Что-то не ладное продолжается с бюджетом Пскова. Выражаясь молодежным языком, его то «плющит», то «колбасит». Уже вторая половина мая на дворе, а главного финансового документа в удобоваримом виде в Пскове до сих пор нет. Итоги же последнего заседания рабочей группы по доработке бюджета-2005 еще больше добавили мрачных красок к и так безрадостному бюджетному муниципальному пейзажу. Большинство участников рабочей группы пришли к решению в целом не принимать бюджет и жить по 1/12 прошлогоднего бюджета.
Надо сказать, поворот весьма неожиданный, если вспомнить, что первое (апрельское) чтение бюджета прошло, в общем-то, нормально. Кстати, тогда же выражалось мнение, что по второму чтению будут бурные дискуссии, но оно обязательно состоится. Как показало время, не состоялось, но все надеялись на май. Теперь же окончательное принятие бюджета города и вовсе под угрозой. В числе причин, по которым рабочая группа вынесла «смертный приговор» бюджету-2005, назывались следующие.
Во-первых, речь идет о пресловутых 113 миллионах, которые с легкой руки городского финуправления фактически были включены в доходную часть бюджета как обязательства областной администрации. Причем включены внеправовым методом, так как никаких документов, подтверждающих поступление этой конкретной суммы в муниципальный бюджет, собственно говоря, нет. Эти 113 «лимонов» были запихнуты в бюджет Пскова, как бы «на авось», в противоречии с бюджетным кодексом. Поэтому рабочая группа согласилась с необходимостью сокращения доходной базы на эту сумму.
Кроме того, много вопросов возникло с обсуждением привлечения в бюджет средств от арендной платы муниципального имущества. В проекте бюджета указана сумма в 65 миллионов рублей, а по реальным прогнозам, со слов депутатов, она составит, дай Бог, 40. Опять получается «бюджетная дырка».
Члены рабочей группы обратили внимание и на то, что некоторые доходные статьи, по их мнению, несправедливо занижены. Например, в бюджете не отражены средства, получаемые от уплаты родительской платы. По предварительным расчетам, приход по этой строке может составить до 30 миллионов рублей. Это же касается и недопоступления в бюджет средств из-за выделения земельных участков не на конкурсной основе. (Впрочем, эта ситуация, как ожидают должна измениться, так как с 1 мая выделять земельные участки будут исключительно по результатам конкурса).
Еще одной причиной недовольства ряда депутатов бюджетом-2005 является отсутствие официального плана социально-экономического развития Пскова (так называемого, генерального), а также неясности с прогнозным планом приватизации муниципальной собственности. В то же время существует такая точка зрения, что именно за счет приватизации необходимо изыскивать средства для покрытия бюджетного дефицита.
В общем, несмотря на то, что работа над бюджетом Пскова идет уже пятый месяц, концы с концами никак не сходятся. И, может быть, действительно областному центру придется жить по 1\12 бюджета прошлого года. Хотя, конечно, интересно, как это может получиться. Ведь в 2005 году по сравнению с 2004-ым произошли серьезные изменения в плане перераспределения полномочий между бюджетами всех уровней. И на первый взгляд состыковать расходные статьи будет очень и очень проблематично.
Однако на самом деле вердикт рабочей группы – это не аксиома. Окончательное решение остается за депутатами городской Думы, которые должны будут принять его на сессии 24 мая. За полторы недели до «дэдлайна» у мэрии и Думы есть еще какое-то время для поиска консенсуса. Вполне может статься, что народные избранники не захотят отправлять бюджет-2005 в корзину, а, скрепя сердце, примут его в подкорректированном виде.
Алексей Голубев