Обзор прессы с 13 по 19 августа
Главной общей темой в псковских газетах на прошедшей неделе стало «обнажение» в ходе дорожного ремонта поребрика на Октябрьском проспекте в Пскове. На этот раз замять скандал с намогильными плитами, которые, собственно, поребриком и являются, не удалось. Редкое издание прошло мимо кощунства, вышедшего на свет Божий.
Но одному пришлось «пройти», причем чуть ли не демонстративно: «Время – псковское» не посвятило ситуации, потрясшей псковичей, ни строчки. Даже в рубрике «Работы на дорогах» под заголовком «Время пришло» речь идет совсем не о том, что пришло время поступить по-человечески. Это всего лишь отчет, «сводка с полей» о ямочном и прочем дорожном ремонте и многих миллионах, которые тратятся на это благое дело из бюджетов разных уровней. Причем отчет с пресс-конференции начальника управления гензаказчика администрации города Святослава Пидуста, на которой журналисты уже в полный рост подняли вопрос о том, что делать с надгробиями? Но по версии «В-п» единственное, что сказал господин Пидуст на встрече с представителями СМИ: «Люди работают на объектах полный световой день и без выходных. Беспрецедентная сумма, выделенная в этом году на ремонт псковских дорог из бюджетов всех уровней, несмотря на сжатые сроки, будет освоена полностью».
Подробнее других осветила траурное обрамление Октябрьского проспекта «Псковская губерния», опубликовавшая статью председателя Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирины Голубевой. «Мир праху твоему» - это подробное изложение истории вопроса (к сожалению, история имеется: надгробия, служившие бордюром, открываются рабочими не первый раз), предположения – откуда могли быть увезены намогильные плиты и предложения по поводу того, как нам с этим жить дальше. Заголовок статьи – это еще и надпись на одном из обнаруженных памятников: «Мир праху твоему, добрый батюшка». Сколько лет мы топчем чужую и свою память? Версии выдвигаются разные, в том числе на Интернет-форумах. «ПГ» анализирует «виртуальную» реакцию псковичей в материале «Любовь к отеческим гробам».
«Курьеръ» также сделал тему оскорбленных памятников одной из главных тем номера: «Могильник на Октябрьском». Неизвестно, как реагировали на такие находки рабочие, ремонтировавшие некоторые части Октябрьского проспекта 20, 30 лет назад. На этот раз реакция одна – потрясение. Прораб «Дорпрогресса» признался, что за 17 лет работы с таким сталкивается впервые и называет такое «использование» памятников не иначе, как кощунством.
В материале ничего не сказано о том, кто познакомил газету с расчетами по замене «могильного» бордюра, но «Курьеръ» говорит о том, что сумма будет астрономической (на этот счет есть и другая версия – сумма будет незначительной, нормальный поребрик стоит недорого). А еще газета приводит интереснейшую цитату с той же пресс-конференции «главного хозяйственника города» Святослава Пидуста: «Безусловно, один (!) камень, когда-то служивший могильной плитой, будет убран, - заявил начальник Управления генерального заказчика администрации Пскова. – Мы уберем его на склад, а если кто-то потребует, то выдадим»…
«Московский комсомолец» в материале «Святотатство на проспекте» также пытается ответить на вопрос – откуда были взяты намогильные плиты. И склоняется к точке зрения псковского краеведа Натана Левина: «Сразу после войны по решению городских властей было срыто Немецкое кладбище, ну а плиты «рационально» использованы при строительстве, - прокомментировал «МК» в Пскове и Великих Луках» Натан Феликсович.
- Чем же объяснить тот факт, что фамилии на плитах русские?
- Тем, что кроме Немецкого, в те же годы были уничтожены еще два кладбища – Алексеевское и Никитское. Это, конечно, безобразие – уничтожать могилы, и никакими соображениями целесообразности эти факты оправдать нельзя».
«Городская газета» в коротком комментарии «Прошлое напоминает» отмечает, что «подобного рода открытия происходят на территории бывшего СССР постоянно. В прошлом году в СМИ говорили о том, что в Ивано-Франковске на улице Короля Данила ремонтники тоже наткнулись на могильные плиты – с еврейского кладбища. Из них тоже были выложены бордюры. Примерно тогда же обнаружилось, что центральная улица Полтавы вымощена могильными плитами. В Чечне в Алхан-Кале не то бордюры – целая свиноферма стояла на могильных плитах. На память приходят похожие истории из Москвы, Иваново, других мест. Дороги, площади, фундаменты домов делались из могил по всему Союзу, начиная с 30-х годов. Церкви взрывались, кладбища срывались». Видимо, ни одна власть не устоит, имея в своем основании попранную память.
Заметим, что еще одна тема была предметом пристального внимания псковских СМИ на прошлой неделе. В «Городской» о ней рассказывается под заголовком «Остров Лишения Свободы». В Псковской области при попытке пересечь границу с Латвией по подложным паспортам были задержаны двое кубинцев, пытавшихся бежать в США через Россию. Срок за нарушение российских законов они уже отбыли. Теперь их, скорее всего, ждет депортация на родину. По суровым законам Острова свободы за измену родине и революции их могут казнить.
Весьма любопытной информацией делится со своими читателями «АиФ-Псков» в материале «Штраф за милосердие?» Именно за свое милосердие поплатился хозяин знаменитой страусиной фермы, что в Пушкиногорье, Андрей Голощапов. Вся вина орнитолога перед законом заключается в том, что он приютил у себя больного истощенного пеликана, которого на берегу Псковского озера нашли дети из орнитологического кружка. В эколого-биологическом центре птицу на лечение не взяли – очень уж пеликан большой. А Голощапов взял и вылечил. За что и заплатил полторы тысячи рублей. Потому что не «соблюл» процедуру: «Прежде всего, направить заявку в «Росприроднадзор». Плюс уплатить 300 рублей налога, а потом быстренько собирать соответствующие документы (все они перечислены в законе). Когда весь этот «набор любителя природы» будет подготовлен, его нужно доставить в Москву, где и будет выдано соответствующее разрешение». Закон не учел такого варианта, как случайное появление «в семье» больного животного или птицы. Но природоохранная прокуратура могла бы вникнуть в обстоятельства прежде, чем «карать» орнитолога? Вопрос открытый. Тем более, что у Голощапова – новая «головная боль». На днях из Палкинского района ему привезли осиротевших двух лосят. Малышей выкармливают из бутылочки и ждут очередного визита проверяющих…
«Псковская провинция»на этой неделе вспоминает жертв политических репрессий: «Враги народа» - по разнарядке». В интервью с заведующим кафедрой отечественной истории Псковского педагогического университета, профессором Анатолием Филимоновым анализируется причины изначально враждебного отношения советской власти к Русской Православной Церкви, различные периоды противостояния и сближения церкви и ее врагов, путь к свободе вероисповедания в нашей стране – через довоенные репрессии, вторую мировую войну, послевоенное время.
Елена Лемешева