.
Сцена / Из первых уст

Актер Роман Суриков: «Серябряный век» - это про нас, нынешних

27.09.2016 22:52|ПсковКомментариев: 18

29 сентября в 19.00 в Большом зале филармонии состоится премьера литературно-музыкальной композиции «Серебряный век». Это совместный творческий проект актера Романа Сурикова и ансамбля русской музыки «Псков» (художественный руководитель - Александр Либ). Роман Суриков исполнит стихи русских поэтов начала XX века -  Александра Блока, Николая Гумилева и Бориса Пастернака. Автор музыкальных тем к стихам - Андрей Евстафьев. В программе также примет участие заслуженная артистка России Наталья Александрова. Кроме того, в рамках проекта состоится презентация нового светового и мультимедийного оборудования зала. Накануне премьеры обозреватель Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий побеседовал с актером Романом Суриковым о том, что зритель услышит и увидит вечером 29 сентября.

- Роман, что за жанр вы предложите вниманию нашего зрителя?

- Это будет литературно-музыкальная композиция в классическом смысле. Вместе со мной выступит ансамбль «Псков» под руководством Александра Либа, замечательный коллектив, с которым я уже прежде работал, мы хорошо знакомы, поэтому адаптироваться друг к другу нам не пришлось. Александр Либ и Андрей Евстафьев сделали прекрасную подборку стихотворений из поэтических произведений Блока, Гумилева и Пастернака. Они - авторы композиции; Андрей, кроме прочего, еще и написал музыку ко многим стихам. Так получилось, что изначально исполнять стихи должен был не я, а актер Псковского театра драмы имени Пушкина Андрей Атабаев. Но Андрей в последнее время был очень занят в новых постановках театра, поэтому Александр Иванович Либ позвонил мне и предложил взяться за этот проект. Я раньше в этом жанре не работал, и мне показалось это интересным.

- Это можно назвать актерским чтением стихов?

- Нет, это не актерское чтение. Это мое личное чтение. То, как я понимаю поэзию. Я сразу предупредил авторов композиции, что я не буду читать стихи академически, театрально. Постараюсь преподносить стихи так, как чувствую их я. По возможности  предложу зрителю свой разбор стихотворений. Я принципиально не смотрю и не слушаю, как эти стихи читали раньше другие актеры. Просто должен донести эти стихи до зрителя так, чтобы им интересна была моя интерпретация. В этом - основная моя задача. Потому что неизбежно сравнивают. И от сравнений никуда не уйдешь. И я пытаюсь найти что-то свое. Вот уже неделю, например, мучаюсь со стихами Блока. Не сплю, не ем, как говорится. Пытаюсь дойти до сути каждого слова. Что и как хотел сказать Блок? Писал-то он все-таки в то время, в начале прошлого века. А сейчас читаешь, и волосы дыбом поднимаются. Чего не коснись, будто про нас, сегодняшних, написано. Многие стихи Блока будто про меня написаны, про мои личные жизненные ситуации. Настолько все это близкое и родное! Берешь другое стихотворение, такое впечатление, что про моего коллегу написано. И все так точно совпадает! Оказывается, все это так рядом. «Серебряный век» - это про нас, нынешних. Любовная лирика, стихи про жизнь. И я хочу представить зрителю именно свою трактовку известных всем, хрестоматийных стихотворений.

- Простите, а разве существует некое «усредненное», скажем так, стандартное, актерское чтение стихов?

- Да, представьте, существует, а как же?

- Я думал, что каждый актер все равно читает по-своему?

- Я согласен, каждый читает по-своему, но есть какие-то достаточно жесткие стандарты. Стихи чтецы поют. А я петь не хочу. Вот недавно смотрел в интернете один конкурс чтецов. Там один молодой человек читал «Путь конквистадора». Лучше это не видеть. Мне абсолютно не понравилось! Чтец просто выплеснул стихотворение, как мне показалось, ничего в нем не поняв. Но получил первое место. У меня вопрос: кто в жюри? Все это к тому, что я хочу уйти от неких стереотипов. Мне интересно, как отреагирует на мое прочтение публика. Тогда станет понятно, стоит ли мне дальше этим делом заниматься. Можно сказать, нас ожидает эксперимент. И публику, и меня самого в первую очередь.

- А как это все соединяется с музыкой?

- А вот тут огромное спасибо Андрею Евстафьеву. Он написал много музыки к этой композиции. И как-то, видимо, поймал мою нотку. Мне особенно импонирует, что музыка идет в разрез с тем, что я сам чувствую. Возникает интересный контрапункт. Интересно получается! Он писал под конкретные стихи, и эта работа доставляет мне огромное удовольствие. Вот хожу по улице, и постоянно эту музыку в наушниках слушаю. Современный такой метод работы. Все мы люди занятые. Поэтому, с утра просыпаюсь и бегу с собачкой гулять, пока пью кофе, у меня проходит такая индивидуальная репетиция для себя. Потом прихожу в студию, включаю аппарат и репетирую. Вечером - еще раз повторяю. И на ночь глядя снова - текст, текст, текст... Зритель посмотрит, и поставит свою оценку, а наше дело - представить программу публике. Показать, что вот существует и такая версия «Серебряного века».

- Сам жанр вообще насколько востребован?

- Мне кажется, это жанр всегда актуален. Во все времена и при любой погоде. Сам я, признаюсь, не особый любитель стихов. Есть ведь люди, которые на любой случай могут что-то процитировать. Я - нет. Могу сесть и почитать книжку, но учить стихи специально не стал бы. Тем не менее, с первого дня репетиций просто живу этими стихотворениями. Они у меня постоянно в голове, где бы я ни был. Жена уже надо мной смеется, говорит: «Раньше, когда ты был за рулем, и тебя кто-то подрезал, то ты возмущался крепкими словами, а теперь из тебя поэтические строчки выскакивают».

- Даже так?

- Да, как это ни удивительно! Сегодня все это мне невероятно интересно. Я сейчас буквально живу стихами. И мне представляется, что жанр литературно-музыкальной композиции будет востребован публикой. В интернете актуальны разные чтецкие проекты. Читают и записывают, например, Шекспира. Недавно вот был осуществлен такой международный проект. Наш псковский актер Виктор Яковлев принимал в нем участие. Мне кажется, что живое общение сегодня необычайно важно.

- Из вашего рассказа следует, что эта программа очень сильно на вас повлияла просто как на человека?

- Сказать откровенно, несколько лет назад я ушел из театра и дал себе слово, что на сцену больше не выйду. Решил, что каждый должен заниматься своим делом.

- То есть вы решили, что актерство - не ваше дело?

- Да, к сожалению, так. По существу, поставил на себе крест как на актере. Ведь даже конферанс - это искусство. А я дал себе зарок: не выходить на сцену. Но вот год назад я увидел программу Николая Яковлева по Сергею Есенину. И она произвела на меня большое впечатление. Программа была шикарная. Я ее несколько раз смотрел и всякий раз открывал что-то новое. И вдруг - звонок, и это предложение о творческом сотрудничестве. Сразу позвонил жене: «Соглашаться или нет?». Она мне ответила: «Решай сам». И я решил попробовать. Взялся, и теперь не жалею. А когда еще и коллектив такой замечательный, то грех не сделать что-то интересное. Плюс к тому мы готовим видеоинсталляцию. В изображении важна динамика. Если даже это фотография, то она все равно должна на экране жить. Всегда нужно как-то «захватить» зрителя. Если картинка «движется» на зрителя, то и зритель потянется к картинке. Единственное, что здесь нужно не перейти некую грань, чтобы зритель не переключил внимание от музыки и стихов только на видео. Это тоже целый и  отдельный творческий процесс.

- Получается, ваша композиция не только литературно-музыкальная, но и изобразительная?

- Да, так и есть. Это такой симбиоз искусств. Стихи Блока, Гумилева и Пастернака под музыку с визуальным сопровождением. 29 сентября мы представим зрителю нашу программу, и для нас волнительно, как ее воспримет зритель.

Беседовал Александр Донецкий 

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 44 человека
ПЛН в телеграм