.
Сцена / Из первых уст

Режиссёр спектакля о событиях на Донбассе: Мы старались уйти от театральщины

28.02.2023 17:13|Псков

Народная артистка ДНР, режиссер спектакля «Я Zнаю праVду» Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М. М. Бровуна о событиях на Донбассе последних лет, показы которого проходят в Пскове 27 и 28 февраля, Алла Ульянова рассказала корреспонденту Псковской Ленты Новостей о сценических решениях постановки, феномене творчества «под пулями» и вхождении в российский театральный контекст.

 

– Алла Владимировна, расскажите, как создавался ваш спектакль?

– Спектакль поставлен по книге «Война в Донбассе: народная летопись», которая вышла в 2017 году. Она состоит из рассказов и историй очевидцев, которые присылали люди из разных городов Донбасса. Это реальные истории, ни одного слова неправды нет. И актеров, которые участвуют в этом спектакле, мы не подбирали, потому что все они ни на день не уезжали из Донецка. Под обстрелами, под бомбёжками шли репетиции.

– Каково заниматься творчеством в таких условиях?

– Бывают моменты, когда мы вообще не можем подъехать к театру, потому что это невозможно, его обстреляли, небезопасная зона. Но когда мы не репетируем – сходим с ума. Потому что жизнь у нас такая, мы привыкли жить в постоянном творческом ритме. Мы репетируем, у нас есть программы по госпиталям, мы участвуем в волонтерской работе, не сидим на месте. Наш зритель с нами все время в контакте. В прошлом году представилась такая возможность гастролировать в России, а теперь и мы в составе России. У нас очень сильный, крепкий, хороший профессиональны музыкально-драматический театр, у нас есть солисты балета и драматическая труппа.

– Вы уже много гастролируете по России. Поделитесь реакцией публики на ваши спектакли? 

– Первый спектакль показывали в Москве в театре-студии у народного артиста РФ Владимира Машкова (Московский театр Олега Табакова – ред.), там были довольно серьезные люди, молодёжь была. Мы опасались, потому что тема довольно-таки неоднозначная, будем говорить мягко. Кто принимает, кто не принимает - это дело каждого. Но в принципе, для того, чтобы что-то говорить о нас и о наших событиях, нужно это знать. Когда мы увидели полную отдачу, когда во время спектакля уже пошла реакция – люди плакали вместе с нами, потому что этот спектакль переживаем каждый раз. Там есть видеоряд настоящих событий, стихи донецких авторов, есть единственное стихотворение Ольги Берггольц (поэтесса, проработавшую всю блокаду на ленинградском радио – ред.), оно вошло очень хорошо в русло нашего спектакля. Люди встают после спектакля, не отпускают нас. До того, как мы вошли в состав России, зрители выкрикивали «Донбасс, мы с вами!»

На одном спектакле зрители просто встали, и была тишина, знаете, как минута молчания. В эти секунды зритель просто стоял стеной, а мы – напротив. Мы понимали, что мы об одном думаем, что мы на одной волне. И потом так медленно, медленно пошел поток аплодисментов.

 

– Важным сценическим решением в постановке стало помещение действия спектакля в подвал. Это способ погрузить зрителей в реальную атмосферу происходящего?

– Это просто место действия, образное. Подвал это или какое-то помещение – мы все оказались в этом бомбоубежище, где собрались люди со своими историями, рассказывают их друг другу, включая зрительный зал. Мы здесь уходили от театральщины, потому что если ставить какие-то мизансцены, то зрители могут не поверить. Это требует большого мастерства, чтобы не играть, нужно настолько быть органичными в этом рассказе, пропустить через себя историю. Нам это одновременно и легко, и сложно, потому что мы всё это знаем сами, переживаем каждый вечер. Просто место действия как бы подвал, светят фонари, слышны звуки воды – это сейчас всё наш Донбасс.

– Cпособно ли искусство остановить пулю?

–  Мы видели, какое впечатление произвел наш спектакль на всех, люди плакали, нам удалось достучаться до сердец слушателей. Пулю может остановить, прежде всего, правда в искусстве. Так должно быть, иначе быть не может.

Беседовала Мария Королёва

опрос
Владимир Мединский озвучил предложение уйти от 11-летнего обучения. На ваш взгляд, нуждается ли система школьного образования в подобных нововведениях?
В опросе приняло участие 242 человека