Есть такая известная страховая компания - Euler Hermes. У нее представительства в 50 странах мира, 5500 аналитиков, миллиарды долларов оборот. В общем, это авторитет в мировой экономике. Ни слова зазря не скажет, а скажет - так все со вниманием прислушиваются.
Так вот, Euler Hermes уже не предупреждает, а констатируют: в Латвии во многих отраслях наметились признаки кризиса, Латвии суждено пережить экономический спад.
Главные риски – кредитные, а так же связанные с пробелами в законодательстве, транспортными проблемами на границе (сейчас там стоят, изнывая на солнце, под 1000 фур), а еще неостановимый рост зарплат при низком уровне производительности труда. Латвия больше не является страной с достаточным количеством рабочей силы, что становится одним из самых значимых факторов риска.
Наиболее рискованные отрасли: строительство и сфера недвижимости, сельское хозяйство и торговля (то есть дающие львиную долю ВВП). И если уровень зарплат в стране будет расти быстрее уровня производительности труда, к этой группе риска добавится и все производство.
Наибольшим рискам подвержен малый бизнес (а его доля -- 99%), здесь относительно стабильны только предприятия, ориентированные на предоставление услуг. Наибольшую опасность для предприятий малого бизнеса представляют кредитные риски, иначе говоря, неспособность вернуть набранное в долг.
Euler Hermes уверяет, что наиболее благоприятными странами для развития латвийского бизнеса являются страны Евросоюза и входящие во Всемирную торговую организацию. Что немудрено, Euler Hermes сама оттуда.
А наиболее рискованные страны для латвийцев находятся на постсоветском пространстве, в том числе и Россия. Рискованы так же страны, в которых у латвийских бизнесменов нет опыта работы и где царит политико-экономическая нестабильность, например, в Африке, Южной Азии, Южной Америке. Впрочем, это и коню ясно, латвийский бизнес туда и сам не суется.
Нарисовав такую страшилку, Euler Hermes сделала не очень приметную оговорку, но равноценную совету. Ее аналитики отметили, что в странах с большим риском одновременно и самые большие перспективы. В частности постсоветские страны, и в первую очередь Россия с Казахстаном, «находятся на той стадии развития, которая в Латвии была 10-15 лет назад (да ну?! - Авт.) и это создает условия для стремительного роста их экономических показателей, а для бизнесменов – сравнительно высокую прибыль при правильных инвестициях капитала». Совет сколь остороженый, столь и запоздалый – деньги крупных латвийских игроков уже давно там.
Так получилось, что страшилка Euler Hermes появилась в прессе одновременно с высказыванием премьер-министра Латвии Айгара Калвитиса, наблюдающего надвигающийся кризис со своей премьерской колокольни. Впервые за последнее время он публично посыпал голову пеплом, а потом склонил ее в широченном реверансе в сторону России.
Он напомнил, что «Латвия подписала пограничный договор с соседями, более того, довела его до ратификации, а потому мы уже выбыли из списка государств с политическими проблемами».
«Это позволяет нам равноценно участвовать в принятии решений, и на нас уже не смотрят, как раньше. Поэтому важно налаживание прагматических отношений с Россией. То, что мы не достигнем стремительных политических улучшений, тоже ясно - посетовал премьер. - Но диалог идет, и мы готовы подписать с Россией еще ряд договоров. В июле состоится заседание межправительственной комиссии и, возможно, Латвию посетит министр иностранных дел России Сергей Лавров. Латвия пытается формировать свои отношения с Россией в прагматическом русле не потому, что мы надеемся на резкий поворот в отношениях двух стран -- ясно, что политика России в отношении Латвии не изменится за один день или месяц. До сих пор в Европе мы были проблемной страной, не способной решить важные вопросы».
Чего здесь больше – покаяния перед согражданами или привлечения внимания восточного соседа – трудно сказать. Но вполне очевидно, что столь «чистосердечное раскаяние» премьера вызвано его сильными опасениями: экономика вот-вот вступит в кризисную фазу. И связано это во многом с тем, что ее как барашка на закланье вели к кризису именно западные советчики, консультанты и аналитики. Когда стало ясно, куда и к чему пришли, у политиков у самих наступила кризисная фаза. И они разглядели, наконец, восточного соседа, а точнее, разглядели в нем чуть ли не спасительную соломинку (не первый, впрочем, да и не последний случай в российской истории).
А что восточный сосед? А что для него проблемы строптивой Латвии! У него своих проблем невпроворот. Поэтому ратификация договора о границе Госдумой, а вослед ей и визиты с подписаниями и прочие процедуры восстановления экономических отношений - все это повисает в воздухе. У Госдумы на ратификацию осталось три дня: с 15 июля она уходит на каникулы, а за неделю до них депутаты будут работать в своих регионах. А ведь подписать и ратифицировать договор можно было еще два года тому назад. Прощелкали!
Виктор ОСТРОВСКИЙ, Рига