Псковская область – регион небогатый, но при этом имеющий довольно развитое медиапространство. Успешно развивается сегмент печатных СМИ, начиная постепенно охватывать все более узкие группы читателей, не ограничиваясь «пиплом, который хавает» «желтизну». Появляются специализированные политические и деловые издания и, пожалуй, не далек тот час, когда и они начнут конкурировать между собой.
Радиосегмент развивается также динамично. Практически каждый год появляются новые радиостанции. Правда, их вещание ограничено в основном Псковом и Великими Луками, что связано в первую очередь с тем, что рекламодатели и платежеспособные потребители рекламы, за счет которой живет радио, сосредоточены именно в этих двух городах.
Развитие регионального Интернета не отстает от общероссийских тенденций. Любое уважающее себя традиционное СМИ, предприятие или орган власти имеет собственный Интернет-сайт. Конкуренция между Интернет-СМИ (главным образом информагентствами) находится, пожалуй, на одном из самых высоких уровней на региональном медиапространстве. Однако это не мешает заявлять о себе новым игрокам, пытающимся «подвинуть» «старичков».
В общем, конкуренция на псковском медиарынке налицо, налицо и прогресс. Однако это не касается одного из главных сегментов медиа – телевидения.
Псковское ТВ застыло словно муха на липкой ленте. Оторвать свои лапки и сделать хотя бы один шаг к современному масс-медиа псковские телевизионщики силятся уже не один год.
Напомним, что в Пскове вещают две телекомпании: ГТРК «Псков» - ныне филиал ФГУП «Россия» и «Телеком 7 канал» - часть ЗАО «Телеком».
ГТРК «Псков» - территория вне креатива
Не будем вспоминать те относительно недавние времена, когда на ГТРК, словно перчатки, менялись председатели. Но три года назад, 13 апреля 2004 года новым главным телевизионщиком областного радио и ТВ стал никому дотоле неизвестный «человек из Кемерова» Аркадий Верейкин.
Помню, через некоторое время после его назначения, будучи в Москве, познакомился с одним из кемеровских коллег Верейкина, который спросил: «Наш у вас теперь?» «У нас, а что?» - поинтересовался я в свою очередь. «Ужас…» - был мне краткий без пояснений ответ.
После появления нового председателя ГТРК местные политнаблюдатели долго рассуждали: «чей он?» и «кого мочить будет?». Еще один вопрос – «надолго?» - задавался уже традиционно: редкий теленачальник в Псковской области сидел в своем кресле больше года.
По прошествии времени можно на вопросы ответить. Верейкин так и не стал «чьим-то» и старательно руководствуется директивами вышестоящего руководства из Москвы – в местные дрязги не лезть и со всеми по возможности дружить, соблюдая закон, а пуще закона – приказы, гласные и негласные, по телерадиоведомству. Три года в должности – тоже вполне конкретный ответ.
Что же изменилось за это время с точки зрения простого зрителя? Какие яркие телевизионные проекты появились на ГТРК за последнее время? Появились ли на псковском ТВ телезвезды?
Признаться, я не часто смотрю эфир ГТРК. Но стараюсь не пропускать выпуски «Вести-Псков». Надо отдать должное, качество теленовостей повысилось, но эпизодически, главным образом (опять же, это зрительское наблюдение) за счет того корреспондента, который делает конкретный сюжет. Профессиональный уровень псковских тележурналистов очень разный: от неплохого и где-то копирующего известных российских тележурналистов до откровенно провинциального и просто раздражающего.
За три года в эфире ГТРК не появилось ни одного проекта, который стал бы смотрибильным и мог претендовать на успех у зрителей и рекламодателей. Может, вы такие помните? Я – нет.
Период выборов – благодатное время для различных общественно-политических проектов, и телевидение – не исключение. Знай себе, мониторь предвыборную ситуацию да рассказывай об этом зрителям, простор для создания отдельной программы огромный. Теледебаты кандидатов организовывать – и по закону положено, да и при должной организации популярностью пользуются устойчивой.
Однако из этой потенциальной «телеконфетки» ГТРК умудрилась сделать «бомжпакет». Впихнули 7 представителей партий в 12 минут эфирного времени – и назвали все это предоставлением равных возможностей. Такие теледебаты председатель ЦИК России Александр Вешняков, находясь в Пскове, назвал профанацией и рекомендовал Верейкину сделать реальные дебаты. Сделаем, пообещал Верейкин. И не сделал.
Отсутствие внятной конкуренции и фактический монополизм на телепространстве области – важная причина недоразвитости ГТРК «Псков», но не единственная. Их несколько.
Одна из них – общая для всех СМИ области проблема кадрового голода – меньшая для традиционных СМИ, и весьма заметная – для ТВ. На ГТРК во все времена работали талантливые люди, но они, как правило, надолго в телекомпании не задерживались – уезжали работать в Москву или Питер. Примеров тому много. Назову только несколько: Елена Винник, ныне – телеведущая на НТВ, Алексей Посысаев, Володя Шагапов - теперь операторы Рен-ТВ…
ГТРК не дает возможности роста для собственных кадров – и кадры уезжают, профессионализм псковского ТВ неуклонно падает. Постоянно приходящие на ГТРК молодые люди, желающие попробовать свои силы на телевизионном поприще, а, если получится, стать телезвездой местного розлива, не видят примера для подражания, достойных учителей. Также невнятна система стимулов для тех, кто готов проявлять свою креативность и создавать новые, интересные и популярные программы.
Тормозом развития псковского телевидения (это относится и к ГТРК «Псков», и к «Телекому») становится отсутствие требовательного заказчика продукта, который готов и хочет видеть в эфире качественную программу, соответствующую лучшим образцам регионального российского телевидения. Вспомним бурный период политической истории Псковской области времен 2002-2004 года, когда эфир пестрил телепроектами противоборствующих политгрупп. Это, пожалуй, был пик развития псковского телевидения, хотя и осуществлялся он силами телестудий, принадлежащих политоппонентам…
Увы, но ГТРК «Псков» напоминает бескрайнее болото и надежда добраться до твердой и сухой земли – развития и ощутимого прогресса – все меньше, и меньше.
Перспективен ли «Телеком»?
Последний год новостное поле вокруг городского телевидения «Телекома» было сугубо скандальным: покупка пакета акций ЗАО переросло в конфликт между покупателем – частным предпринимателем Панченко – и мэрией Пскова, которая отказывалась признать законность сделки по продажи акций.
Однако череда судебных разбирательств, закончившаяся лишь недавно, для администрации города ничем не увенчалась – и контрольный пакет акций теперь принадлежит частному инвестору.
Правда, за те несколько лет, что акции находились в руках городских властей, а «Телекомом» управляли ставленники мэрии, часть имущества городского телевидения удалось из муниципальной собственности увести в дочерние структуры «Телекома», однако уже к муниципалитету отношения не имеющие.
На протяжении нескольких лет редакционной политикой «Телекома» заправляла Наталия Митрофанова. Возможно, некорректно сравнивать государственное областное ТВ и «Телеком», тем не менее, продукт городского телевидения явно разнообразнее и сделан, что называется, с душой. Отношение к кадрам здесь тоже более бережное: участие в обучающих семинарах довольно часто принимала и сама Митрофанова, но и своих журналистов учиться также отправляла.
Правда, передачи «Телекома» - это по-прежнему некое домашнее видео, сделанное прежде всего для своих и для тех, кто принимает участие в съемках. Этакий способ засветить свою персону для друзей по городскому ТВ.
С тех пор, как программы «Телекома» выходят на частоте «Россия Спорт», количество зрителей городского телевидения существенно уменьшилось: неудобно искать местные передачи в сетке спортканала, пусть и выходят они в строго определенное время. А уж врезки программ «Телекома» в эфир идущего какого-нибудь важного боксерского поединка или футбольного матча – стали просто притчей во языцах.
Однако по сравнению с ГТРК «Псков» возможность развития «Телекома» выглядит более реалистичной. Городское ТВ не связано строгими «вертикальными» предписаниями федерального руководства, возможностей проводить более гибкую редакционную политику, отслеживая современные тенденции телевещания, гораздо больше.
Новые собственники «Телекома» пока публично не оглашали своих планов относительно телеканала. Однако его закрытие выглядит просто невозможным: только полный идиот сможет принять решение об уничтожении такого потенциально мощного ресурса.
Вероятнее всего, что в первую очередь в ЗАО «Телеком» будет сменено руководство: с постов уйдут связанные с мэрией люди – Быховец, Митрофанова. Другое необходимое мероприятие – это инвентаризация имеющегося в наличии на «Телекоме» и оставшееся в его собственности оборудования. Вполне может статься, что значительная «ушла» на сторону.
Разработка новой концепции городского телеканала – вещь совершенно необходимая. Аналитики все как один заявляют о том, что «Телеком» может получить второе дыхание, а псковский зритель наконец-то сможет увидеть внятный региональный телепродукт.
До этого еще, пожалуй, далеко. Но вот выборы в Госдуму уже близко.
Александр Машкарин