В последнее время между дипломатическими службами России и Эстонии проводятся активные консультации по поводу скорейшего подписания договора о государственной границе. Более того, договор о границе между Эстонией и Россией будет подписан на уровне министров иностранных дел уже в середине весны, а 10 мая в Москве состоится обмен ратификационными грамотами. Таковы итоги встречи между президентами Арнольдом Рюйтелем и Владимиром Путиным, состоявшейся 20 января в российской столице.
Совершенно очевидно, что договор о границе с Эстонией самым прямым образом коснется и пограничной Псковской области. Своим мнением на этот счет с ИА «Псковская Лента Новостей» поделился президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов.
Владимир Анатольевич, как вы оцениваете перспективы подписания такого документа для пограничной Псковской области?
Здесь, на мой взгляд, ситуация достаточно тривиальная, если смотреть с точки зрения бизнес-сообщества. Сейчас российской и эстонской сторонам предстоит сделать последние политические шаги, чтобы закрепить де-юре то, что существует де-факто. Споры по поводу делимитации госграницы уже закончились. И Россия, и Эстония пришли к осознанию того, что в существующих границах будет проходить и экономическая граница и государственная. Единственное, что осталось, это подписать все на бумаге, скрепить все печатями и подписями соответствующих лиц для того, чтобы уже следующие поколения не поднимали этот вопрос.
То, что руководство Эстонии готово к этому шагу, безусловно, момент позитивный. Потому что, в принципе, это дает возможность, не возвращаясь к вопросу о границе, дальше развивать отношения по строительству новых пунктов пропуска, осваивать новые транспортные магистрали, в том числе и водные, в общем, идти по пути дальнейшей интеграции.
Вот вы сказали, «чтобы не возвращаться к этому вопросу», но ведь, насколько известно, долгое время камнем преткновения между двумя странами является так называемый Тартуский договор, по которому эстонцы претендуют на часть земель Псковской области. Согласно некоторым источникам в Эстонии и сейчас печатаются географические карты, на которых Печоры входят в состав эстонского государства. Вы полагаете, что к этой политической проблеме больше не будут возвращаться?
Скажем так. Именно потому, что нет официального договора по установлению государственного статуса границ по четкой демаркационной линии, это происходит, когда разные политические силы в угоду своим политическим амбициям или, наоборот, популизму, играя на чувствах своих сограждан рисуют подобные карты. Сейчас же это никому не запрещено. Можно, например, заказать карту и сказать, что Псковская область распространяется до Гренландии. Я думаю, каждый здравомыслящий человек понимает, что можно говорить о чем угодно, но реальность остается реальностью. И для того, чтобы продолжать движение дальше, надо договориться о неких стартовых условиях. Данный договор будет нормальным стартовым условием и фиксированием той ситуации, которая у нас сейчас сложилась между Россией и Эстонией.
А как Вы можете ее оценить? Как в настоящий момент развиваются отношения, в частности, бизнес между Эстонией и Псковской областью?
Отношения развиваются очень просто. Сейчас грузопотоки со странами Балтии находятся на приличном уровне. Большинство российских предпринимателей используют удобное положение балтийских портов, грамотные портовые тарифы, хорошие условия сохранности грузов и обслуживания. По имеющимся данным, через Псковскую область проходит до 15% всего грузопотока, идущего в страны ЕС. Я полагаю, что уровень проникновения российского бизнеса в Эстонию и Латвию можно назвать достаточно высоким, точно также как и обратно мы видим приход латвийского и эстонского капитала в Псковскую область.
Вы можете привести конкретные примеры того, как работает эстонский капитал на территории нашего региона?
Простой пример. В прошлом году в Красногородске было создано совместное с эстонцами предприятие, которое занимается пошивом рабочей одежды для европейских компаний. Сейчас там работают 60 человек, но планируется расширить свое производство, и добавиться еще 15 рабочих мест. Все это сделано с нуля, при поддержке Торгово-промышленной палаты и руководства облпотребсоюза. В том же самом направлении работает предприятие «Мост-Великие Луки», где трудятся 300 человек и занимаются производством рабочей одежды для скандинавских и датских компаний.
Ну, и всем хорошо известно, насколько плотно работают псковские бизнесмены с эстонскими лесозаготовительными и деревообрабатывающими фирмами. Еще можно назвать и такое направление, как рыбопереработка. Крупнейшая компания «Интрафлекс» - это тоже эстонский капитал. Они занимаются и выловом и переработкой.
Сейчас у наших соседей есть интерес и к торфу. Европа является одним из самых крупных потребителей торфа, и уже те запасы, которые есть в Латвии и Эстонии, они достаточно истощились, а у нас эта отрасль еще толком не разработана. Потом есть интерес к производству строительных материалов, к более глубокой переработке древесины, производству древесно-стружечной, мебельному производству.
Я вообще считаю, что нужно открывать широкую улицу иностранным инвесторам. Почему? Потому что они рискуют своими деньгами, создают рабочие места, на которых работают наши псковские люди, эти компании платят деньги в бюджет. Чем больше будет инвесторов, которые решили связать свою жизнь с Псковской областью, то будет только лучше.
В связи с расширением ЕС все чаще озвучивается идея о потенциальном переносе части производства из стран Балтии в приграничные районы. Основной выгода в подобных проектах – так называемая «дешевизна рабочей силы». Не означает ли это, что мы становимся страной второго сорта?
Сортность страны определяется тем, как оно относится к своим людям. Если государство позволяет платить гражданам ту минимальную заработную плату, которую нельзя даже назвать прожиточным минимумом, мы сами ставим себя в такие условия. Люди, естественно, хотят получать больше. В любом случае, когда приходит инвестор, он вынужден платить чуть больше среднего по региону уровня зарплаты, чтобы привлечь квалифицированных специалистов. И если нет специалиста за тысячу рублей, а есть специалист за тысячу долларов, то инвестор придется платить эту тысячу долларов. А если специалист соглашается работать за 500 долларов, что ж это выбор специалиста, потому что он не видит иного приложения своего труда и возможности продать свою рабочую силу дороже. Здесь как раз рынок труда достаточно свободный.
Здесь нет ничего постыдного. Когда я вижу в СМИ заявления о том, что мы становимся рынком дешевой силы, что это стыд и срам. Стыд и срам то, что мы действительно даже за эти мизерные деньги не даем людям рабочих мест, что они соглашаются работать за эти деньги. Просто больше не платят, и некуда податься, чтобы хорошо заработать. Поэтому чем больше рабочих мест будет создано, в том числе и на совместных предприятиях, тем больше будет население платежеспособным, тем выгоднее будет нашей экономике.
Международное разделение труда и конкуренция этот один из двигателей эволюционного развития. Если где-то товар можно произвести с меньшей себестоимостью, и заработать большую прибыль, это как раз и является «моторчиком» для всего развития.
Владимир Анатольевич, наверное, одним из самых актуальных вопросов потенциального развития сотрудничества с Эстонией последнее время остается открытие водного сообщения между двумя странами по Чудскому озеру. Эстонцы уже и пункт пропуска ввели в строй, да и у нас пункт Сторожинец практически готов. Насколько реально начало навигации в 2005 году?
Бумажные формальности по Сторожинцу еще не окончились, они находятся в стадии решения. Но завершить эту работу в текущем году, я думаю, вполне по силам. Конечно, водный транспорт дешевле, но здесь необходимо сделать одно дополнение. На мой взгляд, что логистика этого водного пути с российской стороны не совсем продумана. Расположение Сторожинца не слишком удачно. Он достаточно далеко от Пскова, туда не идет железная дорога. Поэтому достаточно нелогично выглядит, если, скажем, груз до Эстонии, который можно перевезти на автомобильном транспорте прямо на границу, сначала повезут в Сторожинец, чтобы отправить его по озеру. Если большие объемы грузов, то, наверное, есть какой-то смысл, но, в принципе, себестоимость перевозки до порта Сторожинец и до первого пограничного города в Эстонии сопоставима, включая и таможенные расходы.
А тогда какой смысл было строить пункт пропуска именно в Сторожинце?
Дело в том, что строить этот порт начала частная компания – Балтийская финансово-промышленная группа для своих нужд. Это уже потом решили, зачем нам что-то строить, например, во Пскове, давайте мы сделаем некие довложения, и сделаем этот порт универсальным, в том числе, для нужд таможенно-терминального комплекса. Сэкономить – сэкономили, но в чем-то и потеряли. Хотя, конечно, те люди, которые этим занимались, предполагали дальнейшее развитие инфраструктуры. Если будет сделан нормальный подъезд или будет решен с проведением железнодорожной ветки, ситуация несколько изменится. Пока, мне кажется, не все вопросы логистики грамотно исследованы, но все покажет практическое применение. В любом случае, надо развивать порт и непосредственно в Пскове, что гораздо логистически он расположен гораздо выгоднее. Ну, не стоит забывать и потенциале пассажирского водного сообщения между Россией и Эстонией. Мы знаем, что туристическая отрасль в последнее время развивается довольно быстро.
Все-таки, Владимир Анатольевич, на ваш взгляд, после грядущего подписания договора о границе с Эстонией наши отношения с соседями будут развиваться более динамично?
Это будет некая политическая точка отсчета по той простой причине, что жители и Эстонии, и России на бытовом уровне и так уже регулярно пользуются границей. Это будет новый этап взаимоотношений двух государств, которые подвели черту под грузом прошлого, недоверия, взаимных антипатий и претензий. Я уверен, что появится нормальная возможность развивать отношения на ином, государственном уровне, когда вопросы границы не ставятся ни де-юре, ни де-факто.
Беседовал Алексей Голубев