Дорогие мои созрители! Сегодня я в своем театре, проработав в нем почти тридцать лет, был зрителем. Конечно, не в первый раз, но впервые на «Вишневом саде» Антона Чехова. Впечатления актера, сидящего в зале, совершенно особые, они в корне отличаются от впечатлений даже завзятых театралов. Когда на сцене люди знакомые, родные, родимые, когда знаешь и любишь каждого, когда знаешь, на что он надеется и что вкладывает в эту роль, взгляд совершенно иной.
Но прежде о режиссуре. Вадим Радун, который и «отважился» на «Вишневый сад», режиссер далеко не пассивный. Его рука по-прежнему крепка, настойчива и требовательна. Он «делает» роли, он лепит их, хотят того актеры, или не хотят. Целостный образ спектакля создавался изначально, вместе с художником Валерием Мелещенковым, и получился наполненным воздухом, атмосферой, ароматом, Чеховским духом. Эти поднимающиеся и опускающиеся тюли, из-за которых пропадают и возникают Раневскаая, Гаев, Епиходов, Аня, Варя…
Чехов необычаен и феноменален. И здесь есть, о чем подумать. «Что вижу – то пишу, что не вижу – не пишу» - написал придуманный Михаилом Булгаковым автор в «Театральном романе». Чехов добросовестен. Чехов честен. Чехов, всматриваясь в человека, не лжет себе. Прочтите сегодня любой рассказ Чехова – и вы там не увидите ни слова неправды. Читая Чехова сегодня, без подсказок и подталкиваний, - можно много чего понять о правде. Чехов близок, дорог, доступен и открыт. Конечно, не всем. Но еще не совсем не всем.
А теперь о коллегах, приобщившихся к Чехову. Придите, дорогие мои созрители, посмотреть на Нину Семенову в роли Раневской. Право, есть смысл прийти посмотреть на очень хорошую актрису, которая, наконец, дождалась своей роли. Придите, посмотрите, как она любит свою роль... и как роль любит ее. На Владимира Свекольникова в роли Гаева, он, как всегда, профессионален, точен, на Юрия Новохижина в роли Фирса. Этот, еле двигающийся и необыкновенно трогательный Фирс (при том, что я знаю Новохижина как вполне здорового и подвижного человека), наводит на многие размышления. И уже не важно, в Новохижине тут дело, или в Чехове, сплелось там чего-то, важно другое – нужны ли мы друг другу? Опять мне привиделись два или три финала… Но я-то пьесу знаю! Я-то знаю, что Фирса должны забыть!
Я, конечно, думаю и о наших молодых участниках сегодняшней премьеры. У них сейчас только начинается жизнь в театре. И начинается с Чехова! Не все у них еще получается, есть чему поучиться, - но - и это правда – что-то уже получается!
Отдельно о зрителе. Может быть, это будет самое грустное. Мягко говоря, не всегда они хотели смотреть спектакль. Более того – им часто и Чехов был до «фени». Но потом, мне все же показалось, проняло, достало, «раздобыло». Чехов есть Чехов. И от этого уже не денешься.
Вик. Яковлев