В то время, как многие таллинцы и жители крупных эстонских городов штурмовали торговые центры (в этом году сезонная распродажа охватила практически все крупные торговые сети почти одновременно), для четырнадцати тысяч юных жителей Эстонии, их родителей и учителей субботнее утро 14 апреля было не по-весеннему тревожным: все с волнением ожидали часа «Х» - начала первого государственного экзамена. Ровно в 10.00 к собравшимся в стенах своих родных школ по радио обратился министр образования Тынис Лукас.
Глава министерства образования обратился к выпускникам с пожеланием поделиться своими собственными мыслями, к которым нестыдно будет вернуться годы спустя. Несмотря на официальность момента, финал виртуального общения министра к сдающим государственный экзамен, по традиции, закончился традиционным: «Ни пуха, ни пера!». «К черту!», - вторили Тынису Лукасу во всех уголках Эстонии.
Темами экзаменационного сочинения стали:
Есть книги, которые будут читать всегда;
Любимые поэтические строки;
От детства до юности вместе с литературными героями;
Жизнь дана на добрые дела;
Испытание любовью;
В чём сила и слабость современного человека;
Интернет открывает мир;
Размышляю о современном телевидении;
Какую роль в моей жизни играет музыка (театр, кино, спорт);
Эстония — страна, интересная для туристов.
Однако это – темы для русских выпускников. Их эстоноязычным сверстникам, как всегда, предложили изъясняться на другие темы:
Заботы Эстонии — мои заботы
О писаных и неписаных законах
Образование — средство или цель?
У всего есть цена, но у немногого — ценность
Что может общественное мнение?
«Человечество весело пилит сук, на котором сидит» (Мати Унт)
Произведения искусства, изменившие мое отношение к жизни
Как масс-медиа формирует молодое поколение
О возможности национального государства в XXI веке
«Наш величайший шедевр — правильно прожитая жизнь» (Мишель де Монтень).
Сочинение – первый экзамен, который сдают эстонские двенадцатиклассники, а также те, кто решил попытать счастье не в первый раз. В планах министерства образования лишить его статуса обязательного, но пока за парты сели абсолютно все выпускники. ЕГЭ, как его называют в России, в Эстонии проводится уже второй десяток лет, обнаружив за это время, как несомненные «плюсы» (результаты акцептируются всеми вузами страны и даже многими европейскими), так и «минусы» (вузовские приемные комиссии знакомятся с большинством соискателей заочно).
Было бы сильным преувеличением сказать, что тема «госов» ежегодно широко обсуждается в СМИ, однако некоторые подходы значительно изменились. Так, пару лет назад планку необходимого минимального 1 балла (замечу, из 100!) за каждый экзамен решили поднять до 20. Еще одним неудобством можно назвать значительные трудности, возникающие у абитуриентов, которые не добирают до поступления в избранный вуз 1-2 баллов: им приходится ждать, пока более успешные их сверстники остановят свой выбор на одном из учебных заведений. Дело в том, что подавать документы можно практически во все вузы, и, если у тебя достаточно высокий балл, то предложение об учебе может поступить одновременно из нескольких мест – однако учиться можно только, разумеется, в одном.
Чтобы успеть проверить все работы, приходится тратить много времени, впереди еще экзамены по тринадцати другим предметам – такой богатый выбор Эстония предлагает в 2007 году (кстати, здесь Эстония вновь всех опередила). Результаты станут известны нескоро: к 20 июня – к этой дате все школы республики узнают, как справились их ученики с проверкой полученных ими знаний и умений. Несколько ранее каждый сдававший экзамен сможет узнать свой собственный балл на специальном портале. При желании можно получить такую информацию и по мобильному телефону, а также электронной почте.
Есть и еще один аспект: руководство школ и учителя активно вмешиваются в выбор необходимого минимума госэкзаменов. Несмотря на то, что закон четко оставляет выбор за выпускником, отнюдь нередки случаи, когда тому или иному двенадцатикласснику его преподаватель настойчиво рекомендует отказаться от сдачи преподаваемого им предмета. Все это происходит из-за пресловутого рейтинга, который становится достоянием общественности после подведения итогов. Редкая школа согласится оказаться в нижней строчке республиканского «парада школ», поэтому учителя всеми силами пытаются отговорить не слишком сильных учеников от непродуманного, по их мнению, решения. Увы, отнюдь не для всех выпускников школ баллы за госэкзамен играют определяющую роль в их дальнейшей жизни. В этом году Союз ученических самоуправлений Эстонии уже обратился к Министерству образования «засекретить» республиканские результаты по школам. Пока вопрос открыт.
С середины апреля заметно нарушается рабочий ритм большинства школ – это еще один недостаток эстонского ЕГЭ. Все экзамены проводятся в школе, многие из них – в учебное время. На каждом экзамене присутствует независимый наблюдатель, в задачи которого входит контроль за всем происходящим. По большому счету, все находится в его руках и под его неусыпным оком. Но для организации экзаменационной сессии приходится привлекать и педагогов школ, следовательно, им необходимо менять расписание (у них же тоже уроки!). Остальных учеников школы мало волнует происходящее за дверьми отдельных кабинетов, где идет экзамен: школа – живой организм, и заставить не мешать двенадцатиклассникам порой бывает очень трудно.
Поскольку экзамены начинаются еще до окончания учебы (учебный год для двенадцатиклассников закончится в начале мая), то и традиционный «Последний звонок» разные школы отмечают в разное время. Самые первые «звонки» прозвенели на этой неделе накануне первого экзамена, самые последние прозвучат одновременно с Россией – 25 мая – именно в последнюю весеннюю пятницу, когда ощущение того, что школа навсегда закончилась, приходит уже окончательно ко всем.
Игорь Калакаускас