Архив

Поминки по Е. Б. Н.

26.04.2007 16:49|ПсковКомментариев: 32

Одно из самых ярких впечатлений советского детства – телепохороны генсека и вождя «дорогого Леонида Ильича». Детворе объявили в школе свободный день, и все бурно радовались, стреляя жеванной бумагой из пластмассовых трубочек, не обращая внимания на то, что страна явно застыла в мрачном оцепенении. У некоторых взрослых на глазах блестели неподдельные слезы. В громоздком кинескопе третьего поколения показывали заунывную классику. Скорбные дяди и тети что-то «лабали» на скрипках и виолончелях. Впрочем, центральное ТВ тех лет разнообразием не страдало. И поэтому, учителя, выставив почетный караул из лучших пионеров у портрета Брежнева, невольно вторя диктору Кириллову, который механически зачитывал по телевизору некрологи и соболезнования про вклад в коммунистическое движение и прочая, как-то тревожно нашептывали друг другу: «Ну, ушла брежневская эпоха. Что теперь будет? Голод? Карточная система?».

Ну, а когда во время прямой трансляции всем показалось, что рабочие ненароком уронили гроб вниз, и он с каким-то инфернальным гулом ударился о дно могилы, чтобы отозваться жалостливой какофонией сирен тогда еще вовсю работающих московских фабрик и заводов, народная молва принялась сочинять свою неофициальную версию эпохальных событий, и как оказалось, была права. Еще несколько лет чехарды с маразматиками на троне, похоронами и поминками (все с той же заунывной музыкой и уже нескрываемым черным юмором по этому поводу в фольклоре и на вражьих подрывных радиоголосах), и в Политбюро проникла плеяда разрушителей.

Двое, спустя несколько лет, сцепятся друг с другом в непримиримом политическом спарринге: Горбачев (жив, курилка!) и Ельцин (isdead, детка, isdead). Битва двух мужиков, ставропольского и уральского, закончится катастрофой. Когда сегодня все политологи в один голос вопят, что распад Советского Союза был неминуем, мне смешно. Да, история пошла по худшему сценарию, но это вовсе не значит, что СССР дышал на ладан.

Почему никто не вспоминает итоги референдума о единстве Союза?

А потому что это не выгодно тем, кто там, перед ликами Архангелов Михаила и Гавриила ии Рафаила, будет напрасно оправдываться за измену интересам своих народов, опрокинутых в нищету и бесправие. Вся эта так называемая национальная «элита», «из грязи в князи», засевшая в партийных дворцах и на дачах (и Ельцин – всего лишь один из них), ради власти была готова пойти буквально по трупам. И пошла, гусеницами танков и пулями снайперов.   

Я неплохо помню то хаотичное и веселое время, когда телеканалы с каким-то тупым энтузиазмом прочищают сегодня населению мозги, создавая новую мифологию, лепя приторный портрет вдруг  прозревшего борца за вашу и нашу свободу, остается только поражаться, насколько сфера виртуального способна замещать факты. Мы живем в электронную эпоху, а тут уж не верь глазам своим.  

Вся политическая биография Бориса Ельцина построена на смысловых подменах, ловких пиар трюках, некоторых пропагандистских мифологемах, на поверку не выдерживающих никакой критики. Проще говоря, на массовых химерах, общественных фантазмах, выдаваемых за причинно-следственные связи и некие железобетонные обстоятельства. Любой честный, вменяемый ученый-историк, - я уверен, - прекрасно отделяет факты от более поздних придумок кремлевских фантазеров, но кто ж ему, историку, даст высказаться! Если рот глиной не забьют, то мигом намекнут, что-де не настал еще момент, большое видится на расстоянии, и вообще, батенька, а вы не забыли, где находитесь?

Зато от тех, кто готов переписать и отредактировать историю, по обыкновению, отбоя нет. Готовы лбы порасшибать в угодническом рвении, и, как наперсточники, спрячут шарик истины в ладони, показывая удивленным тинейждерам пустышку. Вона как! Все эти Сванидзе и Млечины, без зазрения совести сделавшие телекарьеры на поприще телевизионной псевдоистории, будут еще долго маячить и изгаляться над здравым смыслом внутри русскоязычного информационного пространства, подобно джинам из недопитой Ельциным бутылки.

Та чудовищная патока, то прилизанное языками без костей вранье, тот бред, что обрушился на «головы дорогих россиян» в эти три дня, возможно и отвечает принципу «о мертвых либо хорошо, либо никак», но в том-то и дело, что Ельцин – это не совсем человек. Он, как и всякий государственный деятель, персонифицированная функция, фигура исторического процесса, и в этом смысле лишен человеческих черт, а предстает некой говорящей и двигающейся голограммой, виртуальным персонажем, растиражированным технотронными коммуникаторами в миллиардах копий, оказывающей, тем не менее, огромное воздействие на судьбы миллионов.

Ельцин – один из оккупантов массового сознания. Так же, как и Буш, Горби, блин, Клинтон, и прочие «даймоны» виртуальной реальности.

Именно поэтому никому Ельцина не жалко. За три дня я не увидел никакой скорби на лицах соотечественников. Семья, близкие – другое дело. Ну, и натужно изображавшие скорбь по телевизору комментаторы и  якобы очевидцы «великих событий», знающие, что дня через два все забудут о Ельцине, как не помнили о нем все эти годы путинского правления.

А вот об исторической роли Ельцина политика и государственного мужа будут помнить долго.   

Вот любопытный вопрос: «А кому-нибудь жалко чисто по-человечески Адольфа Гитлера, а?» Нет, я серьезно. Если абстрагироваться оттого, что наши прадеды с нацистской Германией воевали, много горя от извергов натерпелись, и, наконец, прикончили фашистскую гадину в ее логове? А ведь Гитлер собственными руками «не расстреливал несчастных по темницам», и был, по свидетельствам, весьма милым параноиком, вегетарианцем, между прочим: «никого не ел». А если вообразить себя немцем, патриотом, пускающим себе пулю в лоб после позорной капитуляции, так и вообще шкала оценок смещается кардинально.

Ладно, хрен с ним, Гитлером. Возьмем фигуру Сталина. Тут уже вообще общественный разум не справляется. Причем до сих пор. Для одних наших граждан Сталин – людоед, загнавший в могилу миллионы, похуже Гитлера. Для других – идеал и великий человечище, осуществивший дерзкий рывок отсталой аграрной страны в супер-державы с ракетами. Ну, а миллионы, что миллионы? Бабы еще нарожают.

Я это к тому, что на этой неделе половина СНГ сидит и выпивает за упокой Первого Президента, желая ему вовсе не земельного пуха, а мук адовых, как бы кощунственно это не звучало. 

Я не собираюсь сравнивать Ельцина со Сталиным: масштаб не тот. Речь о том, что Ельцин – фигура дутая, вздорная, не равная тому надуманному значению, которое сейчас зачем-то попытались предать пиарщики его недолгому более или менее вменяемому пребыванию в общественно-политической ситуации рубежа девяностых годов. Он пришел и напортачил, как мог, изгадил все, что было в стране еще конструктивного и охранительного. Демократия в России состоялась бы и без Ельцина, и, возможно, эволюционировала хотя бу в какое-то подобие пусть не западноевропейского образца, но близко. Когда Ельцины приписывают якобы спасение от гражданской войны, мне хочется плакать, потому что именно Ельцин сделал все, чтобы огонь гражданской войны разжечь. Слова Богу, силенок у Герострата оказалось мало. 

По существу, Ельцин – это характернейшая для русской истории фигура Лжедмитрия, царя, продуцирующего тотальный обман.

Кто такой Ельцин, если разобраться? Перевертыш, оборотень. Он, который в свое время в страхе за свою партийную карьеру взорвал легендарный Дом Ипатьева, в подвале которого была истерзана царская семья, затем, поволокся в Северную Столицу, публично хоронить мощи невинно убиенных сестер. Он, на три минуты постановочно и комично залезший на танк в августе 1991-го, через два года, не задумываясь послал танки к Белому Дому, где искрошил в мясо тысячи безобидных людей. Он, который раздавал суверенитет направо и налево, не задумываясь о судьбах простых людей, затем ввергнул страну в травматический опыт Чеченской бойни, и когда уже русские солдаты, ценой крови своих товарищей, практически выкинули дудаевцев на вершины ближайших гор, остановил военные действия, и придал конфликту на Кавказе статус незаживающей смердящей раны. 

И это цена постылой свободы?

Вероятно, кровавый октябрь дался ему столь тяжело, что последующие годы Е. Б. Н. пребывал в анабиозе, больше напоминая тряпичную куклу с вечно опухшим лицом, за ниточки которой дергают могущественные манипуляторы типа Березовского.

Насильственно реанимированный на время избирательной кампании, Ельцин станцевал пару танцев под Женю Осина, и сдулся, как рваный дирижабль.

И это великий политический деятель, о котором мне пели трое суток из всех утюгов?

Если Ельцин и «велик», то только в неуемной жажде власти, мелкий, необразованный, грубый человек, не способный мыслить стратегически, да и вообще, преодолевший ли мышление прораба средней руки на стройке очередного свинарника.

Нет, он не попал в высшую партийную элиту страны случайно. Порок сидел в самой системе отбора кадров. Но тот факт, что «обновление номенклатурной крови» вытолкнуло на первый план именно Ельцина, трагический волюнтаризм истории, который пока еще никто не отменял.

России с Ельциным просто не повезло. Ожидания широких масс замкнулись на фигуре, мало достойной тех перемен, которые происходили в мире, и о которых хрипел в предсмертной агонии Виктор Цой. Обычный партократор, лет за пять до перестройки задушивший бы любого диссидента собственными культяпками, обладал невероятным, можно сказать, дьявольским чутьем. И когда настал соответствующий момент, сам вырядился в диссидента! Ельцин воплощает народный тип этакого вечного «ряженого». Опять же, чертовой обманки в человеческом облике. Вот здесь – да, здесь таланты Ельцина отрицать глупо. Так же как и подлинный и запредельный большевистский цинизм и распущенность, не зря ж у Ленина учился.

А главная и самая наглая подмена заключается в том, что нас почему-то вдруг решили убедить (надеюсь, эти дни скоро пройдут), что всеми демократическими достижениями, коли они еще имеются в наличии, мы обязаны исключительно харизме Е. Б. Н.

Да уже при Горбачеве, до Ельцинских кульбитов с каких-то неведомых мостов, этой свободы было – попой хавай, а уж демократии до расстрела Парламента – и подавно, и если б тогда Борис Николаевич эту историю не придумал, а реально шмякнулся с верхотуры и убился, ничего в русской истории не изменилось бы, так и шагали бы вместе со всем миром к тотальной глобализации и информационной революции, кроме того, что стране удалось бы избежать тех умопомрачительных «косяков», а вернее, костедробильных тисков и засасывающих воронок, в которых она очутилась по воли людей, для которых существование таких фигур, как Ельцин, было просто выгодно, удобно, и предоставляло немыслимые преференции во всех приватизационных сюжетах.

Снова повылезали на экраны эти вороватые Козыревы, голубоватые пресс-секретари Костиковы эпохи Карнавала, пустили лицемерную слезу, заговорили на подзабытом уже языке номенклатурных штампов. И такой замогильщиной повеяло, аж мурашки по позвоночнику поползли.

И только репортаж с похорон контрастировал с этим телевизионными поминками в стиле бла-бла-бла. Буш-старший почему-то раскрыл в зевке рот, да так и шел с открытым ртом целую минуту. Билл Клинтон, обаяшка и веселый парень, почти плэйбой, внешне еще больше стал напоминать голливудского актера, и был, как всегда, радостен и прямо светился от счастья, будто не на похороны потешного дружбана Бориса приехал, а на именины, причем зачем-то демонстративно держал руку в кармане, когда шествовал к свежей могиле. Видно, вспомнил, как ухахатывался над пьяненьким дурачком, дирижирующим оркестром в тот день, когда униженная по недоумию партийных бонз Армия, а вместе с ней и вся бескрайняя страна, спешно бросая накопленное добро, эвакуировалась из некогда побежденной Германии.

А что? Символично, блин, Клинтон!

Александр Донецкий      

ПЛН в телеграм




опрос
Надо ли сокращать количество праздничных выходных дней в году?
В опросе приняло участие 167 человек