.
Новогодний концерт Фабио Мастранджело
Какой он — дирижер-симфонист ХХI века? Перед псковским слушателем симфонических концертов за последние годы, то есть, два десятилетия третьего тысячелетия возникла целая галерея их портретов. И Фабио Мастранджело — далеко не первый иностранный дирижер, вставший за пульт Псковского симфонического оркестра. С псковичами работали в свое время дирижеры из Голландии, США, Великобритании, Израиля. Творческий портрет каждого дирижера - гастролера — многогранен: выбор музыки, отношение к музыке и ее интерпретация, творческая работа с оркестром, раскрытие его потенциала, отношение к коллективу оркестра и отношения, складывающиеся с оркестрантами подчас в экстремальных условиях, ведь дирижер — гастролер, а местный оркестр — небольшой, с трудным опытом проб и ошибок, хотя и и с неуклонным желанием развиваться вопреки всем трудностям.
Фабио Мастранджело появился в Пскове в особенный момент. В жизни псковского симфонического оркестра возникла новая волна движения, развития, роста. Оркестр неоднократно в этом сезоне выступал в увеличенном, а вернее, в полном составе, стал стремительно расширяться его репертуар. И встреча оркестра в начале 2019 года с «самым известным итальянцем в музыкальных кругах России», даже ожидание этой встречи и у оркестра, и у псковичей, создало совершенно особенную атмосферу радостного предчувствия. Предчувствие не обмануло.
Именитый, известный, чрезвычайно деятельный Фабио Мастранджело на концерте с первого же произведения — Торжественного марша Элгара - покорил публику, вызвав бурные овации. Несомненно, что на репетициях и на концерте он покорил и оркестр, это было видно по растроганным лицам оркестрантов, которых дирижер поднимал после каждого исполненного произведения. Еще бы, оркестранты во главе с Фабио Мастранджело устроили на сцене и в зале настоящий новогодний бал из маршей, вальсов и полек.
Так каков же он, дирижер начала нового тысячелетия? В истории ХХ века сохранился образ дирижера, созданный еще в предыдущем, XIX веке. Это образ абсолютного диктатора, властителя, подчиняющего себе волю любого, даже самого мощного профессионального исполнительского коллектива. Их было не так уж мало, они оставили сокровищницу: непревзойденные образцы интерпретаций классической музыки, и всегда при этом сохраняли некую тайну своего «божественного» происхождения, «разговаривая» с публикой только на языке музыки. Они находились на пьедестале. Но в ХХ веке, под натиском массовой культуры, под угрозой заточения классической музыки в «башне из слоновой кости» для немногочисленных «избранных», боги сошли с Олимпа. Новый стиль общения дирижера с публикой, достигающий порой особой доверительности и виртуозного мастерства — это живое общение, переходящее в исполнение музыки, еще более темпераментное и живое.
За естественностью речи Фабио Мастранджело, обращенной к залу, - его профессиональное мастерство, дирижерское искусство, школа и совершенствование мастерства у таких великих дирижеров как Л.Бернстайн и К.Эстеррайхер, и огромный опыт работы во многих городах России. Маэстро буквально покорил не только Москву, Санкт-Петербург и российское телевидение, участвуя в мировом проекте «Большая опера». Он покорил Сибирь и Урал, Якутию и Татарстан. Поэтому, когда Фабио произнес слова о Петре Великом, говоря о «холодном» Петербурге, невольно возникло сравнение.
Этот харизматичный итальянец, давно уже живущий в России и любящий Россию, приехал — и - «п о д н я л н а д ы б ы» Псков, создав удивительную звучащую картину события - Новогоднего концерта Фабио Мастранджело и Псковского симфонического оркестра. Благодаря мастерству маэстро, в танцевальной музыке, звучавшей на концерте, все услышали и русскую певучую речь, и, через дирижерский жест - темпераментную речь итальянца, и звонкую и звучную. чеканную ритмику немецкой речи и наполненные древней легендарной красотой мотивы британской музыки. Новогодний бал мировой музыки состоялся в Пскове 11 января в Большом концертном зале филармонии!
Татьяна Лаптева, любитель классики