.
В рамках абонемента «Звук создан Богом» 14 декабря в Большом концертном зале филармонии состоится очередной концерт Псковского симфонического оркестра. Гости услышат сочинения, ставшие последними крупными творениями композиторов двух эпох, - Концерт для виолончели с оркестром ми минор Эдварда Элгара и «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.
В ожидании новых музыкальных впечатлений мы побеседовали с художественным руководителем и главным дирижером оркестра Николаем Хондзинским о двух минорах, месте хора на сцене и специфике псковской публики.
- Николай, если о Моцарте знают даже в ясельной группе детского сада, то творчество Элгара известно в основном на его родине, в Великобритании. Почему его Концерт включен в программу выступления?
- Я бы не сказал, что Элгар - это композитор, известный только в пределах Великобритании. Мне кажется, в среде не только музыкантов, но и любителей музыки это автор, занимающий далеко не локальное английское положение. Его совершенно спокойно можно назвать всемирно известным композитором - хотя бы уже по тому, как часто его музыка исполняется сейчас, особенно в Европе. Кстати, всемирно известные Вариации Элгара на оригинальную тему «Энигма» Псковский симфонический оркестр сыграет в конце сезона, 27 июня.
- Что объединяет двух композиторов, имена которых стоят на афише концерта 14 декабря?
- Эти два сочинения очень явно сочетаются между собой. Концерт Элгара - это последнее его крупное сочинение, которое было создано в 1919 году и отразило его впечатления о прошедшей Первой мировой войне. Конечно, когда мы говорим об истоках того или иного произведения, всегда есть некоторая натяжка, так как комплекс впечатлений и опыта, который получает художник в жизни, всегда необходимы в широком смысле для того, чтобы возникли новые движения, переживания, которые потом отражаются в искусстве. Здесь такая же ситуация - было бы банально говорить о том, что это просто взгляд Элгара на прошедшую войну. Да, Европа находилась в состоянии шока от того, что произошло, сложно было понять причины и осознать последствия этого потрясения. Впервые мир столкнулся с катастрофой подобного масштаба. Первая мировая не просто перекроила карту Европы. Фактически, Версальский мир стал одной из предпосылок к началу Второй мировой войны. Миллионы исковерканных судеб…
По глубине трагедийности Элгар во многом пересекается с музыкой Моцарта. Как известно, «Реквием» - это произведение, овеянное множеством легенд, к которым и Александр Сергеевич приложил руку, да так, что нам теперь, мне кажется, вообще невозможно поверить, что могло быть иначе. Это действительно вневременной шедевр, который справедливо занимает место одного из самых известных сочинений в мировой истории музыки. В нашей стране Элгар не такой популярный композитор, каким бы должен быть, его включение в программу с Моцартом сознательное. Я бы хотел, чтобы гости филармонии услышали и почувствовали, как эти два сочинения подходят друг к другу.
- Мы услышим «Реквием» целиком?
- Да, с некоторой условностью, учитывая тот факт, что «целиком» «Реквиема» не существует. Непосредственный авторский текст заканчивается на нескольких тактах Лакримозы. Мы исполняем версию, которую исполняют во всем мире, которую воссоздал Зюсмайер по черновикам и эскизам Моцарта.
- В последнее время очень часто на концертах в БКЗ можно увидеть, что слушатели плачут от нахлынувших эмоций. Тональность «Реквиема» - ре минор, Концерта для виолончели Элгара - ми минор. Вы вновь хотите довести псковскую публику до слез?
- Нам еще чуть-чуть осталось до Си минора Высокой мессы Баха, мы движемся в эту сторону - осталась еще одна тональность, до минор. На самом деле, в наше время очень важно не быть черствым. Речь идет не о сентиментальности, а о том, чтобы душа, восприятие были открыты. Для того чтобы слушать и слышать музыку, это очень важно. Смысл музыки - в очищении.
- На концерт вновь приедет именитый солист - заслуженный артист России, концертмейстер оркестра Мариинского театра, виолончелист Олег Сендецкий. За последний год псковский зритель увидел, пожалуй, столько знаменитых артистов, сколько не видел за последние лет десять. Как реагирует оркестр на такое ответственное сотворчество? Волнуются? Стараются показать высший класс исполнительского искусства?
- Я стараюсь, чтобы такое отношение к нашей совместной работе было постоянным, ради той музыки, которую мы играем, а не ради приезжих солистов. Это постоянная работа, постоянный посыл, в этом смысле у нас нет особых сложностей. Но я думаю, конечно, всем нам хочется быть лучше, когда мы на виду. Это психологический момент.
- Насколько охотно музыканты такого уровня едут в Псков?
- Так складывается, что я зову в Псков своих друзей - тех, с кем я работал, тех, с кем я хорошо знаком, но пока не было случая совместно выступать. Все с удовольствием соглашаются, ко Пскову у всех теплое отношение. Кто здесь еще не был - тем хочется приехать, особенно если мы говорим о музыкантах из Петербурга. Ну а те, кто здесь уже был, хотят вернуться еще.
- Как музыканты отзываются о псковской публике?
- Очень позитивно. Все отмечают (кстати, и я говорил об этом, когда приезжал к вам как приглашенный дирижер), что в Пскове слушатели, которые умеют слушать. Причем не избитую попсу - даже в классической музыке есть относительная попса, а серьезный классический репертуар. Тот же Элгар - я уверен, что слушать его псковичи будут так, как он этого заслуживает.
- Именитые солисты выйдут на сцену БКЗ и для исполнения «Реквиема», в частности, псковичи услышат солистов Мариинского театра Анастасию Шегелеву, Наталью Евстафьеву, Евгения Ахмедова, Дмитрия Григорьева. Кроме того, из «культурной столицы» приедет хор Санкт-Петербургского Государственного университета. Сколько человек в общей сложности разместится на сцене? Хватит ли всем места?
- В составе хора приедет около 50 человек. Они будут стоять на станках - никаких проблем не будет, все разместятся, сцена позволяет. Тем более в «Реквиеме» состав оркестра немного меньше, чем обычно. По моим подсчетам, проблем не должно возникнуть. Хор будет стоять на сборной сцене позади оркестра.
- Какие концерты в рамках абонемента «Звук создан Богом» прозвучат на псковской сцене? Планируете ли вы продолжить этот проект в следующем филармоническом сезоне?
- В абонементе этого сезона - три концерта. Третий состоится 25 апреля. Мы будем играть 7-ю симфонию Прокофьева и скрипичный концерт Брамса с лауреатом многочисленных конкурсов, талантливым скрипачом Гайком Казазяном. Что касается следующего сезона, то я пока об этом не задумывался. Можно будет об этом говорить, когда пройдет весь цикл концертов.
Добавим, что концерт пройдет при поддержке Мариинского театра и при участии Atkins Young Artist Foundation (USA).
Начало концерта 14 декабря в 19.00. 6+
Стоимость билетов 400-1200 рублей. Приобрести их можно в кассе БКЗ (Некрасова ул., 24), а также забронировать онлайн.