ИА «Псковская лента новостей» и «Наше Радио» в рамках совместного проекта «Наши в городе» представляют интервью с управляющим отделением Пенсионного фонда РФ по Псковской области Еленой Васильевной Бибиковой.
- Елена Васильевна, естественно, разговор наш сейчас идет о той самой животрепещущей теме – это тема монетизации, то есть, замены льгот денежными компенсациями. Каким категориям граждан ежемесячная выплата будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, потому что Пенсионный фонд отвечает именно за федеральных льготников?
- Да, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения отвечают за тех льготников, которым положена выплата за счет средств федерального бюджета. Я подчеркиваю, федеральный бюджет, а не бюджет Пенсионного фонда. Какие это категории? Я бы все категории разделила на несколько групп. Первая группа – это пенсионеры Пенсионного фонда РФ – именно по тем категориям, которые мы озвучим чуть позже, - это пенсионеры-силовики, это ветераны боевых действий, и – совершенно недавно, буквально с нового года еще одна категория прибавилась – военнослужащие, проходящие в настоящее время действительную военную службу в правоохранительных органах и войсковых частях. Так вот, в эти четыре группы включены следующие категории: прежде всего, это ветераны и инвалиды Великой отечественной войны, это несовершеннолетние узники концлагерей, это инвалиды всех трех групп инвалидности, это чернобыльцы, это члены семей погибших и умерших инвалидов и участников войны. Самая многочисленная группа – это пенсионеры Пенсионного фонда и пенсионеры-силовики. Фактически база данных по этим категориям уже отработана, они в подавляющем большинстве (может быть, за редким-редким исключением) включены в региональный сегмент федерального регистра, и этим категориям граждан уже практически заканчиваются выплаты за январь текущего года.
Что касается двух других групп – это ветераны боевых действий (те ребята, которые проходили воинскую службу, правоохранительную службу в горячих точках). На сегодняшний день они не служат. Они могут работать в различных организациях, но они имеют право на льготы. К сожалению, по этой категории льготополучателей ни один их органов исполнительной власти не имел базы данных, поэтому мы назначаем им эти пособия по мере их обращения. Ну, и, наконец, четвертая группа. Это те военнослужащие, которые проходят действительную воинскую службу или службу в правоохранительных органах, и которые имеют право на льготы.
До Нового года у нас существовало такое положение, что военнослужащим ежемесячное денежное пособие назначается по месту службы. То есть, они обращаются по месту службы, и им эти выплаты назначаются. А для того, чтобы получить льготы, они должны были обратиться к нам в органы Пенсионного фонда для регистрации в системе пенсионного страхования. И только после этого они приобретали право на так называемый социальный пакет. Так вот, с Нового года у нас введено такое изменение в той части, что эти военнослужащие имеют право выбора для обращения за назначением данного пособия. То есть, им эти пособия могут назначаться как по месту службы в войсковой части либо в правоохранительных органах, так и в органах Пенсионного фонда. Причем, по нашей информации, если только они обращаются по месту службы, то им выплата будет производиться несколько позже, то есть, не январь, и даже не февраль. Поэтому у нас в настоящее время идут массовые обращения военнослужащих, которые проходят сейчас воинскую службу, за назначением этих ежемесячных денежных выплат. По их обращению, мы устанавливаем размер пособий, мы будем платить выплату, и одновременно даем им право на те льготы, которые входят в понятие социального пакета.
- Спасибо, Елена Васильевна, а если все-таки человек является льготником, но по каким-то причинам он не был включен в федеральный регистр, что ему делать? Как ему «выхлопотать» эту компенсацию, какой механизм действия?
- Здесь хлопот особых быть не должно. Все дело в том, что в соответствии с действующим законодательством в случае, если гражданин имел право на льготы по состоянию на 1 января 2005 года, то при обращении за этим пособием в течение 2005 года ему будут назначены выплаты с начала года. Конечно, льготы мы не можем с начала года вернуть, но то, что ежемесячные выплаты пойдут с начала года – совершенно точно.
- А какие льготы сохраняются в 2005 году в натуральном виде?
- На самом деле, когда мы говорим о том, – и ветераны даже наши порой задают вопрос – какие же льготы вообще оставлены, и был ли смысл отменять эти льготы. Все дело в том, что самая значимая льгота – это льгота по оплате жилья и коммунальных услуг. Она сохранена. То есть, понятно, что на жилье и все услуги, так и остается 50-процентная скидка. Помимо этого для всех федеральных льготников сохранено право на так называемый социальный пакет.
- Кстати об этом «пакете» много все говорят, и, у некоторых людей путаются понятия, что это такое…
- Вы знаете, мне даже такой вопрос задают: «Где можно взять социальный пакет, где его можно получить?». Так вот, первое, что мы должны отметить – это то, что социальный пакет в 2005 году предоставлен в обязательном порядке для всех льготополучателей. Если по каким-то причинам человек не хочет сохранить этот социальный пакет на 2006 год, то до 1 октября 2005 года он должен обратиться к нам, в органы Пенсионного фонда с заявлением от социального пакета в полном объеме или от какой-то его части.
Итак, что же такое социальный пакет? Социальный пакет предусматривает следующее: в течение 2005 года всем федеральным льготникам предоставляется право бесплатного приобретения лекарств по рецептам врачей в том объеме, который требуется для лечения конкретного человека совершенно независимо от стоимости лекарств. Вообще стоимость самого социального пакета 450 рублей – это наши ветераны уже усвоили. Так вот, в этих 450 рублей стоимость медикаментов – 350 рублей. Но это на означает, что я, как льготополучатель, могу в этом месяце получить лекарства только на 350 рублей. Если мне требуется тот же дорогостоящий инсулин, то мне его отпустят ровно столько, сколько предпишет врач, без ограничения стоимости на конкретного человека.
Второе, что входит в соцпакет – это бесплатное предоставление путевки, опять-таки, по назначению врача: заполняется санаторно-курортная карта и по предписанию путевка требуется. И, опять-таки, средняя стоимость путевки – 8 тысяч рублей. То есть, с той суммы, которая вводится в стоимость социального пакета, - 50 рублей – конечно же, мало для этой путевки. Но действует страховой принцип, и путевка предоставляется вне зависимости от той суммы, хотя стоит дороже, чем удержится с конкретного льготополучателя.
Ну, и, наконец, последняя льгота, которая входит в понятие социального пакета – это оплата проезда к месту лечения в санатории и обратно, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Вот три льготы, которые включены в понятие социального пакета.
- Какие сложности могут возникнуть при получении льгот по социальному пакету? Что больше всего волнует псковичей именно в связи с этим?
- Больше всего звонков, которые поступают к нам, да и на «горячую линию» в администрацию области по нашим льготополучателям, это проблемы, которые порой возникают по поводу выписки и приобретения лекарств в аптечных учреждениях. На самом деле, к сожалению, есть единичные случаи, когда по каким-то причинам человек не попадает в регистр, его нет у врача, в аптечном учреждении. Главная проблема в том, что человек не может получить лекарства, поскольку его нет в регистре.
Принято следующее решение. Если наш больной обращается к врачу за лекарствами, то врач обязан выписать рецепты на бесплатное предоставление лекарств на основании документов, подтверждающих право на льготу – врач выписывает, хотя в регистре этого человека нет. Затем этот человек от врача за лекарством идет в аптеку. Мы приняли следующий порядок: аптечный работник звонит по номеру телефона работнику Пенсионного фонда – и мы сразу же в присутствии этого ветерана, этого инвалида подтверждаем его наличие в регистре. Если же в нашем регистре его нет, то мы буквально в считанные минуты поднимаем пенсионное дело и проверяем его право на ежемесячную денежную выплату. Если такое право у этого человека есть, то мы подтверждаем по телефону работнику аптеки право на льготу, на лекарство этого человека – и ему это лекарство обязаны отпустить в аптеке. А затем уже в рабочем режиме мы заносим этого человека в регистр.
Это вот самая основная проблема, которая на сегодняшний день существует по части приобретения социального пакета. Я предполагаю, что эта мера временная, потому что на составление регистра не было много времени. И я повторяю, что возможны такие единичные случаи, когда, возможно, по каким-то причинам пропустили человека. Поэтому вот такое решение найдено, мы озвучили его работникам Пенсионного фонда.
Что касается проблем санаторно-курортного плана, то таких не возникает. Что касается проезда в железнодорожном транспорте – эти вопросы также отработаны. По крайней мере, в случае необходимости приобретения проездных документов либо на пригородный железнодорожный транспорт, либо до санатория – эти вопросы решаются, они снимаются в рабочем порядке. При наличии документа, подтверждающего личность человека и право на льготы, билеты отпускаются.
- Самый актуальный вопрос, которому уделяется наибольшее внимание – это вопрос о льготах именно в городском транспорте. Это вызывает определенное напряжение. Насколько я знаю, сейчас в Правительстве РФ совместно с Пенсионным фондом разрабатываются какие-то конкретные меры, чтобы урегулировать данную проблему?
- Работа «горячей линии» подтверждает то, что самые «горячие» звонки – это звонки от псковичей по поводу того, что утрачено право бесплатного проезда. Хотя на территории области пытались смягчить данную обстановку – были переговоры с транспортными организациями проведены. Эта проблема, наверное, касается не только льготополучателей, она касается всех пенсионеров, потому что в районах очень мало внутригородского транспорта. А для горожан эта проблема животрепещущая. И это проблема не только нашей области – мы видим по телевидению то, что люди ежедневно высказывают свое недовольство.
Наверное, именно поэтому на уровне Президента РФ рассматривается вопрос о предоставлении возможности приобретения льготного социального проездного билета для ветеранов, пенсионеров, для льготополучателей. В настоящее время, я знаю, администрация привлекла к решению этого вопроса транспортные организации, мы тоже прорабатываем некоторые вопросы. Я полагаю, что этот вопрос совсем скоро будет решен, чтобы наши ветераны могли безболезненно воспользоваться правом бесплатного проезда не только городского, но и пригородного автобусного сообщения.
- Вы можете еще раз уточнить, каков порядок получения самих денежных выплат…
- Вы знаете, у нас было много вопросов о способе выплаты. Это можно тоже отнести к «горячим» вопросам. Почему произошло так, что в назначенное время человек не смог получить ЕДВ дома? Во-первых, для всех получателей ЕДВ мне бы хотелось сказать следующее: существует определенный порядок выплаты пенсий, и, соответственно, теперь уже ЕДВ. Пенсия может доставляться работниками почтовой связи по месту жительства – в области по каждому дому, по каждому населенному пункту существует определенная дата выплаты. Если по каким-то причинам человек дома отсутствует, то на следующий день, как правило, он идет за пенсией на почту. Это, мне кажется, не очень правильно, потому что пенсию получают люди, которые не так здоровы, как в молодости – это доставляет определенную сложность. Когда таких пенсионеров, которых не было дома в день доставки, накапливается десяток или три десятка – это очереди, это нервозность.
Именно этим людям мне хотелось бы рассказать о втором способе доставки – это либо через сберегательный банк, либо через другие кредитные учреждения. Мы на сегодняшний день можем выплачивать пенсии не только через сберегательный банк, а через любой банк, который удобен для конкретного человека. Сегодня в городе Пскове существует масса банкоматов – это намного удобнее. Подойдет любое учреждение, которое существует на территории данного города или района, куда можно перечислять пенсию. Конечно, зачисления производятся тоже в определенные сроки – например, сберегательный банк мы финансируем с 10 до 20 числа, а выплатной период через почту – с 5 по 28 число. Поэтому я бы хотела обратить внимание и пенсионеров военных, и не пенсионеров, что если Вы к нам обращаетесь за пособием, за назначением – пожалуйста, обязательно укажите способ выплат.
И еще один момент. Возможна такая ситуация: если Вы пенсию получаете через почту, а ЕДВ хотите получать через банк – это Ваше право, давайте нам заявление, мы будем решать вопросы. Это в наших силах, это мы можем сделать так, как это будет удобно для людей.
- Елена Васильевна, пользуясь случаем, не могу не спросить о выплатах просто пенсий. Я слышал, что в скором времени они должны повыситься?
- Когда мы ведем речь о монетизации, – а ни для кого не секрет, что этой проблеме уделяется очень много внимания – мы должны понимать, что на самом деле ситуация в регионах не одинаковая. Например, в некоторых регионах 120 рублей выплачивается. Когда мы с Вами говорили о том, что суммы выплат не должны привести к ухудшению того положения, которое было до отмены льгот. Но мы все понимаем, что эта сумма не всегда перекрывает льготы, которые были.
Поэтому Президент поставил задачу с 1 марта повысить всем ветеранам размер базовой части пенсии – пока на сегодняшний день идет разговор о 240 рублях. Это та прибавка, которая позволит сгладить те негативные последствия, которые, возможно, для кого-то повлекла монетизация льгот. Не для всех, потому что для сельского населения оно очень значимо и приемлемо, скажем так. По городу есть издержки. Хотя я повторяю, что в скорейшем времени будет решен вопрос с проездом, но, тем не менее, какие-то льготы еще не перекрыты. Поэтому увеличение базовой части пенсии позволит нивелировать тот негатив, который был допущен при введении закона.
- Ну, и, наверное, в заключение нашей беседы стоит напомнить телефоны горячей линии, которые работают в администрации Псковской области и непосредственно в Пенсионном фонде.
- В администрации области телефоны работают, включая и выходные дни. В отделении Пенсионного фонда телефоны следующие: 19-62-18, 19-64-08, 46-62-19. Мы работаем ежедневно, кроме субботы и воскресенья – в выходные очень мало звонков, поэтому нет смысла работать. Что касается администрации области, то это телефон 16-14-60. Звонки принимаются постоянно. Причем, звонки на телефоне «горячей линии» администрации принимают не только рядовые работники – на телефоне был и губернатор, и заместитель губернатора, и начальник Управления социальной защиты.