Архив

«Домашняя» гастроль

25.05.2007 13:06|ПсковКомментариев: 0

Я давно не играл спектаклей в псковской «глубинке». Так случилось, что выездных спектаклей в районы или не было, или, когда все же случались, я в них не участвовал. И вот теперь, буквально в последние дни, спектакль «Ретро» прошел в Опочке, Стругах Красных и 23 мая - в Дно. Впечатлений невпроворот.

Когда-то наш Пушкинский театр тремя бригадами каждый год примерно в середине мая выезжал в область и  работал почти полтора месяца – ежедневно(!) – в районных и сельских Домах Культуры, клубах, а то и просто в поле или за деревенской околицей. За эти 35-40 дней каждая бригада отыгрывала почти по пятьдесят спектаклей. Работа, понятно, была крайне напряженной: жили в райцентровских гостиницах, и – каждый день – дорога. Где-то обходилось двадцатью километрами, а бывало, переваливало и за полтораста. Да еще иногда попадались дороги, по которым за час вряд ли проедешь больше десяти-пятнадцати километров. В субботу и воскресенье играли, как правило, по два спектакля в день. Да и зрители бывали, что называется, вдребезги разные. Иногда случалась настоящая актерская радость от зрителя. А иногда… Тяжелее всего было работать в Троицын день, когда вроде и работать-то грешно, а надо. Когда «Пьянь гуляет по России и заходит в каждый дом…» И не только в дом, но норовит еще выйти на сцену и поговорить во время спектакля с актерами. По душам и с любовью, разумеется. Да, основными нашими зрителями были старики, женщины, дети, - те, кто и жил тогда на селе, а теперь – живут ли?.. 

Конечно, спектакли в райцентрах – это совсем другое. Несколько вопросов и ответов самому себе. Есть ли все же театральный зритель в Псковской глубинке? – Без сомнения, есть. – Так ли уж нужен им театр? – Без сомнения, нужен. – Чем же театр им интересен? – А чем и всем: страстями человеческими, узнаванием в сценических героях себя, надеждой, что у них, тех, что на сцене, все получится, а значит, может получиться, исполниться, обратиться в реальность и у тех, кто в зале. И еще. Зритель псковской «глубинки» и в самом деле отличается от собственно псковского. И не в худшую или лучшую сторону, он просто другой. Он сдержанней, что ли. Или стеснительней. Или, что скорее всего, скромнее. Он не так открыто проявляет себя во время спектакля. Но гораздо более открыт и благодарен после.

Речь о «Ретро», да. Я как-то писал уже в «Актерском Дневнике» о склонности режиссера Елены Шишло к выбору «беспроигрышной» драматургии. То ли она избегает серьезных режиссерских решений, то ли их опасается, то ли считает, что зрительский успех превыше всего, - не мне судить (да и не хочу об этом судить). Но сейчас уже очевидно, что выбор пьесы Александра Галина «Ретро» стопроцентен. Это не просто трогательная история о стариках в непростой ситуации, которые, как и многие из нас, как чуть ли не вся культура в целом, оказались «за бортом». Это очень качественная драматургия, мастерски выстроенная авторская коллизия и великолепный текст, который я и сам – теперь уже многократно – испытал на вкус, цвет, запах и чувство правды. И не только испытал, но и проверил на зрителе, самом разном, и в Пскове, и в «глубинке». Всё работает, отзывается, переживается на сцене и в зале, всё находит свой отклик. Более того, возникает полное ощущение, что зритель моментально влюбляется в текст наравне с  актером, входит в ситуацию, «включается» в нее. И тогда можно творить чудеса на какой угодно сцене: большой, малой, псковской, стругокрасненской, опочецкой, дновской, любой.

А уж какой успех имеют мои «невесты» и говорить нечего. Стоит им - Галине Шукшановой, Ларисе Крамер и Мирре Горской – одной за другой появиться на сцене, и зритель улыбается, любуется, радуется. Признаюсь, что если не моя сцена, иногда подглядываю, подсматриваю в зал. Особенно если он сдержан, если, в отличие от зала в Пскове, смущается аплодировать, или смеяться, или считает, что открытое проявление зрительской реакции во время действия просто неуместно. Но в этом случае зрительское восприятие становится непонятным. Вот тогда и подсматриваю. И вижу не просто довольные, но отзывчивые, радостные и благодарные лица. Да и молодые наши ребята, Наташа и роман Суриковы, вполне на высоте, и, должен сказать, «набирают» от спектакля к спектаклю.

«Ретро» – и «домашние» псковские гастроли только подтвердили это – спектакль, без сомнения, ансамблевый. А это говорит о безошибочном выборе не только пьесы, но и исполнителей.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм




опрос
Надо ли сокращать количество праздничных выходных дней в году?
В опросе приняло участие 167 человек