Главу Локнянского района Леонида Волкова расстреляли на пороге собственного дома, на глазах у жены и детей утром 26 августа 2002 года, когда он выходил на работу. Практически сразу основной для следствия стала версия о заказном убийстве.
Уже в октябре были взяты под стражу заказчик преступления – бывший глава района Сергей Васильев, посредник – Владислав Зубрицкий и исполнитель Сухрай Латифов. Четвертый «заговорщик» – Андрей Кособудский – по мнению следствия, оказывавший посреднические услуги, успел скрыться, и был объявлен в розыск. В июле прошлого года Псковский областной суд приговорил организатора преступления Васильева к 16 годам лишения свободы. Исполнитель заказного убийства Латифов получил 10 лет и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Посредник Зубрицкий – 6 с половиной лет. Все это время Кособудский пополнял ряды «потеряшек» – задержали его лишь в начале этого лета по месту жительства, в Великих Луках. Хотя сам он отрицает, что находился «в бегах». Жил, говорит, дома: «Прислали бы повестку – сам бы пришел». Ну, может быть, может быть… Вообще, как рассказывают очевидцы, последний подозреваемый – личность очень неординарная. За плечами рэкетирская молодость, несколько тюремных «ходок». Последняя судимость – за вымогательство – еще не погашена. С Зубрицким (тоже великолучанином) они познакомились через своих детей, которые дружили. Наверное, в папиных характерах тоже нашлось немало общего, поскольку очень скоро Кособудский «влился» в полулегальный посреднический бизнес своего нового знакомого. По материалам следствия, посредничеством в деле убийства они также занялись на пару. Подыскали Латифова на роль исполнителя (за 5 тысяч у.е.), предоставили ему информацию об образе жизни Леонида Волкова, его фото. Достали боезапас: пистолет, гранату, патроны, обрез. Дали денег на покупку «Москвича» – для более «убийственного» передвижения.
Все эти подробности, а также показания множества свидетелей, очные ставки, акты экспертиз уложились в несколько пухлых томов: «Само дело не однозначное, – сказал «МК» председательствующий судья Эдуард Макаров, – в ходе судебного следствия сложно было разобраться даже профессионалам». Подсудимый Кособудский решил не рисковать и доверил решать свою участь суду присяжных. Они, судя по результату, не только оправдали, но и превзошли все его ожидания. Во всяком случае, вердикт: «Вина не доказана» (по сути – оправдательный приговор) ошеломил не только участников заседания. Явное изумление после объявления приговора промелькнуло и на лице подсудимого.
Противники суда присяжных приводят аргумент, спорить с которым сложно: каждым делом должен заниматься профессионал. Решать участь людей – тем более. Иначе получается, как в древней песенке про сапожника, который вдруг взялся сочинять песни: «Он за это дело взялся первый раз, удивить хотел, наверно, нас…» Да уж – удивили, ничего не скажешь. Практически все присутствующие на этом заседании суда были уверены в обвинительном приговоре. Убийца Латифов прямо указал на Кособудского и заявил: «Если бы не он, я не стал бы стрелять!» Материалы следствия о незаконном приобретении, передаче и хранении Кособудским огнестрельного оружия и боеприпасов тоже были «доказанней доказанного». Для всех… кроме 12 присяжных. Хотя, справедливости ради, заметим, что в совещательной комнате меж ними согласия не было. Несколько человек сочли вину подсудимого вполне доказанной. Поэтому «исход вопроса» решали путем голосования. Впрочем, все точки в этой истории еще не расставлены. Оправдательный приговор будет непременно оспорен. Как стало известно «МК», вдова Леонида Волкова Галина Николаевна будет обязательно апеллировать в вышестоящие инстанции. Не останется в стороне и областная прокуратура: «Это решение будет обязательно опротестовано», – подтвердили «МК».
Отдел расследований