.
Как говорится, ничто не предвещало скандала. Однако скандал случился, пусть и небольшой и сугубо местного разлива. Местного, зато весьма симптоматичного и показательного. Из серии: «Это, ребята, уже давно диагноз». Впрочем, обо всем по порядку.
Сегодня на 14.00 у городского «Дворца бракосочетаний» (порядком облупившегося, что, увы, сразу бросилось в глаза) на улице Детской был назначен сбор так называемого «выездного оргкомитета» фестиваля «День Скобаря», который пройдет в Пскове 7-8 января нового 2016 года. Цель «выездного» совещания - согласовать семейный праздник с городскими властями и службами, поэтому не случайно на встречу с организаторами фестиваля пришли представители Комитета по культуре Псковской области, начальник Управления городского хозяйства администрации Пскова Алексей Захаров, начальник управления культуры города Юрий Мартынов, журналисты. Со стороны организаторов «Дня Скобаря» экскурсию на местности проводили Дмитрий Волхонов и Артем Татаренко, которые «в лицах» постарались рассказать чиновникам, что именно ждет псковичей и гостей Пскова на семейном празднике.
Если спускаться вниз к реке от здания ЗАГСа, то по прямой и направо от опасного спуска, который организаторы намерены закрыть во избежание травм, разместится площадка для псковских реконструкторов, с которыми можно будет пострелять из лука, а слева, в районе кованных дерева и журавлика встанут кузнецы, здешние и приглашенные, дабы порадовать псковичей своими изделиями.
- Тут мы и откроем Памятник Скобарю! - возвестил Дмитрий Волхонов и продолжил: - Открыть-то мы его откроем, но устанавливать не будем. Поскольку в Пскове есть люди, которые лучше нас знают, как строить город. Но у нас есть в запасе пара мест, где мы, может быть, установим нашего Скобаря. - Произнес загадочную печальную фразу помощник директора Театрально-концертной дирекции Псковской области, и, похоже, мало кто понял, что именно он имел в виду.
«Экскурсия» продолжилась на интерактивной площадке «Испытание скобаря», где псковичи будут метать валенок на меткость и тянуть телегу на силушку богатырскую, как вдруг... к чиновникам как-то удивительно тихо, почти незаметно приблизился некий мужчина в надвинутой на очки кепке и громко объявил:
- Никакого парка кованой скульптуры мы в Пскове делать не будем!
Присутствующие не сразу признали в мужчине директора Театрально-концертной дирекции Псковщины и по совместительству известного российского кинорежиссера Дмитрия Месхиева, который произнес гневный обличительный спич в адрес градостроительного совета Пскова, как выяснилось, запретившего устанавливать на набережной какие-либо кованые скульптуры.
- Почему какие-то архитекторы должны решать? - громогласно недоумевал Дмитрий Месхиев, и указал на скамейку-качель, действительно, весьма нелепо расположенную рядом с кованым деревом. - Вот кто разрешил здесь эту кривую скамейку?
Алексей Захаров и «со чиновницы» попытались, было, как-то защитить решения псковских архитекторов, мол, на вкус и цвет, но Месхиев прервал их яростной тирадой:
- Каждый раз, чтобы сделать в этом городе хотя бы что-то, нужно пройти какие-то адовые испытания! Я пришел к выводу, что проще здесь вообще ничего не делать! - воскликнул в сердцах режиссер и директор и вдруг вспомнил про злополучную «Аллею Героев», открытую на Площади Победы к 9 мая. - Вот кто из псковских архитекторов взял и испортил архитектурный облик Площади Победы? Кто проектировал там это безобразие? Те «жуткие могилки»? Что за автор? Там градостроительный совет, значит, почему-то выдал разрешение?
- Нет, не выдавал, но они все равно сделали. - Призналась чиновница, явно оторопев от праведного напора кинорежиссера. - Но мы в этом не виноваты...
Комичность и вместе с тем конфузность ситуации заключалась в том, что один из авторов «Аллеи Героев», Юрий Мартынов, стоял в это время за спиной у Месхиева.
- Вот, кто автор того безобразия?
- Да вот он! - Журналисты показали на автора.
- Вы?!.
Возникло нечто вроде короткой немой сцены в духе «Не ждал-с». На лице Юрия Мартынова блуждала смущенная улыбка.
- Вы сделали те «жуткие могилки»? - Режиссер чуть не потерял дар речи.
- Я делал только проект «звезды» - «Отмазался» от безобразия на Площади Победы начальник управления культуры города Пскова.
- Я за то, чтобы работать и делать хорошие вещи! - Продолжил Дмитрий Месхиев «выяснение отношений». - В Пскове ведь практически нет малых форм. Вы все тут такие великие носители культуры. Но знаете, и я тоже кое-что в культуре понимаю и кое-что успел сделать. Я не маленький мальчик, я все заранее продумал. Я предложил сделать уникальный парк кованых форм, я с губернатором переговорил, с мэром Калашниковым, и все это дело дружно поддержали.
- Давайте встретимся и снова все обсудим. - Предложили чиновницы.
- Я сделал свой первый шаг! И теперь копья ломать не буду. Давайте, теперь вы меня к себе зовите. - Обратился к чиновникам Дмитрий Месхиев, вырвал из блокнота бумагу и написал свой телефон. - Мы сделали городу прекрасное предложение. Придумали проект парка кованых скульптур, тратим силы и деньги. Городу ничего и делать не нужно. Но они почему-то всегда против! Давайте сделаем наконец городской совет по культуре, на котором и будем решать такие художественные вопросы. Это ведь нонсенс, то, что происходит. Очень странная история!
Слава богу, жанр легкого «скандальезо» все-таки уступил и место, и местность жанру необходимого согласования приближающегося «Дня Скобаря»: где разместятся лабиринт из сена и горка для катания на «ледянках»? Как будут установлены ларьки торговцев едой и глинтвейном, лицом к реке или задом? Получится ли украсить деревья светодиодными гирляндами, чтобы на семейном празднике стало ярче и веселее? Где удобнее установить детские интерактивные площадки? На какой час лучше назначить финальный фейерверк?
В концовке встречи все ее участники заметно успокоились, и стало понятно, что вместе они, несмотря на разразившийся конфликт, все-таки постараются найти нужные конструктивные решения. Во всяком случае, возникла такая надежда.
Дмитрий Месхиев, между тем, согласился на спонтанный брифинг для журналистов псковских СМИ.
- Центром предстоящего «Дня Скобаря» станет «самый, самый, самый» пскович. - Рассказал об идеологии праздника руководитель Театрально-концертной дирекции. - Псков и Псковская область обладают огромным числом уникумов. Мы приглашаем к участию всех, кто что-либо умеет не так, как умеют другие. Приглашаем на наш праздник, чтобы они показали свое творчество, свои умения, свои спортивные достижения. И так далее, и так далее. Чтобы они могли все это продемонстрировать, начиная от конкурса на самый вкусный пирожок. Мы хотим сделать так, чтобы здесь было занятно, интересно, чтобы было, что посмотреть и где покататься.
- То есть это будет не ярмарка, куда ходят поесть и выпить. - Еще раз специально оговорился Дмитрий Месхиев. - «День Скобаря» - это место времяпровождения для псковичей и гостей города, решивших развлечься в дни зимних каникул. И все закончится восьмого числа довольно внушительным фейерверком над рекой Великой. Приглашаем всех. Мы хотим сделать праздник именно семейного развлечения. Даст Бог, будет снег, и можно будет кататься на горке вдвоем, втроем. Горка будет широкой, удобной для катания. Мы приглашаем ремесленников Пскова не для торговли, а чтобы они себя показали. Хотим связать самый длинный шарф - 40 метров длинной, который войдет в «Книгу рекордов Гиннесса». Давайте вязать длинный новогодний, рождественский шарф!
- И все-таки, что за проблема возникла у фестиваля с городскими властями? - Спросили журналисты.
- Никаких проблем с городскими властями у нас нет. Они нас поддерживают. - Неожиданно перешел от обличительного тона к примирительному Дмитрий Месхиев. - И комитет охраны памятников поддерживает. А наша идея заключается в том, чтобы устроить на набережной парк кованой скульптуры. Поскольку Псков испокон веков славится своими кузнецами. Да и собственно слово «скобарь» многие ведут от кузнечного мастерства. И поэтому, было бы правильно каждый год на День Скобаря открывать новую кованую скульптуру, и таким образом постепенно соберется целый парк. Это будет интересно и псковичам. И, более того, будет чрезвычайно привлекать туристов. Поверьте мне, если здесь образуется постепенно 10-12 кованых скульптур, сюда будут водить отдельные экскурсии с туристами. Это стопроцентный факт! Тем более, что псковские кузнецы уникальны, сделать могут очень многое. Да, сейчас у нас возникли некоторые осложнения: как это делать и где это делать? Я надеюсь, что все-таки здравый смысл восторжествует и градостроительный совет пойдет нам навстречу. Я считаю, что парк нужно делать обязательно на набережной. Потому что набережную надо развивать. Я здесь провожу много времени, я здесь занимаюсь спортом и вижу, что набережная стала посещаемой. Но здесь ничего нет, кроме лавочек. Лавочек - ма-ло-ва-то! Поставили солдата - ну, прекрасно! Цветы лежат, - хорошо! Но давайте же развивать эти малые формы! Просится здесь парк кованой скульптуры. И получится постепенно абсолютно уникальное место. Потому что нет нигде парка кованой скульптуры!
- Так какие все-таки возникли препоны?
- Препоны в том, что не так и не раз-этак, а только так, как они скажут. С моей точки зрения, ну не могут только архитекторы решать, какую кованую скульптуру ставить! Если уж так, так давайте создадим комиссию или совет по культуре города, который будет принимать решения. Ведь кроме архитекторов, есть еще скульпторы, есть художники, есть писатели, есть члены президентского совета по культуре. Есть другие заслуженные люди, которые в скульптуре и искусстве понимают не хуже, чем архитекторы. Мы предложили идею, мы согласны на первом этапе все это финансировать, раз уж мы праздник делаем, а нам создают препоны! Ну тогда проще вообще ничего не делать. - Повторил свою мысль руководитель Театрально-концертной дирекции. - Будет голое, пустое место здесь еще 10 лет. Но давайте лучше все-таки будем его развивать! - Призвал Дмитрий Месхиев.
Внимание выездного оргкомитета, меж тем, вдруг переместилось на памятник отечественного конструктивизма - здание старой ТЭЦ, великолепный вид на который как раз открывался с центральной площадки будущего «Дня Скобаря». Оказывается, здание ТЭЦ собирается приобрести некий инвестор, устроить в нем «офис-центр», а торчащую над ним трубу разобрать.
- И очень зря! - высказал свое мнение и по этому поводу Дмитрий Месхиев. - Никто на Западе такие объекты не сносит. Я был недавно в Хельсинки и видел, как там такие объекты преобразуют. В этой трубе можно устроить великолепный ресторан. Я знаю, о чем говорю. Я такими вещами в прошлом занимался. А на самом верху сделать смотровую площадку. Оттуда будет открываться великолепный вид на город...
Впрочем, это совсем другая история.
Александр Донецкий
Фото Андрея Кокшарова