«Стрелок» (Shooter), США,
Главный герой фильма Боб Ли Суоггер (Марк Уолберг) - бывший снайпер, который уходит в отставку после краха «миротворческой» миссии, в которой руководитель операции предательски бросает Суоггера и его напарника Донни. Напарник погибает, а чудом выживший в той эфиопской мясорубке Боб в настоящее время прозябает отшельником в глуши, практически в Саратове, попивая пиво, да разговаривая с любимым псом Сэмом. Так бы и жил он, созерцая Дао, пока ни приехал к нему мужичок один.
Мужчина представился полковником Джонсоном (Дэнни Гловер) и слегка надавив на чувства Боба Ли к своей стране, попросил предотвратить покушение на президента США. Бывший снайпер не очень любит руководство США, но сюжету как-то надо развиваться дальше. Поэтому герой посидел, посмотрел на «речку, небо голубое – и понял это все мое родное – это Родина моя» и решил помочь маме-Америке. Ведь именно эта страна научила снайпера правильно нажимать на курок и силовыми мерами осуществлять мир во всем мире.
Но нашего героя в очередной раз по-негодяйски подставляют.
При всем своем опыте и армейской смекалке он вновь наступает на одни и те же грабли. Боб Ли Суоггер становится объектом национальной охоты - «ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно, но не могут найти парня какого-то лет двадцати». Вместо того, чтобы затаится и быть тише травы, стрелок начинает беспощадно мстить подставившим его людям.
В кровавом возмездии стрелку помогают невеста погибшего напарника - Сара (Кейт Мара) и молодой агент ФБР Ник Мемфис (Майкл Пенья).
Сказать, что сюжет избитый перебитый – это значит, ничего не сказать об этом произведении западной мысли. Тайные заговоры, покушение на жизнь президента, продажные сенаторы, героические военные, одержимые идеей мщения – сколько раз это уже было в американском кино? Штампованость «Стрелка» признали, даже сами американские зрители – не проголосовав долларом за этот фильм, который практически провалился в Штатах за три недели проката, едва окупив половину бюджета.
При этом надо признать мастерство и талант режиссера Антуана Фукуа, который в свое время снял первоклассную полицейскую драму «Тренировочный день». «Стрелок» смотрится вполне динамично, и во время просмотра особо не задумываешься о нестыковках сценария.
Хотя после пресловутого «Тренировочного дня», Фукуа в своих творениях начал скатываться к ничем не обоснованному ура-патриотическому пафосу, так последующие фильмы «Слезы солнца» и «Король Артур» - были череcчур серьезны и настолько патриотичны, что при просмотре этих фильмов смело можно было пить чай без сахара: столь «сиропными» были герои и события, происходящие в них. Нельзя сказать, что пафосность «Стрелка» зашкаливает и переходит границы разумного, но иронии по отношению к своему детищу создателям явно не хватило.
Фильм приятен тем, что дарит возможность вновь увидеть харизматичного Марка Уолберга, который поразил своей актерской игрой в оскароносном фильма Мартина Скорцезе «Отступники». К сожалению, вновь откровения от Марка в «Стрелке» не получилось. О какой-то актерской игре в подобных фильмах не приходиться говорить в принципе, она там просто противопоказана по законам жанра. Герой Уолберга суров, но справедлив – это все, чем запоминается его персонаж. На фоне молчаливого Уолберга забавно смотрится агент ФБР Ник Мемфис - это не привычный для взора шутник-афроамериканец, а неуклюжий интеллектуал-индус.
Героическая подруга стрелка, только и делает весь фильм, что хлопает глазами, да дрожит, как трепетная лань, видимо большего от ее героини по сценарию не требовалось.
В фильме много качественного экшена, классно снята боевая сцена, в который рассказывается, как герой первый раз наступил на грабли предательства, но после такого внушительного и зрелищного начала, фильм утопает в молочных реках пафоса и утыкается носом в кисельные берега патриотизма. Фильм из разряда тех, что ненавязчиво предлагает российское ТВ под вечер 23 февраля. Вроде бы и зрелище, и одновременно за державу не обидно. Только вот держава чужая.
Олег Николаев
Спасибо кинотеатру «Победа» за помощь в создании рецензии.