.
Кинорежиссер, художественный руководитель Псковского драмтеатра Дмитрий Месхиев стал гостем программы «Собственной персоной» в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM). Он рассказал, с чем театр подходит к новому сезону, и поделился своими творческими идеями и проектами, которые планирует реализовать как кинорежиссер. Вел программу главный редактор радиостанции Максим Костиков.
Максим Костиков: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня у нас интересный гость - кинорежиссер, художественный руководитель Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев. Здравствуйте, Дмитрий Дмитриевич.
Дмитрий Месхиев: Добрый день.
Максим Костиков: Мы встречались с вами в нашей студии еще в прежнем амплуа - руководителя Театрально-концертной дирекции, которую Дмитрий Дмитриевич возглавлял на протяжении трех лет. В начале нашей беседы я хотел бы ретроспективно подвести некоторые итоги вашего здесь достаточно долгого пребывания в качестве культрегера и, по большому счету, главного менеджера ведущих культурных проектов в регионе. Как вы сами оцениваете этот период времени? Что было наиболее интересным, значимым? Что получилось, а что нет?
Дмитрий Месхиев: Интересного было очень много. С моей точки зрения, мы много создали, потому что для меня, честного говоря, самое главное - созидать и видеть результат созидаемого. А результаты есть, и они остаются: начиная с инсталляции «Россия начинается здесь» и заканчивая ожившей филармонией, которая совершенно другая, с другим дирижером, с другими проектами, заканчивая рядом фестивалей, которые мы делали. Я надеюсь, что какие-то из них все же останутся в регионе. Хотя бы Пушкинский театральный фестиваль, потому что, с моей точки зрения, мы его сделали абсолютно другим, сделали уже серьезным фестивалем, на который приезжают со всех уголков страны, приезжает куча критики и прессы. Заканчивая Пушкинским праздником поэзии, который мы делали. Мы, как мне кажется, сделали совершенно другим театр за последние 1,5 года. Это стал настоящий открытый театр в понимании совершенно разнообразного репертуара, абсолютно разных режиссеров, от каких-то экспериментальных вещей до массовых и коммерческих, но просто добротных и настоящих проектов, один из которых - премьера спектакля «Ревизор». Это будет чрезвычайно интересно. Я вчера смотрел прогон и, зная что там делалось, был очень удивлен этим «Ревизором». Я был удивлен, зная что и как. Зритель, думаю, будет чрезвычайно удивлен. Это совершенно иная трактовка, иной подход. Я таких «Ревизоров», во всяком случае, не видел. Я думаю, этот спектакль ожидает довольно большое будущее с точки зрения фестивалей и признания не только в нашем городе. Но это моя точка зрения, она может быть ошибочной.
Более того, мы все-таки театр вывели на совершенно другой уровень гастрольных дел, мы везем театр в Москву на гастроли, а театр не был на гастролях в Москве с 93-го года. Мы отвезли театр в Петербург на гастроли, где он не был с 97-го года. Мы участвуем в фестивалях, крупных и очень престижных. Наш спектакль «Река Потудань» в конце сентября будет идти на Александринском фестивале в Петербурге. За всю историю фестиваля мы первый региональный театр, который в нем участвует. Кроме столичных театров Москвы и Петербурга, иностранцев там больше не было никого. Мы участвовали в «Черешневом лесе» в Москве со спектаклем Юлии Пересильд, что тоже очень престижно. Мы приглашены на два очень престижных фестиваля в начале будущего года, но я не могу пока раскрыть карты, поскольку это просьба устроителей фестивалей. Н это уже реальность. Удалось довольно много, включая мою работу над ремонтом Великолукского театра, как творческого консультанта. Очень большой кровью это далось, но удалось очень многое сохранить, удалось все-таки сделать из театра театр в Великих Луках.
Вообще, главным в своей работе генеральным директором за эти 3,5 года я считаю Поклонный крест в Чечне. Я был инициатором этой истории. Благодаря Андрею Анатольевичу Турчаку и его договоренностям с Кадыровым и администрацией президента мы поставили Поклонный крест памяти бойцов 6-й роты. С моей точки зрения, это беспрецедентная ситуация - мы поставили православный крест в центре Чеченской Республики. Это очень важно.
Радиослушатель: Дмитрий Дмитриевич, скажите, пожалуйста, будет ли в широком прокате фильм «Два билета домой», который вы снимали в прошлом году, и какие фильмы вы планируете снять в ближайшее время?
Максим Костиков: Все-таки наши радиослушатели больше воспринимают вас как кинорежиссера.
Дмитрий Месхиев: Все-таки львиную долю своей жизни я работал кинорежиссером. Фильм «Два билета домой» выходит на экраны 25 октября. Я не знаю, будет ли показывать «Мираж» эту картину здесь, но думаю, что будет, конечно, учитывая, что она вся снималась в Пскове, в ней очень много псковских артистов. У картины будет достаточно большой прокат, вы узнаете об этом из рекламы на канале «Россия» и из обширной рекламы на улицах. С 25-го фильм пойдет, и в Пскове в том числе.
Что касается будущего: у нас, в кино, не очень принято делать прогнозы на будущее, но сейчас совместно со сценаристом Ильей Тилькиным, с которым я уже работал, который писал «Сталинград» и многие другие известные фильмы, мы с ним пишем историю про войну, про деревню, про холокост. Тема, с моей точки зрения, очень важная, животрепещущая. В нашей стране кроме «Собибора», снятого Костей Хабенским, на эту тему картин в принципе не было, а в нашей стране во время войны этого было очень много. Это будет история, основанная на реальных событиях. Действие все происходит в деревне. В какой-то деревне, оккупированной немцами. Скорее всего, если я это напишу, то буду снимать в Псковской области.
Максим Костиков: Это стало уже хорошей традицией. По моему, все ваши последние фильмы в той или иной степени снимались в Псковской области.
Дмитрий Месхиев: Ну почти все, за редким исключением. Я давно здесь снимаю. Здесь мне очень нравится. Здесь я знаю много людей, совершенно разных. Здесь есть кинодеревня, которую мы построили и которая 10 лет уже работает. И сейчас там происходят съемки новой картины. Туда постоянно приезжают снимать из Питера и из Москвы. Мне здесь снимать хорошо и удобно. Здесь все родное.
Максим Костиков: Дмитрий Дмитриевич, давайте вернемся к тем театральным и культурным проектам, которые вы реализовывали. Мне сложно задавать вопросы, потому что я являюсь поклонником вашей деятельности. Последние пять минут я думаю, как бы мне так задать вопрос, чтобы это не выглядело так: «Как здорово, что вы все это делали, а вдруг этого не будет?». Я, к сожалению, ничего не придумал, поэтому вынужден задать вопрос в такой тональности: что будет с фестивалем «Другое искусство», фестивалем, который имеет большую социальную значимость? Я уж молчу о морально-нравственных аспектах. Что будет с замечательным Пушкинским театральным фестивалем, который на наших глазах, как феникс из пепла возродился, превратившись, на мой взгляд, из убогого и скучного мероприятия «для галочки» в проект, которым город жил? Что будет с другими вашими задумками, какова их судьба и перспективы? На этой неделе нас уже всех расстроили тем, что не будет Довлатовского фестиваля «Заповедник», который мне казался очень интересным и толковым начинанием.
Дмитрий Месхиев: Скажу честно, мне тоже очень жалко, что «Заповедника» не будет, потому что вся эта история, на мой взгляд, превратилась в очень интересный, самобытный, ни на что не похожий фестиваль, про который начали узнавать, на который начали ездить. С моей точки зрения, это было довольно интересным культурным событием региона. Жалко, что его не будет, но я сделаю его в другом месте.
Максим Костиков: Нам, псковичам, это вдвойне обидно.
Дмитрий Месхиев: Ну а что мне остается делать? Я хочу его делать дальше. Скорее всего, я буду его делать в Петербурге. Во всяком случае, переговоры об этом я уже веду. Поскольку я был одним из идейных вдохновителей и авторов этого фестиваля, придумали фестиваль мы с губернатором Турчаком вдвоем, поэтому у меня есть все права, чтобы делать его в другом месте.
Что касается «Другого искусства», то я не знаю, будет ли этот фестиваль. Конечно, если его не будет, то будет еще более жалко, потому что этот фестиваль несет не только культурологическую нагрузку и даже не столько, а сколько просветительскую и социальную. И я его придумал и делал, как фестиваль социальный и просветительский. Потому что это чрезвычайно важно, когда мы, обычные смертные, видим, что необычные смертные ничем не хуже нас, а зачастую и лучше. У меня из памяти не выходит: два года назад к нам на «Другое искусство» приезжал слепо-глухонемой скульптор, человек, который с миром общается через руки своей жены. Когда это видишь, когда понимаешь, что человек преодолел такие трудности в жизни, мне кажется, для обычного смертного понять это чрезвычайно важно. Я уже не говорю о спектаклях аутистов, о спектаклях школ лечебной педагогики, об изобразительном искусстве людей с ограниченными возможностями здоровья. Я надеюсь на то, что все-таки фестиваль останется. Я думаю, что после выборов все встанет на свои места, и у нас что-то в культуре поменяется. Я очень на это надеюсь.
Максим Костиков: Мы все на это рассчитываем. Давайте ответим на звонок радиослушателя.
Радиослушатель: Я считаю, что Россия начинается в Печорах, там есть таможенный пункт «Куничина Гора», в Лаврах. Дмитрий Дмитриевич, объясните, пожалуйста, чем руководствовались, когда устанавливали эту инсталляцию «Россия начинается здесь» в центре Пскова. Потому что до этой таблички России еще 60 км. Едет, допустим, в автобусе женщина с ребенком, а он ее и спрашивает: «Мам, что Россия здесь начинается?» Что людям отвечать?
Максим Костиков: В последние месяцы в Псковской области развернулась бурная общественная дискуссия, как у нас всегда бывает при смене власти. Здесь и наши общественники из общества охраны памятников, и политические активисты много сломали копий. На сайте Псковской Ленты Новостей даже был опрос, оставить буквы или убрать. Могу отметить, что порядка 70% проголосовавших выступали за то, чтобы инсталляцию нужно, конечно же, сохранить. Но существует и группа людей, которые считают, что инсталляцию нужно снести. Ответьте нашему радиослушателю.
Дмитрий Месхиев: Если мы с вами обратимся к истории, то Россия начинается гораздо западнее, чем вы сказали, учитывая, что город Юрьев - это Тарту. Имеется ввиду не географическая точка, где начинается Россия. Конечно, можно было бы поставить буквы на таможенном посту, но она бы не имела никакого культурного, творческого или туристического значения, потому что все бы проезжали мимо. Эта надпись поставлена здесь именно для того, чтобы люди фотографировались. Россия начинается в Пскове, потому что Псков - самый западный регион России. Псковский регион является тем таможенным рубежом, про который вы говорили. Правильнее тогда было в Изборске ее поставить, потому что Изборск - первый русский город. Когда мы устанавливали инсталляцию и выбирали для нее место, с нашей точки зрения было важно, чтобы она стояла на набережной реки Великой, неподалеку от стен Кремля, потому что это имеет, с моей точки зрения, и это факт, особенную туристическую привлекательность. К сожалению, благодаря большому количеству людей, проживающих в Пскове, которые считают, что вообще ничего не нужно в Пскове делать, здесь нет малых форм, которой «Россия начинается здесь» и является, нет каких-то мест, где туристам интересно побывать. Здесь туристам делать нечего. Зашел в Кремль, подошел к Покровской башне, которая закрыта. И все. Вот, например, чего мне не удалось сделать в городе Пскове: я талдычил городским властям, комитету по культуре: «Давайте сделаем парк кованных скульптур в городе Пскове, на набережной». Этого нигде нет, это было чрезвычайно интересно и привлекательно для туристов. Я договорился с покойным Женей Вагиным об этом, с другими кузнецами, чтобы они предоставили какие-то свои работы для этого парка. Более того, чтобы каждый год он обновлялся, там устраивались какие-то конкурсы. Можно было бы сделать целую ежегодную историю, и она была бы чрезвычайно привлекательна для туристов, 100%. Поэтому «Россия начинается здесь» должна стоять в центре Пскова, а не в Печорах.
Максим Костиков: Вы затронули, кстати, очень интересную тему. Я наблюдал за вашей деятельностью, мне кажется, на протяжении всех трех лет, пока вы тут что-то придумывали, инициировали и продвигали, вся ваша деятельность постоянно натыкалась на противодействие либо местной культурной общественности или общественности, которая себя считает культурной, либо каких-то чиновников разного уровня. При том вы имели, и это факт, прямую поддержку действующего губернатора, но постоянно ваши идеи наталкивались на саботаж. Чиновников от культуры, деятелей общественных организаций, которые себя мнят защитниками культуры. Как вы это объясняете? Почему все ваши проекты или большинство из них на это наталкивается? Или так везде?
Дмитрий Месхиев: Нет, так не везде. Псков в этом плане - удивительное место. Во всяком случае, в сравнении с теми местами, где я работал. Я уже не говорю о Петербурге. Псков - удивительное место. Здесь вообще никто ничего делать не хочет.
Максим Костиков: Да, и если кто-то что-то начинает делать, сразу же это вызывает возмущение.
Дмитрий Месхиев: Да, сразу же возникает множество противников. Сразу противодействие, сразу плохо. Я могу сказать, что все эти годы жил в какой-то борьбе. И это при том, что я являлся советником губернатора по культуре, имел какие-то возможности, общался с руководством региона. С городом вообще ничего невозможно сделать. Просто ничего. У меня такое ощущение, что в городе делается все, чтобы ничего с точки зрения культуры и развития города как культурного объекта не происходило. Для них это какое-то табу. Им важно отчитаться, какой двор заасфальтировали. Никто не думает, что туризм в Пскове - это кормящая деятельность. Совершенно не работают никакие туристические институты. На туризм не выделяются деньги. Никакие. На развитие событийного туризма не выделяются деньги. Хотя все говорят, нужно, чтобы сюда ехало больше туристов. А на что ехать туристам? Туристам ехать либо на событийные вещи, либо на интерес. Я 4 года бился за то, чтобы открыли Покровскую башню для туристов. 4 года бился, чтобы открыли подземелье Покровской башни. Но я все время натыкался на противостояние. В первую очередь, городских чиновников, музея.
Максим Костиков: Для музея это вообще культурный саботаж.
Дмитрий Месхиев: Да. Мы, например, поставили там ворота, снимая кино. Они эти ворота на замок закрыли, и стой самая крупная башня в Европе закрытая. Туристу хочется вовнутрь попасть, увидеть, что и как там. При том, что там удивительная красота. Спасибо владельцам отеля «Покровский», которые рядом с Покровской башней очистили от кустов и леса Петровский редут.
Максим Костиков: И это тоже вызвало возмущение общественности.
Дмитрий Месхиев: Совершенно верно. Да, как там на Петровском бастионе деревья обрезают. Что за бред, что за чушь? Я уже не говорю, что после огромного вложения денег все стены Изборской крепости заросли травой. Ну не стоит денег, почистить стены от травы. Даже если бюджета нет. Ну не стоит денег покрасить проржавевшие ступеньки на башне Луковка. Это стоит только одного - внимания. Не стоит денег содержать буквы «Россия начинается здесь» в порядке. Они все обшарпанные, проржавевшие. Если вы их хотели, ну потратьте вы немножко времени и немножко денег и сделайте это постоянной инсталляцией. Поставьте буквы на нормальное бетонное основание, чтобы это было красиво.
Радиослушатель: Что хотелось бы отметить по поводу нашего гостя: когда он возглавлял дирекцию, то с того момента прошла эпоха. Мне кажется, наш гость ничего хорошего в нашу культурную жизнь не принес ни с точки зрения кассового сбора, ни интеллектуального. Чтобы принести успех, нужно хотя бы понимать вкус публики псковской. А, мне кажется, он далек от этого вкуса и от этого понимания.
Дмитрий Месхиев: Очень может быть, что это и так. Может быть, вы с точки зрения своего вкуса совершенно правы. Я не могу угодить всем. Более того, люди разные, и вкусы у людей разные. Я абсолютно принимаю то, что вам что-то может не нравится в моей деятельности, потому что я, естественно, действую из своих убеждений и вкусов. Поэтому я вашу точку зрения уважаю. Может быть, я для вас ничего и не сделал.
Максим Костиков: Есть и другие точки зрения. Я, например, с большим удовольствием ходил на Пушкинский театральный фестиваль. В последние годы он реально был прорывом. Это было место, куда люди стремились попасть. Я знаю своих друзей, коллег, журналистов и не только, которые всеми возможными способами пытались найти билет на Пушкинский театральный фестиваль. Будет очень жаль, если дальше проект все-таки не будет реализован в таком формате. Давайте поговорим немножко об этом. Какова перспектива в нынешних условиях (не секрет, что у вас была поддержка экс-губернатора Андрея Турчака), какова сейчас ситуация? Что говорит новый руководитель региона? Каковы перспективы?
Дмитрий Месхиев: Я думаю, уже с новым губернатором после выборов 9 сентября мы это обсудим, потому что понимаю и разделяю, ему сейчас не до Пушкинского театрального фестиваля. И если выберут губернатором Ведерникова, мы с ним это обсудим. Да тут дело и не в губернаторе. С моей точки зрения, нельзя, чтобы всем занимался губернатор. Это дело комитета по культуре.
Максим Костиков: А у нас разве есть комитет по культуре?
Дмитрий Месхиев: Как название, есть. Как орган, он, к сожалению, с моей точки зрения, парализован руководителем этого комитета. Я этого не скрывал и не скрываю. Я считаю, что из-за руководителя комитет работает из ряда вон плохо. Поэтому тут надо не к губернатору апеллировать. Тут надо апеллировать к чиновникам от культуры - курирующему вице-губернатору, комитету по культуре, потому что пока мне про Пушкинский театральный фестиваль, который уже нужно было бы начинать готовить, никто ничего не сказал. Мы пока не договорились ни об одном спектакле, ни с одним театром. Мы подождем еще до конца сентября, но если после этого мне не скажут, что он будет, то его и не будет, потому что нужно договариваться со всеми заранее. Это сроки, у людей свои планы, у театров свои планы. Сидеть и ждать, пригласят ли на Пушкинский театральный фестиваль, какой-то столичный известный театр не станет. У всех свои репетиции, свои репертуары. Мы всегда готовили фестиваль заранее, летом начинали вести переговоры. Поскольку сейчас никто ничего не говорит, мы ничего и не делаем. Никаких заданий по поводу делания Пушкинского театрального фестиваля я не получал.
Максим Костиков: Печально. Будем надеяться, что после выборов ситуация поменяется и в плане руководства комитета по культуре, и в плане подготовки к Пушкинскому театральному фестивалю. Я очень надеюсь, что фестиваль, который просуществовал 26 лет, не погибнет, как другие проекты. Например, как фестиваль «Заповедник». Давайте тогда, Дмитрий Дмитриевич, поговорим о вашей основной деятельности в качестве художественного руководителя театра. Буквально вчера представили нового директора театра. Расскажите, что планируется в Псковском академическом театре драмы вне фестивальной программы. Кто тот новый человек, который пришел в руководство театра? Как собираетесь вместе работать? Какие планы?
Дмитрий Месхиев: Вместе с Цишковской мы уже работаем, планы у нас серьезные, обширные. Цишковская была директором разных театров многого-много лет. Начинала она с того, что поднимала из небытия когда-то и подняла драматический театр в Геленджике, который блистал одно время. Дальше она многие годы возглавляла Центр режиссуры и драматургии Рощина в Москве, работала в театре киноактера. У нее очень большой опыт, она театральный человек. С моей точки зрения, колоссальная удача, что мы такого человека заполучили из Москвы, потому что здесь людей, которые способны руководить театром, просто нет. Нет института воспитания директоров.
Максим Костиков: Понятно, это достаточно специфическая деятельность.
Дмитрий Месхиев: Конечно. Что касается постановок, то 6 и 7 сентября у нас премьера «Ревизора» в постановке Петра Шерешевского. 1 октября мы начинаем репетиции спектакля «Так погиб Гуска» режиссера из Якутии Потапова. На наш взгляд, режиссер Потапов входит в десятку, пятнашку лучших театральных режиссеров страны. Он лауреат многих фестивалей, включая «Золотую маску». Спектакль «Ба» у нас будет ставить режиссер из Ирана. Это, наверное, будет премьера декабрьская. Мы будем делать, естественно, детскую новогоднюю сказку. И, скорее всего, один из ведущих наших актеров Виктор Николаевич Яковлев поставит свой спектакль на малой сцене. Я начну, наверное, в декабре репетиции спектакля «Академия смеха» на малой сцене.
Максим Костиков: Вы как режиссер?
Дмитрий Месхиев: Да, как режиссер. Выпущу спектакль, скорее всего, в феврале. Что касается следующего полугодия, после Нового года, у нас есть планы спектакля «Жанна», режиссер Заец. И мы хотим сделать для нас очень важный проект - это инсценировка сценария фильма «Голос» Ильи Авербаха в постановке режиссера Янковского. Театрального режиссера. Это такой будет, как нам кажется, интересный, довольно экспериментальный проект. Во-первых, это очень хороший режиссер, а во-вторых, сама драматургия фильма «Голос», не очень известного кино, она театральная и очень для театра свойственна. Тем более, что мы считаем, это спектакль про кино. Это, мне кажется, интересно.
Радиослушатель: Скажите, пожалуйста, будет ли в этом году рождественский вечер в январе ил будет ли в этом году фестиваль Crescendo в Пскове?
Дмитрий Месхиев: К моему прискорбию, поскольку я являлся директором фестиваля Crescendo, его не будет в этом году. Я считаю, что это, конечно, очень плохо для культуры региона, потому что фестиваль Crescendo был известным, знаковым, и ежегодно его посещал Денис Мацуев, который играл в нашей филармонии. Этого, конечно, очень жалко. Что касается рождественского вечера, то мы будем делать детский новогодний спектакль, который будем показывать все новогодние каникулы и перед Новым годом для детей как из социальных, так и несоциальных учреждений. Что касается рождественского вечера или рождественской елки, я вам честно скажу, с радостью бы это сделал, если бы мне было дано задание и какое-то финансирование, потому что Рождество, конечно, праздновать надо, это наш праздник. И правильно бы делать вечер, но пока я не могу никак ответить на этот вопрос.
Максим Костиков: То есть на данный момент будущее у вас крайне не определено? Не у вас конкретно, а у псковской культуры.
Дмитрий Месхиев: Будущее театра хотя бы определено уже на несколько месяцев вперед, потому что вчера было получено подтверждение того, что нам профинансируют спектакли, которые мы собираемся ставить. И это как раз распоряжение врио губернатора Михаил Ведерникова. Я с ним об этом разговаривал. К сожалению великому, только он своей волей не оставил спектакль без постановок и без премьер. Это уже очень хорошо, но, конечно, хотелось бы губернатора по этому поводу не тревожить. Это уже важно, потому что для меня сидеть в театре, который не работает и ничего не ставит, смысла не имеет. Либо его развивать, делать серьезным, известным региональным театром на всю страну, тогда мне интересно, тогда я понимаю, зачем я все это делаю. А просто сидеть и смотреть, как театр умирает, я не хочу. Спасибо, Михаилу Юрьевичу, что мы нормально живем и ставим спектакли. А что касается фестивалей и других культурных мероприятия, я в абсолютно подвешенном состоянии, я вообще не знаю, что я буду делать, что я не буду делать, кто что будет делать.
Максим Костиков: Я так понимаю, что вы сохранили добрые, дружеские отношения с экс-губернатором Андреем Турчаком, который в данный момент является секретарем Генерального совета партии «Единая Россия». Я так понимаю, что у Андрею Турчака есть свои финансовые, административные и политические возможности. Планируете ли какие-то совместные проекты с ним реализовывать или при его поддержке?
Дмитрий Месхиев: Планирую.
Максим Костиков: Какие?
Дмитрий Месхиев: Пока я не имею права говорить. Не уполномочен.
Максим Костиков: Интересно. Я надеюсь, вы обязательно нам расскажите, если вдруг что-то выстрелит и будет развиваться. Нам и нашим слушателям будет интересно узнать, чем господин Турчак занимается, помимо пенсионных реформ.
Дмитрий Месхиев: Обязательно расскажу, когда будет дано право и возможность.
Максим Костиков: В театре довольно долго нет главного режиссера. Сейчас в своей новой ипостаси, как считаете, нам нужен главный режиссер? Или вы как художественный руководитель эти функции готовы выполнять?
Дмитрий Месхиев: Я их и выполняю как художественный руководитель. Сейчас у нас есть еще арт-директор Андрей Пронин, с которым мы работаем и формируем всю репертуарную политику театра. Я бы не сказал, что нам нужен главный режиссер просто потому, что он нам правда не нужен. Мы пошли по пути открытого театра, а в открытом театре главный режиссер не нужен, потому как мы хотим, чтобы спектакли ставили разные режиссеры всегда, и повторы были не чаще раз в три года. Нам нужен, наверное, выпускающий режиссер, режиссер, который бы следил за уровнем работы актеров, который бы следил за речью актеров, за тем, как они работают на сцене без режиссера-постановщика и без нас. Я веду переговоры с одним человеком и надеюсь, что этот человек мое предложение примет. Тогда я буду абсолютно спокоен. Тогда у актеров будут тренинги, тогда актеры будут заниматься правильными вещами, потому как актеры должны быть все время в тонусе. Могу сказать, что после того, как мы стали очень много репетировать и выпускать, а в прошлом году мы выпустили 9 постановок...
Максим Костиков: Это очень много, такого не было долгие годы.
Дмитрий Месхиев: Да, такого давно не было. И я могу сказать, что труппа просто расцвела. У нас удивительная актерская труппа, у нас много очень сильных артистов. Я посмотрел прогон «Ревизора» и увидел там блестящие актерские работы наших артистов. Правда, очень хорошая труппа. Я говорю это абсолютно искренне. Если нашу труппу держать в тонусе, то здесь будут просто блестящие роли. И это очень важно. Важно, чтобы режиссер, когда поставил и уехал, чтобы артисты не расхолаживались, не халтурили, потому что халтурить хочется всем. Поэтому нам нужен некий режиссер, но не главный.
Радиослушатель: В свое время я приехала из очень театрального города - Омска. У нас в Омске был попечительский совет, во главе которого стоял губернатор и входили люди обеспеченные, которые тоже любили театр и всегда бывали на премьерах. Почему в Пскове не сделать попечительский совет? Вы сказали, что не должен губернатор всем заниматься, а мне кажется, очень даже должен.
Дмитрий Месхиев: Дело в том, что это не мой вопрос. Если губернатор сочтет нужным возглавить некий попечительский совет, то он его возглавит. В данном случае я не могу его просить об этом, я не считаю себя в праве это делать. Что касается состоятельных людей региона, которые бы вошли в попечительский совет театра, то им, у меня такое ощущение, театр не нужен. Они хотят сходить на премьеру, посмотреть спектакль...
Максим Костиков: И чтобы им еще бесплатно билет дали...
Дмитрий Месхиев: Да, и я им даю эти приглашения. А дальше театр пусть сам по себе живет. А ходить и уговаривать кого-то, побираться - это не в моих правилах.
Максим Костиков: Кстати, как вы объясняете, почему псковский истеблишмент, деятели крупного бизнеса, не сформировали какую-то культурную среду людей, которые бы считали правилами хорошего тона поддерживать какие-то проекты - Crescendo или «Другое искусство», например? Насколько мне известно, несмотря на потуги прежней администрации (я помню, что Андрей Турчак посылал личные приглашения бизнесменам с просьбой поддержать то же Crescendo), для крупного псковского бизнеса не стало традицией участвовать или даже посещать подобные мероприятия. Как вы это объясняете?
Дмитрий Месхиев: Во-первых, псковский крупный и средний бизнес, а он есть в регионе, жаден. Жаден, во всяком случае, до культуры. Их менталитет - дайте, мы поглядим, дайте, мы попользуемся - и все.
Максим Костиков: Или мы готовы вложить, но мы хотим понять, какая будет отдача.
Дмитрий Месхиев: Да, это справедливо. Тратить деньги на культуру с точки зрения развития региона никто не хочет. Например, владельцы отелей могли бы подумать, что и для них филармония, театр, какие-то другие культурные объекты являются бизнес-привлекательными не с точки зрения владения, а с точки зрения развития своего бизнеса.
Максим Костиков: Это стратегически правильно.
Дмитрий Месхиев: Во-вторых, с моей точки зрения, в псковском регионе нет моды на культуру.
Максим Костиков: Согласен.
Дмитрий Месхиев: И это очень горько и обидно. Даже в сравнении с Петербургом, который значительно больше, крупнее, там это все могло бы потеряться, любой даже средней руки фестиваль там собирает бомонд, женщин в вечерних платьях, мужчин с дорогими часами и т. д.
Максим Костиков: Это светская тусовка.
Дмитрий Месхиев: Да, просто светская тусовка. И к этому в регионе люди совершенно не приучены. Хотя они все ходят на Crescendo, и директор филармонии сейчас делает венские вечера, и туда приходит бомонд, наверно, какие-то первые шаги сделаны. Но пока сам бомонд не поймет, что можно не только сидеть по квартирам или по дачам, жарить шашлык...
Максим Костиков: Или по ресторанам...
Дмитрий Месхиев: Да они и по ресторанам-то не ходят. Я правда не понимаю, почему. Можно же светски провести вечер, потусоваться, что-то посмотреть, сходить на вечеринку, вывести жену, которая может красиво одеться, да и самому поблистать. Для меня это удивительные вещи: у людей есть деньги, они их как-то на себя тратят, но почему-то в других местах, а здесь, дома, они все сидят по своим норам и вечером никто никуда не ходит. Это странно. Я уже 4 года за этим наблюдаю, пытаюсь как-то приглашать, по крайней мере, раньше пытался, а теперь уже и не пытаюсь. Я не знаю, почему так происходит, но как-то местному бизнесу это все неинтересно.
Максим Костиков: Это очень грустно. При том, я не только бизнес имею ввиду. Это и чиновники, и общественные деятели...
Дмитрий Месхиев: И чиновникам неинтересно, и общественным деятелям. А самое главное, многим деятелям культуры это неинтересно. Я могу сказать, что у меня председатель комитета по культуре не была ни на одной премьере за последние 2 года.
Максим Костиков: Да, это позор. Спасибо, Дмитрий Дмитриевич, за очень интересную беседу. Я очень надеюсь, что ваши проекты будут реализованы, театр продолжит работать и создавать такой же интересный творческий продукт, как и в прошлом году. Мы, к сожалению, не успели поговорить о проектах другого вашего детища - областной филармонии. Думаю, об открытии филармонического сезона мы поговорим с директором филармонии Елизаветой Барышниковой, которой удается создавать классные проекты.
Дмитрий Месхиев: Она молодец, она филармонию сделала другой. Я считаю, что это моя большая заслуга, этот директор филармонии. Правда, искренне. Приходите в театр.
Максим Костиков: Спасибо.