.
Сцена / Из первых уст

Главный художник Псковского драмтеатра Александр Стройло отмечает 60-летие

04.09.2015 11:55|ПсковКомментариев: 16

Сегодня, 4 сентября, главный художник Псковского академического театра драмы им. А.С.Пушкина Александр Стройло отмечает свой 60-летний юбилей.

Творчество Александра Стройло широко известно как России, так и за рубежом. Его работы находятся в Государственном Русском музее, Музее книги Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург), литературном музее Анны Ахматовой (Санкт-Петербург), музеях В.Маяковского и Н.Островского (Москва), историко-художественном музее г. Пскова, музее-заповеднике А.С.Пушкина (Михайловское), а также в музеях и частных коллекциях Германии, Голландии, Франции, Финляндии, Швеции, Дании, США, Канады, Италии.

Александр Григорьевич и художник книги. Он  работает над книгой от первого и до последнего момента ее рождения. Все, от формата и качества бумаги, до размера и формы книги рассматривается им как единая задача художника. Книги из картона и кожи, из бумаги и дерева, книги, как стихи, растущие из великолепия, изысканности или нищеты и сора, - все они пользуются неизменным вниманием авторов, коллекционеров и читающей публики. Книги, оформленные Стройло, стали событием в период празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина и 1100-летия первого упоминания в летописи г. Пскова.

Александр Стройло много и интересно работает в кино. Кинофильмы «Свои», «Любить по-русски», «Женская собственность», «Американка», «9 рота», «Батальон» и другие - плод сотрудничества известных режиссеров и художника. Пресс-релизы и открытки, которыми художник сопровождал презентации фильмов, мгновенно становились предметами коллекционирования.

Свой творческий путь Александр Григорьевич начинал, как многие дети в советское время во Дворце пионеров.

Деревня в Посадниково. 2001 год

- Оказалась ли жизнь художника действительно такой, какой вы ее себе представляли?

- Я,если честно, не помню, какой я ее себе представлял.

- Расскажите, пожалуйста, как рождаются образы ваших картин, иллюстраций? Что вас вдохновляет?

- Окружающая действительность вдохновляет: то, что вижу, то и рисую, о том пишу. 

- Сколько времени может занять та или иная картина, работа?

- Некоторые очень быстро делаются, поскольку я в основном занимаюсь графикой, рисунком, а он не требует длительности. А некоторые работы очень долго - месяцами, годами тянутся. Это не значит, что я каждый день одну и ту же работу делаю, нет, просто откладываю, а потом возвращаюсь.

- Говорят, что главное в искусстве - это поймать импульс, идею?

- Да, наверное, потому, что когда ты этот импульс поймал, то дальше все делается легко и просто. А если ты будешь нудно что-то искать, то работа двигаться не будет.  

Исчезнувшая улица.2002 год

- Как по-вашему, возможно ли научить человека творчеству?

- Можно научить человека рисовать, но творчеству - нет. Человек должен сам этому научиться, сам к этому прийти.

- Картина - это как источник силы?  Почему люди ходят, смотрят, коллекционируют изобразительное искусство?

- Я как-то не задавался вопросами, что такое произведение искусства. Ведь произведения совершенно разные, некоторые вообще ничем не обладают, а люди все равно ходят и смотрят, и есть вещи совершенно безобразные, которые привлекают людей. Я думаю, дело не в их силе, а в том, как они раскручены.

- Вы работаете кроме искусства еще в разных жанрах: театр, кино, литература. Что-то есть общее в этих направлениях для вас?

- Я привык работать в широком диапазоне - от кино до книжного искусства. Общего больше, конечно, в кино и театре, именно здесь задачи перекликаются.   

Фрагмент выставки Александра Стройло, посвященной героиням кинофильма «Батальон»

- Работа в кино, с таким известным мастером как Дмитрий Месхиев, что дала вам как художнику, как человеку?

- Эта работа дала мне возможность острее почувствовать жизнь, потому что многие вопросы надо решать молниеносно. Одно дело, когда я что-то делаю для себя, а здесь вещи конкретные, для конкретных целей, можно сказать для конкретной минуты - эти вещи могут мелькнуть никем не замеченные или вообще не сняться, но их надо обязательно делать. После работы в кино делать многие вещи стало проще.   

- При погружении в исторический материал фильма, в эпоху, например, во время съемок фильма «Батальон», возникли ли у вас какие-то импульсы на творчество, иллюстрации, картины, может быть, захотелось сделать выставки?

- Конечно, и в процессе подготовки фильма много появляется работ, которые параллельные тому, что требуется для кинопроизводства.  Во время съемок «Батальона» я нарисовал портреты всех трёхсот девушек, которые были в настоящем батальоне, после чего была выставка: и в театре, в канун премьеры фильма, и в псковском музее-заповеднике. 

- У Вас было уже много выставок, из последних можно вспомнить «Лица войны», «Изборск в картинках», «Анекдоты из жизни Пушкина», которая открыла XXII Пушкинский театральный фестиваль. Вы уже более 35 лет живете в Пскове, насколько здесь подходящая атмосфера для творчества?

- Псков лучший город Земли, здесь и живется мне хорошо и тем более работается, и этот город мне дает вдохновение, чтобы что-то делать и необязательно на псковскую тематику, а вообще.

- Кого из русских художников вы можешь назвать своими учителями? Кого цените из нынешних художников?

- Есть некоторые художники, которым хочется подражать и творчество которых является мерилом и моего творчества. Есть такой художник, он на меня совершенно не похож - Петр Митурич, он учился когда-то до революции в Псковском кадетском корпусе. Он жил и творил в 20-е, 30-е годы XX века – вот этот художник, на мой взгляд, очень замечательный, мне его творчество очень нравится.

- Вы также делаете иллюстрации к книгам. Кто вам близок в русской и зарубежной литературе?

- Я стараюсь в основном с русским материалом работать, потому что мне это понятнее и интереснее, и так получилось, что в издательствах у меня в основном были русские и советские писатели, которых я иллюстрировал.    

- Такой философский вопрос: почему люди творят? Вот вы зачем рисуете? Только для собственного удовольствия? Или ради того, чтобы ваши работы видели люди, восхищались, переживали, коллекционировали?

 - Ради всего того, что вы перечислили, только поэтапно. Сначала хочется и славы, и всего такого, а потом хочется просто удовлетворения от того, что ты делаешь.

- В творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живет. Повлиял ли и влияет на вас наш стремительный век?

 - Да, конечно, на наших глазах все так резко изменилось. И в изобразительном искусстве тоже. Сейчас доступной стала любая картинка, нарисованная в мире – ты просто забрался в интернет и посмотрел.      

- Как вы оцениваете произведения искусства? Нравится - не нравится? Или все-таки существует общепринятые цензурные нормы?

 - Как любой человек, смотрю нравится или нет, а дальше уже на то, как мастерски и технически выполнена. Но техническое мастерство - это не главное, главное все же, чтобы нравилась, а простые люди, которые не художники и не музыканты, они же приобретают произведения живописи, только потому что им нравится.   

- Что чаще всего заказывают у вас любители искусства?

- У меня только в книжных делах заказы есть, я уже давно работами не живу и давно не осуществлял продаж.

- Сейчас вы работаете в театре, насколько вам здесь комфортно и в чем заключается ваша работа, какие перспективы?

- Неожиданно для меня в псковском театре оказалась очень доброжелательная атмосфера, хороший коллектив, который мне нравится. Труппа очень высокопрофессиональная, с которой тоже легко работать, а главное интересно, потому что все, абсолютно все – творческие люди, они и сами по себе интересны и в коллективе с ними очень хорошо.

- Александр Григорьевич!  От лица всего коллектива поздравляем вас с днем рождения! Всего 60 оборотов сделала земля вокруг Солнца – это очень мало.  Открывайте в себе все новые и новые грани творчества, радуйте нас своими великолепными произведениями искусства, и чтобы этот процесс был обоюдным, и мы, коллектив Псковского драмтеатра, радовали вас тоже!  

- Большое спасибо!

Александр  Стройло - заслуженный художник России. Родился в Брянской области. В 1978 году закончил Пензенское художественное училище. С 1979 года живет и работает в городе Пскове. Александр Григорьевич заслуженный художник Российской Федерации и член Союза художников России, участник многих выставок.

Подготовлено пресс-службой Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 10 человек
ПЛН в телеграм