ИА «Псковская лента новостей» представляет интервью с директором Псковского областного Фонда поддержки малого предпринимательства и Псковского Центра поддержки предприятий Светланой Журавлевой. Главная тема беседы посвящена поддержке развития малого бизнеса в Псковской области.
Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, чем именно занимаются возглавляемые Вами Фонд поддержки малого предпринимательства и Центр поддержки предприятий.
Фонд финансирует различные проекты, проще говоря, дает или не дает займы. Среди наших клиентов были и те, кто начинал с кредита в10- 25 тыс. рублей, потом в 100 тыс. руб., а сейчас они уже кредитуется в банках.
В виду нехватки денежных средств мы стали заниматься лизингом, заключив эксклюзивный договор с Новгородской лизинговой компанией, которая создана при Новгородском фонде поддержки малого предпринимательства. И обороты по лизингу у нас уже выше, чем по кредитам. Если предпринимателю нужно оборудование, автотранспорт или приобрести недвижимость, он идет к нам. Также, в нашем регионе с 2004 года в области работают предприятия, с которыми заключены договора франчайзинга. И надо сказать довольно успешно. По России только 3 региональных фонда поддержки малого предпринимательства выиграли конкурс по финансированию проектов по развитию франчайзинга и среди них Псковский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Мы выдали займа тем предприятиям, которые развивают различные услуги в районах области, например внедрение и развитие бухгалтерских программ учета «1С», развитие сети доставки печатной продукции в районы. Конечно, мы могли бы вложить деньги в открытие какого-нибудь шикарного бутика, и такие предложения были, но мы решили, что развитие малого бизнеса в районах на данном этапе важнее.
Псковский центр поддержки предприятий оказывает широкий спектр консалтинговых услуг. Нередко к нам приходят и говорят, хочу купить недвижимость для развития бизнеса, дайте займ. Но когда начинаешь беседовать, то начинаешь и консультировать. Сотрудники центра могут помочь, составить бизнес-план, внедрить новые технологии маркетинга, управления персоналом, провести маркетинговые исследования и другие услуги.
Много раз мы проводили различные корпоративные учебные программы, разрабатывали бизнес-планы для наших клиентов и многие из них были профинансированы различными финансовыми структурами, стратегии развития районов ( например: Псковского и Локнянского).
Вы помогаете предприятиям получить ISO 9000, что он дает малому бизнесу?
Во-первых, Центр сам имеет международный сертификат ISO 9000 (версия 2000) и наши консультанты уже несколько лет работают на предприятиях, выполняя договора по разработке и внедрению систем менеджмента по международным требованиям, готовят их к аудитам при получении сертификата ISO 9000. Внедрение новых международных требований управления предприятиями позволит псковским предприятиям, в том числе из числа малого бизнеса, не только выйти на европейский рынок. Предприятие, которое внедряет эту систему, становится более интересным для партнеров, так как на предприятии более чётко организуются не только производственные процессы, а вся деятельность прописывается и чётко контролируется. У нас есть клиент, который сказал «мне не нужен сертификат для выхода на международный рынок, я просто хочу разобраться во всех аспектах функционирования своего предприятия». Решение деловых повседневных вопросов «засасывает», а эта система позволяет сделать прозрачной работу предприятия, увидеть «слабые места» в работе организации, нагрузку персонала.
Но самое главное, что в ближайшее время Россия вступит в ВТО (Всемирная Торговая Организация), а это значит, у бизнеса появятся новые возможности, но и новые проблемы. Предприятия, у которых уже будет международный сертификат, будут иметь гораздо больше плюсов, чем их российские конкуренты. К тому же, ряд российских отраслей (например, автомобильная) требуют наличия такого сертификата у своих партнеров. Сертификация предприятия по международным стандартам ISO 9000 это инвестиции в развитие предприятия, которые быстро окупятся.
Светлана Ивановна, расскажите, как был создан Центр поддержки предприятий?
Центр – консалтинговая фирма, которая работает на рынке уже более десяти лет, оказывая услуги для предпринимателей и предприятий. Это различные проекты в области корпоративной работы с персоналом, внедрения системы управления качеством, финансового консалтинга, организации выставочной деятельности, маркетинговых исследований и другие направления.
Центр поддержки предприятий был создан в рамках международного проекта (программа ТАСИС). Было подготовлено много квалифицированных экспертов, реализованы различные проекты на предприятиях региона. Мы входим в первую сотню ведущих консалтинговых фирм России по рейтингу журнала «Эксперт».
Мы проводим маркетинговые исследования для российских и зарубежных фирм. Для Великобритании мы сделали исследование по маслам для автомобилей, оно шло по всей России, наши специалисты делали его по Псковской области. Интересно, что прошло совсем немного времени и, открыв газету, читаю, заключено соглашение на уровне нашего правительства, и я понимаю, для кого мы работали.
Можно ли назвать развитие малого бизнеса одним из приоритетов экономики Псковской области?
Малый бизнес уже завоевал свое место под солнцем, и уже не стоит говорить о поддержке, а упор надо делать на слове развитие.
Если представить что на 2-3 дня наши малые предприятия перестали бы работать, то возникло бы множество проблем у всех, в том числе и у крупных предприятий, поставщиками которых зачастую являются малые предприятия. Ведь малый бизнес это сфера питания, причем не только кафе и рестораны, но и производство хлебобулочных изделий, макарон и многого другого, различные магазины, сфера переработки, бытовые и транспортные услуги. Радует, что есть уже предприятия, бизнес которых начинался с торговли, и, заработав капитал, они заняли новые ниши, им уже мало торговли. Люди вкладывают в производство, в переработку сельхозпродукции, в производство мебели.
В каждом регионе есть приоритеты развития региона. На мой взгляд, у нас они связаны с развитием малого бизнеса. На первом месте он или нет, это спорно, но то, что один из приоритетов – это точно. Например, в развитии туризма. Ведь развитие туризма это не только деятельность турагентств.
Под словом туризм у нас часто подразумеваются поездки, причем фирмы в основном работают на выезд, примерно 70% - это выездной туризм. А для меня туризм, это и гостиничный бизнес, причем гостиничный сервис разного уровня, организация сферы питания, транспортные услуги, организация торговли продукцией народных промыслов. Прокат автомобилей разного класса – это тоже малый бизнес. Общепит и торговля у нас развиты, мы гордимся тем, что очень много вложили знаний и финансовых средств в развитие цивилизованной торговли, общепита и бытовых услуг, мы обучали персонал малых предприятий в этой сфере Мы должны расставить приоритеты: как мы будем развивать туризм, кто к нам поедет в первую очередь. И одновременно с этим надо заниматься подготовкой квалифицированного персонала (в этом направлении уже многое делается, но и учебным заведениям не всегда хватает информации по перспективным целям развития туризма).
И этому надо учить малый бизнес?
Да. Ведь малое предприятие, как правило, не может себе позволить иметь в штате специалистов по маркетинговым исследованиям, выставочной деятельности, психологов и других. Если у него есть партнер, с которым он работает (консалтинговая фирма), который знает проблемы, и к нему можно обратиться, то многие проблемы не возникают или снимаются без последствий для бизнеса. Мы работаем с предпринимателями и с разными предприятиями, многие из них наши партнеры уже много лет. Мы организуем и подготавливаем для них встречи с деловыми партнерами, полностью отвечаем за визит, все проверяем, организуем деловые встречи, ведь у многих предприятий такого опыта, а также знания международного и таможенного законодательства нет. Мы отвечаем и за культурную программу визита.
Я знакома с тем, как «деловой туризм» поставлен в Германии, Голландии и других странах. Это и подготовка деловых бумаг в соответствии с принципами делового этикета, деловых визитов, важно все организовать, спланировать, показать товар лицом. Можно произвести хороший продукт, но если его грамотно не прорекламировать, не сделать ему хотя бы хорошую «упаковку», он не будет конкурентоспособным.
Инфраструктура развлечений – это тоже малый бизнес. Поэтому надо вложить не просто деньги, а сделать это грамотно. Есть сферы, которые дадут быструю отдачу, а другие – нет. Кроме того, если ориентироваться на богатого туриста, который способен оставить здесь много денег, то и вкладывать в инфраструктуру туризма надо много денег. Но, к сожалению, по моему мнению, это вопрос не завтрашнего дня. Ведь почему едут в Монте-Карло, Лас-Вегас? Это казино, театры, концертные залы, магазинов там почти нет. Это грамотно построенная система привлечения туризма. Поэтому мы, говоря о развитии туризма, для начала должны определиться, какого туриста мы хотели бы привлечь в первую очередь. И вложив небольшие деньги, получить быструю отдачу и начинать развивать новый этап.
Сейчас много говорят о создании Ресурсного центра для женщин-предпринимателей. Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, об этом и других новых проектах поподробнее.
Мы выиграли конкурс на создание Ресурсного центра для женщин-предпринимателей, это действительно интересный проект. Такие центры уже созданы и функционируют в Ленинградской области, а теперь, на новом этапе, кроме Псковской области к ним присоединятся Новгородская, Вологодская и Калининградская области. В такие структуры предприниматели придут получить консультации по организации и управлению бизнесом, налогообложению, за правовой и психологической поддержкой. Планируем готовить и выпускать также «информационный листок». К сожалению, иногда предприниматель нарушает законодательство, потому что оно быстро меняется, и он не успевает отследить все изменения. Впоследствии Ресурсный центр будет помогать не только женщинам, но и всем предпринимателям.
Также, мы участвовали в конкурсе по развитию внебанковской сферы для малого бизнеса по микрофинансированию в рамках программы DAI , в результате в числе 5 регионов, которые выиграли, была и Псковская область.
Хорошая новость: правительство России в Федеральном бюджете выделило 1,5 миллиарда рублей на развитие малого предпринимательства, эти деньги пойдут в те регионы, где администрация поддерживает развитие малого бизнеса. В основном эти деньги предназначены не для конкретного предприятия, а для создания и развития бизнес-инкубаторов, на развитие экспортно-орентированных предприятий, на развитие сети «Микрофинансирования». Мы выбрали два направления для участия в конкурсе, теперь надо защитить возможность привлечения этих денег в наш регион.
Пару лет назад вы выиграли подобный конкурс, что удалось осуществить?
Два года назад мы выиграли аналогичный конкурс по привлечению невозвратных средств на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На выделенные средства был создан Выставочно-маркетинговый центр, администрация выделила помещение, было приобретено современное выставочное оборудование и техника. Сейчас им пользуются для продвижения своей продукции предприятия, от крупных до малых. Мы стараемся периодически проводить выставки. К сожалению, то помещение, которое было выделено, не совсем подходит для проведения серьезных выставок, для них приходится арендовать помещения. Например, выставку к 8 марта мы проводили в кинотеатре. Конечно, сделать веселую выставку было очень сложно, ведь кинотеатр в то же время работал, поэтому, к примеру, включить громко музыку было невозможно.
Но главное, у нас есть отличное оборудование, уже подготовлено 2 специалиста по выставочной деятельности, вопрос лишь в том, где проводить выставки, которые позволят продвигать не только предприятия и их продукцию, но и наш регион. В этом вопросе мы надеемся на взаимопонимание Администрации области и города Пскова.
Каково Ваше впечатление от заседания Экспертного общественного совета по малому предпринимательству, которое состоялось 24 марта у Главы администрации Псковской области?
Я рада, что услышала от нашего губернатора, что его интерес в том, чтобы стало больше предпринимателей, и малый бизнес развивался.
Но чтобы начать бизнес, необходима стартовая поддержка, те небольшие суммы, которые предпринимателю крайне сложно получить в банках и которые может предоставить Фонд. А тем, кто уже работает и хочет развиваться, нужны не только финансы, а сервис, помощь в повышении квалификации персонала, поддержка в продвижении его продукции, помощь в подготовке и грамотному участию в выставках. Затем нужна другая структура, которая подскажет, где и как получить международные сертификаты, как работать с таможней, чтоб не потрачены были деньги зря, где и как найти партнера.
На заседании Экспертного совета была оговорена процедура его работы, приоритеты и возможности рассмотрения вопросов и проблем, возникающих у субъектов малого предпринимательства. Это позволить своевременно рассматривать возникающие вопросы и, при необходимости, вовремя решать вопросы.
Беседовал Максим Голиков