.
В арсенале Симфонического оркестра Псковской областной филармонии в уходящем сезоне остался всего один концерт. 23 июня музыканты оркестра исполнят программу «Симфонический кинематограф» и попрощаются со зрителем до сентября. Прозвучит полюбившаяся многим музыка к киношедеврам XX и XXI века. О программе концерта и итогах сезона Псковской Ленте Новостей рассказал главный дирижер оркестра Эдуард Банько.
- Сезон филармонический заканчивается, время подводить итоги... Каким он вышел?
- Сезон филармонический был непростым. Было трудно и мне, поскольку я на сегодня один дирижер в оркестре, и оркестру, потому что кризис нас не обошел стороной. Были интересные проекты, были новые ступени в развитии оркестра. Мы сыграли Первую симфонию Рахманинова, Вторую симфонию Сибелиуса; оперу «Алеко» исполнили дважды на Всероссийском Пушкинском празднике поэзии. Кроме того, обращу внимание на программу «Современные композиторы. Легкий взгляд». Помимо всего интересного, что было в ней, хотелось бы отметить нашего солиста Дмитрия Жданова, исполнившего Концерт для виолончели и духовых Ф. Гульды – сочинение оригинального стиля, ранее никогда не звучавшее на псковской сцене. Радует, что в оркестре есть музыканты, способные на высоком уровне выступать в качестве солистов, исполняя крупные и сложные сочинения.
- В чем тогда были сложности?
- Нам всегда непросто. Финансовое положение не самое лучшее, зарплаты у людей небольшие, они вынуждены работать на нескольких работах, это усложняет нашу ситуацию. Тем не менее, мы стараемся, собираемся, даем результат, и весьма приличный.
- Вы уже упомянули, что этот сезон провели в должности главного дирижера оркестра. Какие задачи перед собой ставили?
- Задачи были такие: во-первых, сохранить то, что есть, не уронить исполнительский уровень оркестра и сделать что-то новое, освоить, завоевать какие-то новые рубежи в нашем творчестве.
- На ваш взгляд, эти цели удалось достичь?
- Я считаю, что удалось.
- Что скажите о псковском зрителе. Денежный вопрос его не испортил?
- Денежный вопрос, в определенной степени ухудшил ситуацию с продажей билетов на концерты. Не только на концерты симфонические, но и на другие. Людей стало меньше в зале. Я думаю, что дело в кризисе, потому что оркестр хуже играть не стал, это я вам могу сказать точно. Программы мы делаем интересные. Но общая экономическая ситуация не могла обойти нас стороной.
- Какие пути решения, на ваш взгляд, есть в этой ситуации? Как привлечь зрителя, вернуть его в БКЗ?
- Мы стараемся что-то придумывать, и в следующем сезоне у нас будут свои, так скажем, фишки. У нас будет и «Большой джаз», и многое другое, чего не было раньше. Поэтому, я надеюсь, это будет способствовать улучшению ситуации. Но только за счет наших «придумок» ее не изменить, слишком много факторов на это влияет. Я не могу мановением руки решить наши финансовые вопросы. В связи с тем, что оркестр недоукомплектован (а он был недоукомплектован всегда), мы в любом случае на концерты в БКЗ приглашаем недостающих музыкантов из других городов, чаще всего из Петербурга. Это приводит к дополнительным расходам и увеличению, соответственно, бюджета. В итоге не очень получается хорошо окупаться. Но тут надо заметить, что симфонический оркестр в принципе плохо окупается, а иногда и не окупается вообще. Такова специфика этого жанра. Он требует очень-очень много затрат. Но нельзя все мерить деньгами. От того, что симфоническое искусство мало окупается, оно не становится менее важным. Его важность превосходит любые затраты. Это должны понимать все, кто причастен к этому делу, в том числе самые высокие руководители.
- Вы уже говорили о кадрах... Потребность в музыкантах остается?
- В этом сезоне у нас появились, хоть и немного, новые музыканты.
- А что это за исполнители?
- В группе первых скрипок появился человек. В новом сезоне к нам придет еще одна флейтистка. Присланы заявки от других музыкантов, мы выходим с ними на контакт. Так что, не все так кисло, какие-то проблески есть.
- В ком на сегодня вы нуждаетесь?
- В первую очередь, конечно, в валторнах. Это медный духовой инструмент. Как сказал мой знакомый дирижер, валторнисты - это вымирающий класс. На валторне играет не так много людей, но без него невозможно обойтись. У нас, к сожалению, группа валторн недоукомплектована. Из четырех валторн минимум у нас есть только одна. Также нам нужны скрипачи, их маловато. В оркестре должно быть определенное количество музыкантов, чтобы был нужный баланс звучания. Ударные нам тоже нужны.
- В этом сезоне вы много работали с приглашенными дирижерами. Удачный вышел опыт?
- Я бы сказал, что опыт вышел интересный и очень полезный - и для оркестра, и для меня, и для публики. Дирижеров, на самом деле, было не так много, но по сравнению с тем, что было раньше, кажется много. Они все привнесли свой стиль в работу оркестра. И это очень полезно, потому что оркестр должен работать с разными дирижерами. Это помогает ему по-новому взглянуть на музыку, вещи, которые ему уже знакомы. Это как обновление крови. Человек должен получать новые впечатления. Каким бы ни был главный дирижер, все равно он не может объять необъятное и воплотить всевозможные стили работы с музыкантами. Это нереально. Абсолютно нормальная практика во всех профессиональных коллективах - приглашать дирижеров для работы с оркестром.
- Есть планы в этом направлении в новом сезоне?
- В новом сезоне приглашенных дирижеров будет меньше, чем в нынешнем, но это связано с объективными финансовыми обстоятельствами. Тем не менее, они будут. Будет как минимум два дирижера. Причем, это те, кто себя уже проявил в этом сезоне: Максим Конарев, Лев Дунаев.
- Как развиваются отношения филармонии с дирижером Геннадием Черновым?
- Насколько мне известно, никак.
- То есть на сегодня планов по сотрудничеству нет?
- Нет.
- Расскажите про концерт-закрытие филармонического сезона «Симфонический кинематограф».
- Я не ошибусь, если скажу, что в таком формате наш концерт будет проходить впервые. Особенность этого формата в том, что во время звучания оркестра позади него будет транслироваться видеоряд, картины, фотографии. Все это будет соединено в некое целое, пронизанное единой скрытой сюжетной линией. Надеюсь, что мы сможем все это исполнить на одном дыхании. Я думаю, что это будет интересно. Музыка, которая будет звучать, удивительно прекрасна. Она всем знакома, она пришла к нам из фильмов, которые задели как-то наши души, которые были знаковыми для нашего кинематографа. И музыка, которая как бы является их душой, тоже стала знаковой для музыкантов, для людей, которые смотрели эти фильмы.
- Программа этого концерта пополняется какими-то новинками?
- Конечно. Мы всегда стараемся брать что-то новое, и этот концерт - не исключение. В нем прозвучат как игранные, так и произведения, которые мы никогда раньше не исполняли.
- Что это за музыка?
- Это музыка из фильмов «Сибирский цирюльник», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Гусарская баллада»,«Петербургские тайны», «Список Шиндлера», «Пираты Карибского моря», «Мой ласковый и нежный зверь», «Цыган», «Овод». Будет звучать музыка из фильмов, которые мало нам знакомы, они были сняты очень давно. Например, «Поручик Киже» на музыку Прокофьева, вышедший на экраны в 1934 году. Будет звучать музыка из фильмов «Запах женщины», «Призрак оперы».
- В этом сезоне оркестру довелось гастролировать не очень много, мне так показалось... Это тоже связано с финансовой ситуацией?
- Конечно, все не так просто.
- Как это воспринимают музыканты?
- Конечно, лучше, когда все это есть. Это способствует тому же, что и приглашение новых дирижеров. В следующем сезоне, я надеюсь, ситуация немного изменится. По крайней мере, один из лучших залов Петербурга – Государственная Капелла - нам светит.
- Может быть, подробнее расскажите о планах на следующий сезон?
- Главное или одно из главных для нас в следующем сезоне - это то, что этот сезон станет юбилейным для оркестра. Оркестру исполняется 20 лет. Соответственно, мы это будем отмечать творчески. В декабре будет юбилейный концерт. Будут гастроли в Санкт-Петербурге. Надеюсь, еще куда-нибудь удастся съездить.
Появятся проекты абсолютно новые, подобных которым до этого не было. Например, проект «Большой джаз», который я уже упоминал. Будут выступать пять солистов - участников проекта «Большой джаз» на телеканале «Культура». Среди них будет совершенно замечательная вокалистка Юлиана Рогачева - победительница разных конкурсов, пожалуй, одна из лучших джазовых вокалисток России.
Кроме этого планируется концерт объединенного оркестра - Псковского симфонического и Новгородского камерного оркестров. В этом концерте будут участвовать не только два оркестра, но и два дирижера.
Будет звучать впервые балетная музыка Прокофьева из его балета «Ромео и Джульетта» и Хачатуряна из балета «Спартак».
Открытие сезона тоже нельзя обойти стороной, потому что в нем прозвучат знаковые для мирового симфонического репертуара произведения. Это Пятая симфония Чайковского, одна из популярнейших его симфоний. Впервые прозвучит Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра. Не каждый вокалист, даже хороший, сможет его исполнить. Он довольно сложен для исполнения, но музыка очень красивая. Кроме того, в одном отделении вместе с концертом Глиэра прозвучит его Увертюра на славянские темы.
Отметим, что попасть на концерт «Симфонический кинематограф» 23 июня в 19.00 у псковичей еще есть возможность, билеты по цене от 150 рублей можно приобрести здесь или в кассах БКЗ.
Беседовала Светлана Аванесова