.
Сцена / Из первых уст

Классика становится особенно современной, когда на сцене талантливые дети

10.12.2018 15:59|ПсковКомментариев: 1

Субботним вечером 8 декабря большой филармонический зал заполнила особенная публика. Шумная, разноголосая, радостно оживленная, она создала атмосферу праздника уже до начала концерта. Наблюдатель бы отметил, что редко в этом зале собирается столько не просто любителей классической музыки, а музыкантов: маленьких, юных и молодых, окруженных родителями, среди которых - тоже многие - музыканты, преподавателями, которые пришли не просто на праздник музыки, а еще и обменяться творческим и исполнительским опытом. 

По традиции, единожды в год, вот уже 22-й год, администрация и власти города и области «осеняют» своим вниманием музыкантов - жителей города и области, которые в наши непростые времена, информационно-интернетно-музыкально перегруженные, занимаются живой классической музыкой, как делом всей своей жизни. Награждение лауреатов и стипендиатов стало первой частью концерта. В какой-то степени, эту церемонию тоже можно было назвать «концертом», потому что на сцену выходили те, кто «победил» в конкурсе заявок на премию и стипендию. Так что, талантов на самом деле, еще больше, и это - тоже радует.

И, не терпится, - о самом концерте. Это событие могли посетить и те, кто хотел просто послушать музыку Вебера, Гайдна, Хачатуряна, Монти, Рахманинова в исполнении юных звезд-исполнителей из Пскова, Великих Лук, Пустошки. Думается, концерт превзошел любые предположения и ожидания. На это раз он был выстроен и оформлен так, что вероятно, многократно усилил не только впечатления слушателей, но и, возможно, окрылил выступающих юных артистов. Музыканты выступали на сцене, благодаря «волшебной силе» проектора, превращенной в роскошные залы в барочном, классическом и восточном стиле, красочными были «декорации» для звучания Монти и Рахманинова.

Игра оркестра, который в этот вечер практически не покидал сцену, ни в коем случае не была фоном, оттеняющим исполнение юных артистов. Программа оказалась предельно эмоционально насыщенной и оркестр, состоящий, по выражению одного из учредителей праздника, из мэтров, старательно «выкладывался» в каждом произведении. Открывал концерт Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад». Исполненный оркестром на подъеме, он создал атмосферу начала, открытия бала музыкального искусства. Звучание Вальса можно считать знаменательным еще и потому, что драма «Маскарад» была создана совершенно юным поэтом, в 21 год, то есть, почти в возрасте некоторых из участников! Итак, Вальс стал увертюрой к своеобразной небольшой сюите из концертных номеров музыкантов.

Первой на сцену вышла Светлана Ендальцева (Псков). Она солировала в концертной пьесе Карла Марии Вебера для фортепиано с оркестром. Такого рода музыка - концертштюк - виртуозная блестящая пьеса с «жемчужной» россыпью звуков не часто звучит с современных концертных сцен. В ней романтический стиль представлен особой гранью. Великолепный набор романтических музыкальных «штампов» требует от исполнителя блеска и свободы. Интонации «романтического томления» возникают лишь в начале пьесы, а далее их сметают сияющие каскады пассажей. И само произведение, и уверенная, азартная и при этом, сосредоточенная игра солистки вызвали восторг у слушателей.

Концерт Гайдна - частый «гость» на концертах юных дарований. Поэтому восприятие слушателей было, наверняка, очень пристрастным. Ольга Янкевич (Пустошка-Псков), исполнявшая I часть концерта, понравилась публике. Она прекрасно справилась с требуемыми от этой музыки стилевыми моментами, играла четко, продуманно, с любовью к каждому звуку, каждой фразе. В исполнении следующего юного солиста, Василия Черотченко, сыгравшего финал Концерта Гайдна, слушатели вдруг услышали новые качества. Юный музыкант при технической свободе исполнения проявил удивительное владение звуком. У него гайдновские пассажи при всей полетности еще и запели, «задышали». В собственной игре, похоже, его больше всего занимало то, как она
перекликается с игрой оркестра. Исполнитель очаровал публику, его не хотели отпускать, и, по приглашению дирижера, он исполнил Экспромт Шуберта Es-dur, и вызвал новый шквал восторженных аплодисментов.

Следующим ярким впечатлением стало выступление Федора Сидякова. Каватина Алеко из одноименной оперы С. Рахманинова, которая принесла когда-то славу на международных конкурсах таким мировым знаменитостям, как Е. Нестеренко и Д. Хворостовский, прозвучала для псковичей в исполнении выпускника Псковского колледжа искусств, а теперь - студента Московской консерватории. Молодой певец продемонстрировал музыкальность, живое стремление глубоко прочувствовать образ, созданный гением молодого Пушкина и юного Рахманинова.

Завершали концерт исполнители Стивен Уваров, скрипка (Псков, ДШИ), он исполнял «Чардаш» В. Монти, и Никита Захаров (Великие Луки), сыгравший на ксилофоне сольную партию в знаменитом «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Оркестр, исполняя эти популярные концертные номера, с видимым удовольствием поддерживал солистов. Оба они справились с непростой задачей выдержать диалог с оркестром, в желании придать исполняемой - любимой и популярной музыке нужный темперамент и эмоциональный напор.

По всей видимости, традиционный концерт «Юные дарования Псковщины» стал в этом году и реализацией еще одного проекта главного дирижера и художественного руководителя оркестра Николая Хондзинского. Как итог уходящего года, состоялся настоящий замечательный праздник, объединивший, без преувеличения, всех музыкантов города, и юных, и молодых, и посвятивших музыкальному воспитанию многие годы. Праздник принес новую радость и новые надежды. Классика становится особенно современной, когда на сцене талантливые дети!

Татьяна Лаптева, любитель классики  

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 243 человека
ПЛН в телеграм