Политическая жизнь в Псковской области замерла. Она, собственно, не бьет ключом, как минимум, с марта. Лишь в конце апреля – начале мая случился вынужденный внешнеполитический всплеск, реакцией на который стало одно желание: «плескаться» как можно меньше.
И вот сидим мы в своем приграничье тихо, никого не трогаем – руками, по крайней мере. Редакторы еженедельников ломают головы и пальцы: чем занять вторые-третьи полосы? Кто подсобит, кто совершит или учинит что-нибудь эдакое, околополитическое?
Помощь пришла, откуда не ждали. В Псковскую область приехал писатель Александр Проханов и привез уже озвученную по центральному телевидению примиренческую идею создания Святого кургана неподалеку от Печор и Изборска. На федеральные деньги, с целью привлечения федерального же внимания и туристического потока…
И главное, никто же поначалу всерьез не воспринял: ни Проханова (по известным причинам), ни курган (по понятным, по крайней мере, жителям Псковской области, причинам). Думалось: «Экий вы оптимист, батенька! Вам и на кладбище вместо крестов сплошные плюсы мерещатся»…
Статья в «Псковской губернии» («Псков – пятый Рим? Александр Проханов предлагает поставить на Псковской области крест») начинается как раз с того первого, самого верного впечатления: «Идею насыпать в Псковской области «Святой курган» многие поначалу не восприняли всерьез, посчитав, что писатель вновь озадачился поисками «Красной Шамбалы»: в высказываниях Александра Проханова православие и патриотизм причудливо переплетаются с мистицизмом и конспирологией. Причем передовицы возглавляемой им газеты «Завтра» в этом плане совсем не отличаются от страниц романа «Господин Гексоген», за который в 2002 году он получил премию конкурса «Национальный бестселлер»: и там, и там речь идет о «тайном ордене КГБ», «заговоре мировой закулисы» и т. д., и т. п.».
В общем, понятно: мало ли что может нести с экрана человек такой непростой творческой судьбы? Его за этим в «телевизор» и пускают, чтобы он, значит, нёс - наравне с другими равноценными политическими фигурами нёс людям уверенность в правильности выбранного для них курса. Чтобы люди смотрели и радовались: всё могло быть во сто крат хуже, а так еще ничего, этот курс мы сдюжим, лишь бы таких вот фигур не было нигде, кроме телевизора!
Но они появляются в нашей, вполне настоящей жизни. Удобно располагаются в пресс-центре администрации Псковской области и рассказывают о своей «замогильной» идее, как о практически свершившемся факте. И как рассказывают: «На суд журналистов автор «Господина Гексогена» представил оригинальную историософскую концепцию, согласно которой русская история, от Рюрика до наших дней, без остатка делится на пять этапов: Киевско-Новгородская Русь, Московское царство, Романовская империя, Советская империя, и, наконец, Пятая империя, зарождающаяся на наших глазах.
Задача, которая стоит перед авторами проекта «Святого кургана», заключается в следующем: «соединить в единстве разорванные этапы русской истории», произвести «символическое собирание земель и эпох». Итогом этого алхимического акта должен стать «новый имперский кулич, имперский пирог», - сыпал Проханов метафорами. Ну а поскольку все пять эпох представлены во всей красе именно на Псковской земле, то тут и надлежит «заваривать кашу», насыпая символический курган».
Насчет входящих в «кашу» ингредиентов, исторически грамотная «Псковская губерния» побивает господина Проханова по всем пунктам. И не она одна. Художественная ценность будущего символа, более всего напоминающего могилу, газетой тоже не переоценена. Но «ПГ», пожалуй, единственное издание, которое беспокоит следующее: «Похоже, областным властям идея возведения на территории Псковщины «Святого кургана» приглянулась, и плод буйной фантазии Проханова они уже рассматривают как составную часть аттракциона под названием «туристический бренд Псковской области». А в заключении – еще глубже: «Тот факт, что телеканал «Россия» проявляет столь большой интерес к «кургану», заставляет задуматься о том, кого еще г-н Проханов смог убедить в жизненной необходимости для «Пятой империи» данного объекта. Вот так поневоле поверишь в существование «тайного ордена КГБ».
«Городская газета» свое отношение к курганному проекту, к личности автора и к идее «империи № 5» выразила в статье «Империя под курганом». Собственно, заголовок уже говорит за статью. «Городская», характеризуя автора «Господина Гексогена», не стала ограничиваться региональным компонентом. Если «ПГ», например, не забыла припомнить Александру Андреевичу предвыборную агитацию за бывшего губернатора Евгения Михайлова («по бартеру» - «в Москве нечаянно стукнул машину директора Псковской областной типографии Сергея Биговчего. Последний предложил выбор: либо платить деньги за ремонт автомобиля, либо поддержать Михайлова на выборах»), то «Городская» напомнила о всех больших и странных любовях господина Проханова. Буквально от Макашова до Путина. Газета беспощадно заставляет представить проект кургана реализованным: «Можно будет приносить в курган землю со своих огородов, с могил. И не только землю, но и часы, перстни… Про золотые зубы Проханов ничего не сказал.
К кургану «пойдут ветераны, беременные женщины, просто зеваки». Живо представляю себе эту картину. Не знаю, что произойдет потом, но телевизионная картинка может получиться эффектной. А звук во избежание недоразумений можно и отключить».
И, как всегда, в финале «Городская» находит повод для оптимизма (источник – наше вечное «могло быть хуже»): «Проект Проханова внешне, безусловно, эффектен. Но, по-моему, не столь безобиден, как может показаться. Смысл в нем действительно есть. Это не просто «борьба со своим персональным безумием». Это очередная попытка разбудить народные силы, которым предстоит поддерживать нынешнюю власть в ее борьбе с окружающим миром. Но в таком случае, более символично было бы построить на границе с Евросоюзом стену наподобие Китайской или хотя бы Берлинской. И, сурово насупив брови, взирать с ее высоты на наших потенциальных противников.
Не знаю, построят ли Святой курган к июлю или августу этого года. Но стену уж точно не построят. И уже одно это радует. Пускай тогда лучше курган, потому что курган – это могила. Ведь когда-то большевики без задней мысли говорили, что «мавзолей – колыбель революции». Могила, как колыбель, что может быть двусмысленнее? А результат известен»…
Пролистывая газеты, близкие к местным официальным кругам, понимаешь, что у «Губернии» были основания для опасений. Идея Проханова региональной власти явно не противна. Псковский «Московский комсомолец» тень сомнения уместил в заголовке: «Курган памяти: здравая идея или утопический проект?» А уже в вводной к отчету с прохановской пресс-конференции почти констатировал: «11 мая известный российский писатель, публицист, политический деятель, редактор газеты «Завтра» Александр Проханов сообщил псковичам о том, что совсем скоро на Псковской земле появится Святой Курган». Прямо, «оставь надежду всяк», кто не согласен.
Сам текст лишен комментариев, слово – исключительно автору затеи. И слово-то какое! «Вслед за этим начинанием в регион должны прийти люди, инвестиции, логичным шагом станет создание специально разработанной для Псковской области концепции развития, направленной на развитие туристической инфраструктуры», - полагает А. Проханов». Вот, оказывается, какой импульс требовался нашему турбизнесу, тихо стонущему от отсутствия инфраструктуры. Никакие Изборск, Пушкинские горы или даже весь Псков с огромным количеством уникальных памятников не могли подвигнуть нас на путь создания «концепции развития», а курган двинет. «Все будет зависеть от нашего успеха, - отметил Александр Проханов. Это не просто затея, инициатива гражданская, это делают инициативные группы, и мы ищем отклик в разных структурах. Для нас – это своеобразный подвиг», - заключил он». Подвиг действительно своеобразный. Напомним, что запланирован он на июль (ко Дню святой равноапостольной княгини Ольги), либо на август (к Успенью)…
И еще – к слову о политике. В «МК» на минувшей неделе можно было прочитать продолжение фенольной истории, случившейся в декабре 2006 года на территории завода «Псковкабель». Что же, сказав когда-то «а», затем приходится договаривать все остальные буквы алфавита. Вернуться к фенолу газету заставило письмо «читателя Романа Алексеевича», который живет в районе ДЭУ и переживает за свою безопасность и безопасность своей семьи. Где-то треть полосы посвящена справкам: что такое фенол и почему им лучше не дышать. «Фенол это летучий препарат, который попадает в организм человека через органы дыхания. Препарат обладает резким специфическим запахом, напоминающим запах сирени и печеной картошки. Действие препарата напоминает воздействие наркотических веществ. Первый признак тяжелого отравления – эйфория»…
Особой эйфории, как у обнаруживших фенол на территории завода, так и у отрицавших его наличие там, как-то не наблюдалось. Сама газета задается вопросом: «А был ли мальчик?» И отвечает устами первого зама начальника ГУ МЧС России по Псковской области Олега Чернея: был. Причем «мальчик» не четвертой, а третьей степени (это даже опаснее). Остается только диву даваться, как это до сих пор никто в эйфорию не впал или в еще что-нибудь похуже. Ведь до апреля 2007 года администрация завода так и не предприняла действий по ликвидации этой угрозы в 16 бочках! Последний срок на 10 мая назначили. «После этого специалисты Московского института экологических проблем должны будут провести георадарное зондирование этой территории, так называемое объемное компьютерное обследование подземного пространства. «МК» будет следить за развитием событий и обязательно расскажет об итогах этой процедуры: действительно ли на территории «Псковкабеля» ничего нет, или же еще что-то требуется. Тем более, что по оперативной информации ФСБ, захоронения, возможно, имеются не только на территории завода, но и на прилегающих к заводу участках», - с надеждой финиширует газета.
«АиФ-Псков» первую полосу посвящает псковскому допинговому скандалу: «Вместо медалей – дисквалификация»: «С начала этого года сразу два псковских спортсмена стали участниками «допинговых скандалов» на официальных Всероссийских соревнованиях. Так, в конце зимы Международная федерация легкой атлетики (IAAF) дисквалифицировала на два года 18-летнюю российскую бегунью из Пскова Олесю Кравченко: в феврале этого года спортсменка не прошла допинг-тест на Мемориале Эдуарда Григоряна. А 25 апреля 2007 года, рассмотрев на своем заседании вопрос о случаях применения российскими лыжниками — гонщиками запрещенных препаратов, исполком Федерации лыжных гонок России решил дисквалифицировать на один год псковского лыжника Михаила Семенова».
Так разом рухнули две наши спортивные надежды, ни один год лелеемые: «Вину за употребление допинга Михаилом Семеновым уже взял на себя его отец, тренер Куньинской спортивной школы. В случае с Олесей Кравченко также ответственность легла на отца спортсменки, директора одной из псковских спортивных школ. Кстати говоря, до того, как разгорелся «допинговый скандал», Олеся Кравченко считалась реальным претендентом на участие в летней Олимпиаде в Пекине, а Михаил Семенов в этом году должен был войти в основной состав сборной России по лыжным гонкам. Увы, теперь об этом придется забыть».
Кстати, еще одно «кстати»: «Городская газета» в «Особом мнении» взяла на себя труд прокомментировать участие дисквалифицированной спортсменки в эстафете на призы «Псковской правды». Городской спортивный чиновник ответил газете в том смысле, что ни соревнования то и были. То есть на призы «ПП» можно бегать и с дисквалификацией…
Сама «Псковская правда» такого легковесного мнения о своей легкоатлетической эстафете, прошедшей в городе в 62-й раз и традиционно посвященной Дню Победы, не разделяет. Репортаж с нее (почти с двухнедельной задержкой – как и подведение итогов соревнования) «Маршруты единения и здоровья» писал сам главред издания! В спонсорах («щедрых помощниках и друзьях») названы лучшие люди города и окрестностей: от губернатора Псковской области до «государственного комитета образования Псковской области» (видать, и такой комитет есть, раз в газетах пишут). В общем, наверное, не стоит принижать значение традиции и допускать до соприкосновения с ней сбившихся с пути…
О памяти и традиции еще один материал в «Псковской правде – Вече»: «Неистовый изборянин». Газета отдает должное первому директору Изборского музея-заповедника Леониду Панову. 17 мая ему исполнилось бы 50 лет…
Для кольцевой композиции упомянем, что самая популярная псковская «районка» - «Псковская провинция» также не обошла внимание информацию о Святом кургане от Проханова. Правда, закопали ее аж на 21-й полосе. В статье, вернее – опять же - информации, названной «Время собирать землю», констатаций побольше, чем у «МК» и ни намека на полемику. Так что будет нам курган, раз уж многие всерьез уверены: «строительство Кургана поможет обратить внимание федерального центра на псковский регион, в котором заложен огромный историко-туристический и экологический потенциал»…
Елена Лемешева