Идея вывести театр из сценической коробки под открытое небо не могла обойти Псков, где театральное действо, кажется, само просится в живое пространство истории, созданное руками и духовным деланием поколений и поколений русичей. Театр в исторических памятниках «Карусель», - под таким названием режиссер Вадим Радун воплотил идею связать в единое целое, единым сквозным действием драматургию сценическую и историческую. И вот прошло без малого двадцать лет, как ежегодные спектакли «Карусели», уже успевшей накопить внушительный репертуар, стали одной из псковских традиций. А было время, когда вокруг первого представления у Покровской башни «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков» разгорелись жаркие споры: уместно ли театральное действо в святом месте, - именно так ставили вопрос противники выхода театра за пределы отведенной ему сцены Народного дома. И тут впору подумать о смысле памятника в жизни тех, кто творит историю сегодня.
Театр под открытым небом существует тысячелетия, еще с древнегреческих трагедий, и, можно сказать, заново родился в веке двадцатом, когда по Европе прошествовала целая череда театральных фестивалей под открытым небом, самый знаменитый из которых в южном французском Авиньоне, известном своими памятниками XII-XIV веков, и сегодня собирает тысячи театральных паломников со всего света. Докатилась волна и до России: каждые два года, начиная с 95-го, в Вологде проходит фестиваль «Голоса истории», и псковская «Карусель» всегда была одним из самых активных его участников. Потому и «Карусель», что перед нами предстает бесконечный калейдоскоп лиц, имен, событий и потрясений, которые и сотворили нас, сегодняшних, такими, какие мы есть.
И в самом деле, пространство театральное и историческое, соединяясь в одно, вступают в некий удивительный диалог и, откликаясь одно в другом, открывают нам самих себя в контексте одной, общей для всех истории. Причем, на каждом спектакле по-новому. Совершенно по разному звучат пушкинские «Цыганы» в варианте сценическом и на берегу Сороти или Псковы, а история Петра Великого и опального сына его Алексея на площади Петропавловского собора в Петербурге или у Гремячей башни пред древним храмом святых бессребреников Космы и Дамиана. Мы играли «Павла I» в окружении стен Инженерного замка, где и был убит император, а «Александра Невского» на Вечевой площади псковского Крома, где некогда благоверный князь-воевода обращался к псковичам. Памятники создаются людьми, часто по вдохновению свыше, и участвуют в их жизни. Так же как и люди не могут быть безучастны к жизни памятников. Если, конечно, не впадают в историческое беспамятство. Как-то, еще в последние советские времена, в Таллине вознамерились, как теперь говорят, музеефицировать (жутковатое, по-моему, словцо, есть в нем что-то от мумии) Старый Город и окончательно освободить его от жильцов, расселив их по новым районам. Но вовремя спохватились, поняв, что только они, реальные жители, и делают Старый город живым. Так же и памятники: они живут, пока жив человек. И театр, как часть нашей жизни, как одно из объединяющих нас начал, вполне органично входит в их живую среду обитания.
В свой 19-й предъюбилейный сезон псковская «Карусель» представит три спектакля в Довмонтовом городе: уже знакомые зрителю «Соловьиную ночь» В. Ежова, «Разрушителя» («Забыть Герострата») Г. Горина и новую работу «Предчувствие» (сценическая версия В. Радуна и Л. Никитиной) о преддуэльных днях Пушкина. И снова, казалось бы, такие разные, далекие друг от друга события: май сорок пятого, Германия, солдаты Победы в ожидании вожделенного, выстраданного возвращения домой; греческий Эфес IV века до нашей эры, где циник Герострат сжигает храм Артемиды, одно из семи чудес света, чтобы войти в историю; трагедия Поэта, шагнувшего к барьеру, дабы не осталась поруганной честь. Но везде – драматургия, предложенная жизнью, сшибка страстей и убеждений, корысти и готовности стоять за правду до конца. И все это – в окружении древних псковских стен, что поглядывают из под седых бровей на страсти людские и как бы свидетельствуют: да, было, было, и то ли еще будет.
В минувшую среду состоялся первый спектакль, «Соловьиная ночь». Свободных мест не было. Ни одного.
Вик. Яковлев