Кто придумал театр? С таким же успехом можно спросить, кто изобрел колесо. Похоже, изобретение театра как-то связано со страстью к моделированию, далеко не всегда праздной, в данном случае к моделированию ситуаций – житейских, исторических, психологических – дабы при свете рампы и софитов мы стали понятнее сами себе. Вряд ли есть смысл пускаться в исторические экскурсы, весьма, впрочем, любопытные и часто поучительные, но на что-то все же стоит обратить внимание.
Вполне очевидно, что театр, как и понятие «культура», возник из культа, из жажды диалога с божеством. Поначалу они, боги, и были главными действующими лицами древних мистерий и трагедий. Постепенно их место заняли цари, короли, диктаторы и прочие сильные мира сего. Что делать, любопытство к жизни царей неистребимо и, в сущности, объяснимо: желание заглянуть в царёву душу подмывало всегда, хотя бы затем, чтобы тронуть неведомые струны в душах собственных. А уж когда родилась комедия, дошло дело и до нас грешных. К чему я об этом? Да лишь к одному: театр неистребим, нерукотворен и будет всегда, хотим мы того или нет. Вопрос лишь в том, будет благодаря или вопреки нам, нашим радениям или не радениям о нем, нашим стараниям и заботам о театре тех, от кого зависит развитие театрального дела.
Международный День Театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института Театра (учрежден ЮНЕСКО в
Не только как актер, но и зритель со стажем, я всегда – на хороших, конечно, спектаклях, поставленных даже по известным пьесам, – поражался тому, как много можно понять в театре. Театр, как зеркало, выдает нам нас, какие мы есть. Но и, как увеличительное стекло, высвечивает, заостряет, ставит акценты и обращает внимание. Когда-то, давным-давно, прочел у Гете в эпиграммах: «Познай себя… Какая польза в том? Познаю – а куда бежать потом?..» Так вот, после сильных театральных впечатлений всегда было ясно, куда бежать, идти, карабкаться, всегда возвращалась надежда. Театр – поводырь. Но только когда он «зрячий», мыслящий, умный, иначе: «когда слепой ведет слепого – оба упадут в яму».
А последнее актерское впечатление – это, конечно, премьера нашего «Ретро» в минувшую пятницу, спектакля принятого и понятого зрителем. И прежде всего – радость за своих коллег и партнерш по сцене Ларису Крамер, Мирру Горскую, Галину Шукшанову. Не удержусь и процитирую статью о спектакле очень хорошего журналиста Елены Ширяевой («Псковская Губерния», № 11): «Вот ведь еще один местный парадокс – сама себя уважающая псковская интеллигенция привычно вздыхает: «В Пскове театра нет». Театра нет, а артисты есть. Пока еще». Но – опять парадокс: если есть актер, стало быть, есть и театр, потому как именно актер и есть тот «жизненно важный орган», без которого театр не живет. В этом еще раз убедился, посмотрев на днях «Фауста» в театре Кукол. Впечатление самое отрадное, особенно от того, в каком легком, непринужденном контакте со зрителем работают коллеги. Надеюсь вернуться к этому спектаклю и театру в одном из ближайших выпусков «Дневника».
День Театра отмечается везде шумно, ярко, театрально. У нас, конечно, скромнее. Главным же событием станет презентация двухтомника «Псков, Пушкина, 13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра», посвященного 100-летию открытия в Пскове Народного дома им. А.С. Пушкина. Можно только догадываться, каких усилий стоило это издание нашему директору Валерию Павлову, но что оно станет одним из краеугольных в историографии псковской культуры, сомнений нет. Приходите 28 марта в 16.00. в зал областной Научной библиотеки, - увидимся.
А пока – с праздником, дорогие коллеги и зрители, близкие и дальние! И пусть изобретение по имени Театр бесконечно продолжает изобретать себя в нас.
Вик. ЯКОВЛЕВ