Вопросы модернизации системы здравоохранения всегда был болезненными и стояли остро, менялся социальный заказ, политика государства, темпы роста населения, а система оставалась достаточно ригидной и не склонной к изменениям. На сегодняшний день здравоохранение Российской Федерации требует реформирования, уже обсуждаются различные варианты закона о реформе российской медицины. А жизнь опережает инициативы законодателей и заставляет подстраиваться под новые условия. О проблемах и перспективах современного здравоохранения рассказывает главный врач Псковской областной больницы, руководитель депутатской группы «Единая Россия» в Псковском областном Собрании Виктор Антонов.
- Виктор Васильевич, как, на Ваш взгляд, на сегодняшний день выглядит система здравоохранения Псковской области и России в целом?
- Я полагаю, что российское здравоохранение уже давно требует реформирования. То, что ситуация назрела, что нужно что-то делать, понятно и нам - медикам, всем, кто работает в сфере здравоохранения. Мы хорошо для себя уяснили и поняли, что, сколько бы не было у нас врачей, какой бы высокой не была их квалификация, сколько бы мы не сохранили коек в больницах, это не может повлиять на улучшение качества здоровья граждан. Я считаю, что серьезная реформа существующей системы необходима, и зря все боятся этого слова, нужны активные действия. Чтобы наш ресурс – денежный ресурс, ресурс лечебных учреждений, был доступен большему количеству жителей. Необходимо сконцентрировать этот ресурс там, где это даст большую отдачу, где это при наших скромных материальных возможностях обеспечит максимальный результат – повысит качество услуг, а не тратить средства на искусственное поддержание сложившейся системы. Это проблема, над которой нужно работать сегодня.
- Какой же путь реформирования вам видится? Как улучшить эту самую систему?
- Мы поняли, что все решат новые технологии. Сложилась такая ситуация, когда стало ясно, что прежний экстенсивный путь развития себя не оправдал, и от него нужно отходить. Приведу цифры: ранее, до введения новейших технологий, Псковская областная больница была рассчитана на 1100 – 1200 коек, и в течение года мы лечили 18 тысяч больных, сегодня больница вмещает почти на 300 коек меньше, но мы лечим 20 тысяч больных. Почему так происходит? Человек не вылеживает и не ждет, пока ему поставят диагноз, опираясь на интуицию, опыт врача. Применяется инструментальный, достоверный метод обследования, используются новейшие лабораторные исследования, компьютерные томографы. И, в итоге, мы принимаем больного сегодня, а завтра он идет на операцию. Применяя новые технологии в лечении, мы видим, что, если использовать современные методики хирургического лечения, то больного после операции не надо держать неделями на койке. Через 3-4 дня человека отпускают домой. Это выгодно и больному, и врачам, и государству.
И самое главное, что хотелось бы сказать – денежных средств в системе здравоохранения, пусть маловато, но вполне достаточно, чтобы поддерживать ее на неплохом уровне, но нужно сделать так, чтобы материальные средства рационально использовались. Сегодня рачительный подход к системе здравоохранения, я уверен, должен стать одним из приоритетов.
- То есть, главная задача реформирования - добиться того, чтобы государственные средства расходовались, в первую очередь, на эффективные лечебные учреждения, использующие новейшие технологии?
- Нет, главная задача преобразований в сфере здравоохранения, это повышение качества медицинских услуг и как следствие улучшение здоровья жителей нашей области. А то, что вы сказали лишь один из способов достижения этой задачи.
Действительно, модернизация системы здравоохранения основана на отказе от политики «поддержания штанов», надо вкладывать в перспективные направления и конкретные учреждения. Убежден, нам не нужно содержать то, что не выполняет своих функций, то, что существует ради существования. Последнее время многие сетуют, что, мол, пришла новая администрация, и тактика руководства - закрывать лечебные учреждения любой ценой ради экономии. Это глупость, абсолютно далекая от реальности. Планируемая сегодня реформа это не экономия средств на здравоохранении, чего многие так бояться, и пугают жителей области. Денег сколько расходовалось, столько и будет расходоваться, просто необходимо их эффективно вкладывать в развитие здравоохранения региона.
Необходима адекватная времени модернизация системы здравоохранения, сегодня она застряла в прошлом веке. Даже сама численность областной сети рассчитана на количество большее чем, то, что живет сейчас в области. Именно поэтому необходимо выработать новую модель этой системы, которая должна положительно отразиться на качестве услуг областной медицины.
Ведь сама жизнь заставляет сейчас объединяться и кооперироваться. В районах не хватает кадров, в Новоржевском районе, например, нет врача-хирурга. Руководство района, главный врач договариваются с соседней Пушкиногорской больницей, идет взаимное оказание помощи. То же самое характерно для Красногородского, Палкинского районов, все районы кооперируются сами. Надо просто помочь им провести эту кооперацию.
-Какую конкретно работу в этом направлении проводят региональные власти?
- Губернатор издал распоряжение, в соответствии с которым в областном комитете здравоохранения появилась комиссия, в которую входят специалисты-медики, врачи хирургического профиля, терапевты, диагносты, которые оценивают функционирование системы в целом. Кстати, аналогичная настолько доскональная работа проводилась последний раз в 1985 году, когда приезжал «Народный контроль СССР».
Вещи, которые мы открываем, занимаясь анализом, удивительные и шокирующие. Например, больной получает травму, его кладут в районную больницу, выдерживают срок, который оплачивает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и отправляют в областную больницу, чтобы его прооперировали. То есть, идет судорожное удержание коек для создания иллюзии необходимости существования лечебного учреждения, поддержания системы по принципу «чем больше, тем лучше». Учитывая то, что у нас действует нормативно-подушевое финансирование больных, такие процессы приносят ощутимый вред, и комиссия должна с этим разобраться. В области организовано нецелесообразно огромное количество койко-мест, и сегодня главные врачи районных больниц вынуждены заполнять эти койки непрофильными больными, больными, которые не нуждаются в стационарном лечении.
-Таким образом, деньги расходуются на то, на что не надо тратить?
- Совершенно верно. Кроме этого, на комиссии мы занимаемся вопросом - сколько же расходуется непосредственно на лечение больного в разных лечебных учреждениях. Мы знаем, что больницу надо содержать, отапливать, ремонтировать, то есть нести определенные хозяйственные расходы. И на это приходится львиная доля затрат, а суммы, которые идут на само лечение больного – на лекарства, на операцию, они обескураживают. И надо сказать, что в этой связи вопрос губернатором поставлен абсолютно правильно: как рационально использовать денежные средства, которые отпущены на лечение и здоровье наших граждан. А ответ на этот вопрос должны подсказать специалисты, медицинские работники, прежде всего. Этой работой и занимается созданная комиссия.
- В прессе часто озвучивают проблему нехватки медицинских кадров. В Псковской области работают несколько лечебных учреждений, подготавливающих специалистов этого профиля, и что, у нас все равно наблюдается кадровый голод в системе здравоохранения?
- В нашей системе здравоохранения существует проблема с врачами высшего и первичного звена – с врачами «скорой помощи», с участковыми, с врачами центральных районных больниц. Вопрос стоит остро, поскольку у нас нет притока молодых кадров. Раньше мы ежегодно принимали по 150-170 врачей-интернов, которых учили для области и которые работали на «скорой помощи», в районных больницах, участковыми. Так вот, в прошлом году у нас было 12 врачей-интернов, в этом году, если 10 человек появится, уже хорошо. В крупных лечебных учреждениях – в городской, областной больницах, эта проблема не так выражена, а в районах – это настоящее горе.
С другой стороны, медсестер у нас в избытке, видимо потому что много учреждений, которые готовят именно по этому профилю. При этом половина из тех, кого мы выпускаем, не идет работать по специальности по разным причинам. А училища все работают и выпускают кадры, но не стоит забывать, что это тоже деньги областного бюджета, которые могли бы быть направлены на здравоохранение.
-Как же тогда должна быть построена работа с кадрами для медицины?
- Если говорить о поиске путей выхода из этой ситуации, на мой взгляд, возможно, отчасти стоит вернуться к старому распределению врачей после института. Может, стоит предложить альтернативу для юношей - вместо службы в армии поработать года 3-4 на периферии в районах. Как это будет выглядеть на практике, пока не понятно. Но мы ждем, что нормы пропишут в обсуждаемом сейчас законе о реформе системы здравоохранения, поскольку кадров в низшем звене не хватает, и это чувствуется.
У нас в некоторых районах существует неплохая практика – администрация района обучает студентов в медицинских вузах за свои деньги. Законом, к сожалению, порядок возвращения не определен, но есть какая-то договоренность, и пусть из 8 выпускников 4 вернутся в район – это уже очень хорошо. В районах не хватает особенно врачей хирургического профиля, это чувствуется очень сильно. Причем ведь это такая специальность, что уже через час можно понять, какой это специалист, и что он делает. И у нас есть печальная практика приема врачей в районные больницы, когда результаты их работы приводили к инвалидности. Поэтому кадровая проблема есть, и это больная тема для районов Псковской области.
Записала Татьяна Панова