Архив

Александр Котов: Будем минимизировать издержки

09.03.2005 16:16|ПсковКомментариев: 0

С 1 января 2006 года новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступает в силу в полном объеме. В российских регионах, в том числе и в Псковской области, готовятся к этому событию. На региональном уровне надо принять ряд подзаконных актов, которые необходимы для перехода на новую систему.

О том, как ведется эта работа, в интервью ИА «Псковская Лента Новостей» рассказал вице-губернатор Псковской области Александр Котов.

Александр Алексеевич, на последней сессии областного Собрания вопрос о границах муниципальных образований вызвал немало дискуссий. На Ваш взгляд, с чем это было связано?

Вообще, любая реформа вызывает неоднозначную реакцию. Всегда есть повод о чем-нибудь поговорить. На сессии рассматривалось два законопроекта. Один из них - о границах и статусе муниципальных образований, которые уже имеются на сегодня, то есть 24 района и 2 городских округа Псков и Великие Луки. Этот закон особых нареканий ни у кого не вызвал. А вот второй законопроект о границах и статусе вновь создаваемых муниципальных образований вызвал достаточно бурную реакцию и дискуссии как на стадии подготовки, так и на сессии во время принятия.

В первую очередь, это связано с подходами и принципами, заложенными в новом законе о местном самоуправлении для определения границ городских и сельских поселений. Конечно же, прежде всего, мы отталкивались от существующей структуры волостей, учитывали численность создаваемых муниципальных образований, учитывали в той или иной степени экономическую основу, чтобы потенциально эти муниципальные образования имели собственную налоговую базу. Учитывали также и то, чтобы административный центр муниципального образования был доступен жителям близлежащих деревень.

Сколько же в итоге на территории Псковской области получилось муниципальных образований?

У нас было 247 волостей как структурных подразделений районных администраций. 1 января 2006 года будет 192 муниципальных образования, так называемых сельских поселений. Плюс к этому 22 городских поселения на базе районных центров и 4 городских поселения на базе бывших поселков, где численность населения превышает 1000 человек.

Таким образом, количество муниципальных  образований – сельских поселений значительно меньше, чем волостей. Но здесь я особой проблемы не вижу. На территории почти всех волостей, в которых не будет расположен административный центр муниципального образования, предполагается сохранить административное здание, которое имеется сейчас. И в этом здании будет работать сотрудник администрации муниципального образования, который будет выполнять все необходимые функции по предоставлению услуг для населения. Так что для жителей никаких неудобств не будет, если органы местного самоуправления рационально организуют свою работу, что является их прямой обязанностью.

Новую систему местного самоуправления называют двухуровневой. Вам не кажется, что она будет сложнее, чем ныне существующая?

Может быть, не совсем правильно говорить «двухуровневая». Есть разные муниципальные образования со своими  полномочиями. В городских и сельских поселениях – свои полномочия, в муниципальных районах – свои, в городских округах – свои. И, конечно, в известном смысле, эта система будет сложнее.

Я уже неоднократно высказывал свою точку зрения. На мой взгляд, та система местного самоуправления, которая в настоящий момент существует в Псковской области, она достаточно эффективна. Но поскольку Федеральный закон принят, мы должны его исполнять.

Что предполагает новое законодательство?

На территории региона создаются полноценные муниципальные образования. В этих муниципальных образованиях в обязательном порядке должны быть органы местного самоуправления, то есть глава, Собрание депутатов и исполнительно-распорядительный орган - местная администрация. Это в каждом муниципальном образовании независимо от численности населения. Поэтому, наверное, одной из основных проблем станет проблема кадров. Причем кадров квалифицированных. Ведь то же сельское поселение будет иметь свой бюджет, и, соответственно, будут нужны специалисты, которые смогут его разработать и осуществлять его исполнение. Поэтому таких специалистов предстоит готовить.

По опыту недавних избирательных кампаний ясно, что выборы муниципального уровня провести очень сложно по причине неявки избирателей. Теперь, когда депутатов придется выбирать и на сельском уровне, Вы не ждете, что будет просто вал неизбранных депутатов?

Мы предполагаем, что можем столкнуться с такой проблемой. Это, в общем-то, как вы заметили, есть и сейчас. На уровне районов очень мало, так бы я осторожно сказал, желающих принимать участие в выборах депутатов представительных органов. Зачастую, приходится элементарно уговаривать людей стать кандидатами. Естественно, на уровне сельского поселения эта проблема может быть еще более острой. И если ничего не предпринимать в организационном плане, то можно предположить, что во многих таких муниципальных образованиях выборы могут не состояться. Поэтому придется вести более активную разъяснительную работу.

Кстати, когда планируется провести выборы органов местного самоуправления на территории области и сколько новоявленных депутатов различных уровней должно получиться в итоге?

Хочу отметить, что депутаты существующих сегодня представительных органов местного самоуправления доработают свой срок полномочий. Что касается вновь образуемых муниципальных образований, то выборы должны пройти до 1 ноября 2005 года. После того, как будут избраны глава муниципального образования и депутаты, они должны разработать и принять Устав, и в соответствии с этим документом сформировать местные администрации, а затем принять бюджет на 2006 год.

По количественному составу муниципальных депутатов могу сказать, что всего их будет более двух тысяч. Хотя избрать их, повторюсь, будет непросто.

Александр Алексеевич, может, нашим людям вовсе и не нужно местное самоуправление, раз на местах не найти желающих этим заниматься?  Ведь стремление к самоуправлению должно идти как бы снизу, а у нас, по традиции, «спускают» реформу сверху. Вы здесь не видите никакого противоречия?

Я бы, наверное, с Вами согласился, но разработчики закона в Москве говорят о том, что у населения такая потребность имеется, и закон этот написан под потребность населения, а не под потребность чиновников. Поэтому та критика, которая раздается из органов власти субъектов и муниципалитетов, ныне существующих, расценивается, как нежелание чиновников распространять местное самоуправление до самого низшего уровня.

Все зависит от активности людей. Там где эта активность будет высока, они смогут реализовать те полномочия, которые вводятся Федеральным законом.       В принципе, здесь ничего нового нет. Это та же самая система сельских советов, которая существовала ранее.

Может быть, было целесообразнее наряду с нововведениями оставить и ту систему местного самоуправления, которая была до настоящего момента, предоставив субъектам самим выбирать модель народовластия?

Может, и целесообразнее, но Федеральный закон уже принят, и пересматривать его никто не собирается. Мы уже слишком далеко зашли. И следует не останавливаться на полпути, а довести начатое дело до конца. Главное – не навредить, то есть попытаться минимизировать все издержки, которые могут возникнуть. Придется провести огромный объем работы. Я надеюсь, что у нас это получится.

Беседовал Алексей Голубев

ПЛН в телеграм




опрос
О чем вы спросили бы президента в ходе прямой линии?
В опросе приняло участие 231 человек