Вступление Эстонии в Евросоюз в мае 2004 года, несмотря на все ожидания, не привело к разительным сиюминутным изменениям. Если не считать внушительного штрафа за складские излишки сахара, то сказать, что эстоноземельцы сразу стали ощущать на себе последствия включения в единый европейский процесс – было бы сильным преувеличением.
Визы гражданам Эстонии и до этого в большинство европейских стран не требовались, экономические связи были установлены еще в начале 90-х. Разве что таможенных препятствий стало заметно меньше. Для стран-новичков старушка-Европа не торопилась открыть широко двери и мечта некоторых жителей Эстонии беспрепятственно устроиться на хорошо оплачиваемую работу куда-нибудь в Англию, Германию или Швецию осуществилась лишь сравнительно недавно. До этого только счастливчики оказывались на клубничных плантациях Финляндии или, скрываясь под видом студентов, «зашибали деньгу» разнорабочими в Англии. Однако ныне ситуация значительно изменилась, обернувшись серьезными проблемами как для ЕС, так и для самой Эстонии.
Как только часть стран ЕС открыла свои рынки труда, туда сплошным потоком хлынули строители, водители, медсестры и компьютерщики. Ситуация в некоторых сферах экономики обнажила всю фактическую неустроенность и неконкурентноспосбность наших зарплат: в эстонских больницах перестало хватать специалистов, значительно поредели ряды дальнобойщиков и водителей автобусов. Что касается последнего, то этим летом некоторым автобусным объединениям пришлось сократить количество машин на линиях, поскольку за руль стало некому садиться. Срочно объявленные дополнительные водительские курсы решили проблему лишь отчасти.
Конечно, не секрет, что самой главной причиной устремления на Запад для большинства является зарплата – в Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии она выше в среднем в 3-4 раза. Второе – это социальные гарантии. В высокоразвитых странах ЕС ни одному работодателю не придет в голову не заплатить за переработку часов – даже простому рабочему. Чаще всего в переработке часов не заинтересованы сами коммерсанты: во-первых, тарифные ставки умножаются, как минимум, на 1,5. Во-вторых, уставший работник мало пользы приносит фирме. Поэтому в дополнительных рабочих руках многие западноевропейские организации нуждаются только на пике сезона – на это время как раз и прибывают гастарбайтеры из Литвы, Польши, Эстонии, Латвии. По окончании работ многие из них возвращаются домой.
Летом этого года в Норвегии (хоть эта страна и не входит в ЕС, но уровень жизни там самый высокий в Европе) эстонские строители оказались в очень неприятной ситуации: их обвинили в недобросовестном исполнении обязанностей. Разумеется, все это могло обернуться отказом работодателя выплатить обещанную зарплату в полном объеме. Скандал довольно быстро удалось замять, так как выяснилось, что заказчик не учел довольно мощную адвокатскую поддержку, которой заручились гастарбайтеры.
Но бывают и явные осечки: в Финляндии пассажиры столичных рейсовых автобусов стали обращаться с жалобами на эстонских водителей, которые довольно часто путают маршруты и забывают названия остановок. Руководства крупнейших европейских судовых компаний (кстати, эстонским мореходам принадлежит солидная доля рынка Балтийского бассейна) неоднократно пытались добиться повышения зарплат… эстонским мореплавателям. Ничего удивительного здесь нет: низкая зарплата работников позволяет руководству этих фирм снижать себестоимость перевозок, а значит, побеждать в острой конкурентной борьбе. Кстати, не так давно руководители одной эстонской судовой компании «отличились» во время круиза по Балтике. Приняв «на грудь» несколько больше нормы, боссы начали требовать особого обслуживания. Если бы среди тех, кто выполнял их прихоти (требования, в основном, касались продления времени работы баров и магазинов), были только эстоноземельцы, то все бы сошло с рук. Но среди тех, кто обслуживал «VIPов», были и шведы, а они таких капризов не прощают. Извинения, которые тут же последовали от эстонских хозяев, шведской стороной приняты не были. Дело, скорее всего, передадут в суд – он и решит, каким образом будет компенсирована переработка.
Проблему нехватки рабочих рук в самой Эстонии тоже начали решать. Помимо того, что многие профессиональные училища, техникумы и колледжи стали оснащаться суперсовременным оборудованием, в них стали объявлять дополнительные наборы. На днях был обнародован тот факт, что среди вновь принятых учащихся немало вузовских выпускников, отчаявшихся найти себе место по диплому экономиста, юриста или менеджера. В обслуживающей сфере, несмотря на все проблемы, заметен рост заработной платы. И хотя ей еще далеко до среднеевропейской (в отличие от цен на основные товары и услуги, которые вот-вот выровняются с евростандартами), тенденция роста продолжается. Этот факт уже привлекает в Эстонию гастарбайтеров из Украины, Молдавии и даже Болгарии. Так что не далек тот день, когда и мы станем весьма привлекательной страной для поиска лучшей доли.
Игорь Калакаускас, Таллин.