых жителями области на улицах и в общественном транспорте и попытаемся отделить истину от вымысла.
1. «Замена льгот денежными компенсациями должна быть приостановлена, льготы должны быть возвращены их получателям»
Эти слова можно было услышать и с телеэкрана, и в общественном транспорте не только Пскова, но и по всей России. То, что любая реформа идет несколько болезненно, явление вполне естественное. Человек, в том числе и так называемый «льготник», привыкает к определенным условиям, воспринимая их как вечное и незыблемое, даже если они и неэффективны с экономической точки зрения.
И понять пенсионера, опасающегося монетизации льгот, не только можно, но и очень важно. Ведь для него неведомо, что если он не платит за что-то лично, то должен быть кто-то, кто компенсирует расходы автобусному парку или ГТС. Придут ли эти деньги вовремя, будут ли они перечислены в объеме, позволяющим произвести обновление оборудования и обеспечить безубыточность работы предприятия, оказывающего услугу, вот в чем вопрос.
С другой стороны, монетизация льгот вызвала немало вопросов у населения регионов, и в том числе Псковской области. И то обстоятельство, что многие граждане, имевшие льготы, получили возможность проконсультироваться с представителями социальных служб прямо в местах получения компенсационных выплат в Пскове, позволило избежать технических ошибок (не включение в списки) и преодолеть информационный голод.
К сожалению, многие средства массовой информации нагнетают ситуацию, возможно, есть партии и политические движения, которым это может принести определенные политические дивиденды. Однако ожидать возврата к прошлому, думаю, не стоит. Переход России к новой экономической формации требует порой нелегких, далеких от популизма, мер, одной из которых и является монетизация льгот. Любая реформа имеет определенные недоработки и недостатки, проявляющиеся в ходе ее реализации, что позволяет власти производить ее корректировку, и монетизация льгот не является исключением из общего правила.
Интересно, что противники монетизации пытаются привести примеры из социальной политики других стран. Однако стоит задать себе вопрос, а много ли в мире стран, где значительная часть граждан имеет бесплатный проезд в общественном транспорте или льготную оплату за телефон и ЖКУ? Нередко говоря о социально ориентированной экономике, приводят в пример Швецию, однако именно непомерное бремя социальных расходов обусловило в свое время замедление темпов экономического роста в этой стране, и Правительству пришлось идти на сокращение социальных программ.
Кроме того, для России вернуться к натуральным льготам, значит вновь принять на себя груз социальных обязательств и социальных программ, многие из которых не работали или функционировали не в полном объеме.
Другими словами, не понимая, что возврат к прошлому невозможен, и забывая, что многие льготы были лишь на бумаге, можно потратить много времени на бесполезные дискуссии, в то время как стоило бы задуматься над тем, как сгладить негативные моменты в реализации закона и защитить малообеспеченные слои населения Псковской области.
2. «Без льгот будет не прожить»
На самом деле проблема заключается не в льготах, а в особенностях трансформационного периода, обусловивших снижение уровня жизни населения России. Отсюда и болезненность адоптации к новым экономическим условиям. Поэтому льготы воспринимаются большинством их получателей как весомая прибавка к пенсии или заработной плате, начисляемая в натуральной форме.
Немалое число пенсионеров области ожидают роста своей пенсии, и в этой связи любое сокращение дохода, а льготы можно трактовать как доход в натуральной форме, воспринимается крайне болезненно. Поэтому проблема заключается не столько в монетизации льгот, сколько в необходимости увеличения пенсионного обеспечения, его соответствия реальному прожиточному минимуму.
3. «Монетизация льгот – чисто финансовая проблема»
Конечно, прожить без льгот будет достаточно сложно многим, получавшим их ранее, причем не только с финансовой точки зрения, но и психологически, о чем почему-то многие СМИ почти не упоминают.
К примеру, если стоимость проездного билета в общественном транспорте города Пскова составляет 270 рублей, что соответствует 45 поездкам, а пенсионер, совершает, скажем, 16-20 поездок (раз в неделю в поликлинику и на рынок), то покупать проездной билет за 270 рублей ему, возможно, нет необходимости. Однако сама перспектива оплачивать каждую поездку лишает его свободы передвижения, что, возможно, и составляет наиболее гнетущую, психологическую часть проблемы монетизации.
В этой связи идея, высказанная 19 январяглавой Минздравсоцразвития Михаилом Зурабовым, предполагающая введение социального проездного билета, важна не только с финансовой точки зрения (такой проездной будет стоить значительно дешевле обычного), но и психологической, ведь человек получает свободу передвижения. А, кроме того, и свободу выбора, купить этот проездной или воспользоваться выделяемыми средствами на другие, более важные для него, потребности.
4. «Региональные власти не хотят компенсировать выпадающие льготы в полном объеме»
Вряд ли можно утверждать, что «не хотят», было бы правильнее сказать «хотят, но не могут». Если, как сказал губернатор Михаил Кузнецов, по монетизации льгот Псковской области выделено лишь 50 миллионов, в то время как всего необходимо порядка 170 миллионов рублей, осуществлять выплаты действительно непросто. Но в то же время стоит отметить, что выплаты начались, работает «горячая линия», жители области имеют возможность получить необходимые консультации, губернатор встречается с представителями общественности, депутатами Псковского областного Собрания, представителями региональных отделений политических партий, ветеранских организаций, независимых профсоюзов области, руководителями транспортных предприятий и организаций связи.
5. «Сельские пенсионеры выиграли от монетизации льгот, городские – проиграли»
Нередко в качестве одного из наиболее сильных аргументов, в пользу проведения монетизации льгот Правительство использовало довод о том, что немалое число пенсионеров живет в сельской местности и льготами не пользуется. Прежде всего, речь шла о бесплатном проезде в общественном транспорте.
Действительно, немногие сельские пенсионеры использовали льготу по проезду в общественном транспорте, исключение составляли лишь нечастые поездки, чтобы навестить детей и внуков, живущих в городах.
И опасения этой незначительной части сельских льготников состояли в том, что к примеру при стоимости поездки на пригородном автобусе в райцентр и обратно, скажем, в 40 рублей, пенсионеру пришлось бы потратить, скажем, 160 рублей, чтобы приезжать в город или райцентр на выходные, что могло бы составить значительную часть компенсационной выплаты. В этой связи стоит отметить, что в разработанном Правительством РФ проекте соглашения по предоставлению льготным категориям граждан транспортных услуг, в социальный проездной билет проезд были включены все виды транспорта как пригородного, так и городского.
Недостаточно высокая степень телефонизации не позволяла многим сельским льготникам использовать льготу по оплате за телефон, правом на бесплатные дрова на отопление многие не пользовались, а о проблемах реализации льготы на лекарственные препараты Псковская лента новостей уже рассказывала читателям ранее. Таким образом, для большинства сельских жителей монетизация льгот стала совсем не болезненным явлением.
Однако противники монетизации нередко трактуют этот аргумент совершенно иначе, противопоставляя сельских «льготников» городским. В то же время не следует забывать, что многие городские жители когда-то были сельскими, и, переезжая в город, получили не только дополнительные расходы, но и дополнительные преимущества (централизованное отопление, отсутствие необходимости ходить за водой на колонку, канализацию и многое другое). Поэтому попытки разделить «льготников», спровоцировать неприязнь различных категорий граждан, достойны морального осуждения.
Региональные особенности монетизации льгот
Примерно 44% «льготников» Псковской области получат компенсацию из средств регионального бюджета. Соответственно, на областной бюджет возложена действительно серьезная финансовая ответственность.
Как заявил 14 января на пресс-конференции, посвященной проблемам монетизации льгот, заместитель главы администрации Псковской области Юрий Демьяненко, в 2005 году в целях реализации федерального закона о монетизации льгот в Псковской области в бюджете запланировано более 300 млн. руб.
Стоит отметить, что, по сравнению с предыдущим годом (114 млн. руб.), расходы действительно значительные.
В этой связи весомой поддержкой реализации закона о монетизации льгот на территории Псковской области стало принятие реального, не популистского бюджета. Жить по средствам, расходуя при этом большую часть денег на социально ориентированные статьи, будет непросто. Но именно это, на мой взгляд, наиболее рациональный выход в сложившейся ситуации.
Конечно, 200 или 300 рублей вряд ли смогут покрыть выпадающие льготы или качественно улучшить материальное положение «льготника», в силу различных причин не использовавшего полагающиеся ему льготы. Очевидно вопрос о монетизации глубже, чем его нередко представляют. И компенсационные выплаты должны быть дополнены повышением пенсионного обеспечения.
Развивая тему, стоит отметить, что Комитет Госдумы по труду и социальной политике подготовил проект заявления «О мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан в связи с реализацией закона о замене льгот компенсациями», рекомендующий Правительству повысить базовую часть трудовой пенсии с 1 марта на 36,5%, установив ее в размере 900 рублей. Возможно, реализация предложений Комитета позволит сгладить адоптацию к новой компенсационной системе. А предоставление федеральным и региональным «льготникам» социальных проездных документов на все виды транспорта (заложено в проект соглашения по предоставлению льготным категориям граждан транспортных услуг, разработанного Правительством) позволит разрешить наиболее значимый, судя по данным работы «горячей линии», для граждан Псковской области, аспект проводимой реформы.
Вполне естественно, что вопросы и пожелания Правительству РФ еще будут возникать по мере реализации закона о монетизации льгот во всех российских регионах. И население Псковской области, думаю, будет задавать их прежде всего региональным и муниципальным властям, ведь они ближе. Поэтому хочется пожелать последним разумных, не популистских решений, направленных, прежде всего, на создание сильной региональной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни населения региона, в том числе и тех, кто называет себя «льготниками».
Максим Голиков, экономист.