«Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum), США, 2007 год, режиссер Пол Гринграсс (Paul Greengrass).
Помним постперестроечные сериалы «Просто Мария» и прочие «Мои вторые мамы»? Герои в нужных, по мнению сценаристов, моментах фильма теряли память. Потом остальные 289 серий интересно и с приключениями вспоминали: «Кем же это я был до того, как я проснулся выброшенным на берег моря без одежды и с многочисленными пулевыми ранениями, а единственное, что у меня осталось из прошлой жизни это пороховая татуировка на руке с надписью «Хуанита».
Суперагент Джейсон Борн (Мэтт Деймон) должен был остановиться на первой части своих терзаний и мук по поводу самоидентификации. В первой серии он нашел и зажил душа в душу с девушкой своей мечты – Мари, и зрелищно убил множество плохих парней. Что еще надо-то для счастья? Но сборы фильма вещь упрямая! Хорошие показатели в бокс-офисе, а значит, продолжения не миновать. В «Превосходстве Борна» для развития истории Мари убивают, и весь второй фильм Джейсон мстит и страдает, потому что Мари уже не с ним, а мучения из-за незнания своего настоящего имени отчества только увеличиваются.
В «Ультиматуме» мрачно начавшемся в Москве Джейсон Борн продолжает свои терзания из серии: «Как же меня все-таки звать-величать Иван Иванов или Боно из U2?». И так весь фильм, Борн с мрачным выражением своего сосредоточенного лица методично пытается выяснить это.
Не хочу быть абсолютно субъективным, в фильме присутствуют классно снятые эпизоды. Сцена на вокзале Ватерлоо в Лондоне, в которой нехорошие црушники безуспешно пытаются задержать простого паренька Джейсона Борна. Преследования, слежки, наблюдения спецслужб с использованием суперсовременных гаджетов придутся по вкусу всем тем, кто в детстве играл в шпионов. А сцена, где Борн обводит вокруг пальца своего главного визави из ЦРУ, вызывает отдельное восхищение: «Если бы вы сейчас, как говорите, находились в своем кабинете, мы бы смотрели друг другу в глаза».
Здорово сняты автомобильные погони, автомобиль задом падает с многоэтажного здания и приземляется крышей на ряд автомобилей, а герой остается невредим. Но вот манера съемок фильма «трясущейся камерой» в стиле артхаусных лент порядком надоедает и ни чем не обоснована в зрелищном боевике под попкорн.
Эти же традиционные для американских боевиков разговоры о беспринципности руководства ЦРУ и честности и высокой моральной устойчивости рядовых суперагентов просто умиляют. Ведь Борн шел работать в ЦРУ, чтобы убивать ради США, а не быть какой-нибудь там супермашиной для убийств: бесчеловечной и хладнокровной – вот к чему сводится вся мораль фильма, если отбросить лишний пафос.
Впрочем, сборы фильма просто восхитительны, а значит, радуются зрители, а вместе с ними продюсеры фильма. Несмотря на то, что Борн в конце концов узнает, что его на самом деле зовут не Джейсон Борн. Концовка фильма дает понять, что продолжение сериала будет, а значит у зрителей, будет новый шанс посмотреть за приключениями все вспомнившего старины Метта Деймона, которого будут звать уже не Джейсон Борн, а…как узнаете, посмотрев фильм «Ультиматум Борна»
Олег Николаев
Спасибо кинотеатру «Победа» за оказанную поддержку в создании рецензии.