.
Сцена / Из первых уст

Евгений Левкович о работе областной киносети, качестве отечественного кино и ценовой политике

15.08.2018 16:09|ПсковКомментариев: 0

Все чаще звучат вопросы по поводу отечественного кинематографа: как поддержать, как популяризировать отечественное кино, как заставить продуктивно работать маленькие муниципальные кинозалы и т. д. На вопросы Псковской Ленты Новостей о работе Псковской областной киносети, о проблемах кинобизнеса и продвижения отечественного кино ответил заведующий отделом кинопроката ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция» Евгений Левкович.

- Что необходимо делать кинотеатрам, а что государству для того, чтобы небольшие провинциальные кинотеатры могли продуктивно работать с отечественными фильмами, чтобы повысить интерес зрителя и доходы кинозала?

- В первую очередь, государству необходимо обеспечить «страховку» кинотеатров, созданных по программе Фонда кино по кинофикации малых городов, в случае не достижения суммы «минимальных гарантий» и предоплат, установленных дистрибьютором. На данный момент не все зависит от кинотеатра, условия и правила работы фильмом устанавливает дистрибьютор или правообладатель.

- Кто такой дистрибьютор? И почему от него зависит работа кинотеатра?

- Не полностью, но во многом. Дистрибьютором называют компанию, которая покупает права проката фильмов на определенной территории в соответствии с контрактом, заключенным с мировым правообладателем. Дистрибьютор определяет, на каких условиях дать фильм кинотеатру. И приходит он к этому путем анализа различных факторов, например, путем оценки возможной наработки на одну кинотеатральную копию и т. д. То есть если имеет место неуверенность дистрибьютора в желаемых сборах по кинотеатру, то он может выдвинуть дополнительные условия. Отсюда появляется фиксированные минимальные гарантии, которые в некоторых случаях осилить районный кинотеатр, к сожалению, не может.

- Что такое минимальная гарантия?

- Это фиксированная плата за проект, это сумма, которую обязан заплатить кинотеатр дистрибьютору по итогам проката вне зависимости от результатов этого проката. Многие кинотеатры и агенты их боятся, паникуют из-за этого. Но, на мой взгляд, это не способ унизить кинотеатр, это - экономическая необходимость. Посудите сами. Вы только открылись, финансовой репутации у кинотеатра нет, компании необходимо обезопасить свои финансовые риски, потому как дистрибьютор хоть и не вкладывается напрямую в производство фильма, но несет вполне ощутимую материальную ответственность за его сборы: тратит средства на рекламу, заработную плату, он обеспечивает логистику, ключи на фильм и т. д. А в рамках страны это огромные деньги.

- Ко всем и всегда ли это применяется?

- Вопросы минимальной гарантии могут возникнуть не только к новичкам. Компания имеет право выставить вам сумму минимальной гарантии, основываясь на статистике работы с вами по предыдущим фильмам. Отработаете - хорошо, нет - кто не рискует, тот не пьет шампанское, и не работает со старта! Опять же минимальная гарантия значительно стимулирует их маркетинговую активность. Потому что отступать уже некуда, приходится прилагать сверхусилия, раз уж подписались. Но сборы того стоят.

- В районных кинотеатрах Псковской областной киносети вы тоже сталкиваетесь с такими проблемами?

- Конечно сталкиваемся. Как и все. Но для нас это не проблема, а повседневный рабочий момент, с которым мы привыкли справляться.

- Фильмы стартуют во всех кинозалах одновременно по всей стране в один день?

- Не всегда. Есть понятия первого и второго экрана. Областная киносеть, состоящая из 7 кинозалов по всей области, уже работает полтора года. Мы себя позиционируем, как кинотеатры первого экрана. Мы уважаем своего зрителя. Если зритель заинтересован в новинке, он идет на нее в первый уикенд, поэтому мы стараемся не работать вторым экраном. Также второй экран - это утерянные возможности получить хороший валовый сбор, потому как зритель посмотрит новинку в другом кинозале или в интернете. Со времен образования киносети Театрально-концертная дирекция зарекомендовала себя дистрибьюторам и районным кинозалам в качестве надежного партнера и как продуктивного игрока на данном рынке. Это, пожалуй, было моей приоритетной целью в начале работы, поэтому на данный момент мы заполучили те условия, которые я бы назвал «облегченными», где-то мы ушли от предоплат за фильмы и от «минимальных гарантий», где-то мы их снизили, что служит тому, что мы работаем передовыми новинками первым экраном по всем сотрудничающим с нами кинозалам.

- Можно сказать на эксклюзивных условиях? Вы это имеете в виду?

- Да нет, на обычных взаимовыгодных, но индивидуальных. В данной сфере нужно уметь договариваться и проявлять себя, так скажем «бетонировать платформу», укреплять свои позиции в глазах дистрибьюторов, развивать и стараться увеличивать посещаемость и валовые сборы кинотеатра. Киношная семья - это очень открытые и позитивные люди, но никто не желает работать в минус, дистрибьютора можно понять, он не хочет искусственно поддерживать какой-либо кинозал, он хочет зарабатывать или в лучшем случае, чтоб это было не в ущерб его финансовым амбициям. Поэтому зачастую предоплата за проект равна «минимальной цене копии фильма», которая устанавливается, чтобы не уйти в минус. Наша задача в данном вопросе - заинтересовать московского дистрибьютора в продуктивной работе с нами, с районными кинотеатрами. Что мы и делаем. Поэтому я поддерживаю с прокатчиками хорошие деловые отношения, тем самым даю прокатчикам понять серьезность наших намерений в кинопрокате. И у нас это отлично получается. Вся киносеть Псковской области в большинстве случаев продуктивно работает.

- Но ведь многое зависит от рекламы. Важную ли роль играют рекламные мероприятия в кинобизнесе?

- Наиважнейшую! Государственная поддержка проката, в частности, рекламных мероприятий, была бы неплохим подспорьем для проката. Если не брать в расчет самые кассовые отечественные картины, выходящие в прокат и зачастую поддерживаемые государственными телеканалами, остальные фильмы имеют ограниченный рекламный ресурс и, конечно, не могут конкурировать, соревноваться с зарубежными фильмами с их массированной рекламой. Убеждены, что господдержка проката картины во многом даже важнее, чем поддержка ее производства. То есть, необходимо выделять финансовые средства для усиления бренда российского кино, путем усиления информационной и рекламной поддержки с помощью центральных телеканалов. Таким образом, поддержка нужна, особенно в рекламных мероприятиях. Но при этом, сам продукт - фильмы, должен оправдывать ожидания зрителя. Сегодня зритель разборчив, если ему проект не интересен, то в кинотеатр он не пойдет даже за символическую цену.

- Кстати, а какие цены у вас в кинозалах?

- Минимальная цена на фильм устанавливается по согласованию с дистрибьютором, мы ее прописываем в договоре и меморандуме. А далее уже сами устанавливаем свою наценку, исходя из анализа своих затрат. Мы, как небольшие муниципальные кинозалы, не закручиваем стоимость билета, средняя цена на уровне 100-150 руб. на 2D, 150-200 руб. на 3D.

- А должно ли государство контролировать цены на билеты в кинотеатрах?

- Еще раз особо отмечу, что на сегодняшний день «правила игры» на рынке кинопроката обозначает дистрибьютор. Он устанавливает минимальные гарантии, размер предоплаты, минимальную стоимость билета. Эти условия зачастую становятся неприемлемы для многих небольших районных кинозалов. Государство могло бы поспособствовать в решении данного вопроса путем снижения размера вышеперечисленных условий проката. В частности, государство может «субсидировать» зрителей для покупки билетов, чтобы больше людей могли себе это позволить. Стоимость билета на сеанс отечественного фильма равна цене на сеанс американского. Поэтому зритель выбирает второе, т. к. ожидания от просмотра, подстегиваемые многочисленными рекламными мероприятиями, выше. Таким образом, значительная мера – снижение стоимости билетов на отечественные кинокартины, созданные при поддержке Фонда кино и Министерства культуры. В этом будут заинтересованы и кинотеатры и создатели фильма. Стимулирование посещаемости при помощи низкой цены билета, выгода при условии создания людского потока. Это мы тоже зачастую практикуем в нашей киносети, в том числе различные акции, по согласованию с дистрибьюторами, конечно, и не противоречащие договору и меморандуму на картину.

- А что вы можете сказать о качестве отечественных фильмов?

- Не могу дать однозначный ответ. Проекты разные. В конечном счете, производство кино и его прокат – это бизнес. И здесь важную роль играют не только финансы. Это и риск, интуиция, талант, то, что влияет на качество продукта. Поэтому, в первую очередь, создателям необходимо обращать внимание на качество и конкурентоспособность своей продукции. А государству оказывать поддержку только самым достойным проектам. Детские и патриотические картины в первую очередь нуждаются в государственной поддержке проката. Необходимо запретить лицам, имеющим исключительные права на использование таких фильмов, взимать с кинотеатров какие-либо предоплаты и устанавливать фиксированные минимальные гарантии, либо государству риск кинотеатра по данным суммам брать на себя.

Как я уже говорил, сейчас многие однозальники «боятся» брать в прокат те или иные фильмы отечественного производства из-за риска сработать в минус – маленькие валовые сборы и очень большая плата за прокат.

- Может для популяризации достойного подросткового кино стоит подключать учебные заведения?

- Совершенно верно, этим мы тоже занимаемся, организуем групповые посещения. Нужны рекомендации для учебных заведений по просмотру отечественных фильмов исторической и патриотической направленности, тем более что это не требует значительных финансовых затрат. Привлекать зрителя и доносить информацию необходимо централизовано, это упрощает работу. В этом нам помогает государственный комитет Псковской области по культуре.

- Какие необходимые мероприятия продвижению отечественного кино в районы можно еще выделить?

- На мой взгляд, нужно усилить механизм финансовой поддержки создателей в направлении маркетинга картины. Зачастую проблемой является и поздний старт продвижения. Зритель в провинции, в районных кинозалах порой никогда и не слышал о той или иной картине, выходящей в прокат, либо услышал слишком поздно к дате выхода на большой экран и не успел «созреть» для похода в кинотеатр. Необходимо заблаговременное информирование.

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 246 человек
ПЛН в телеграм