Вечная проблема отцов и детей поднималась 28 октября на малой сцене Псковского драмтеатра гостями из Германии. Хореограф Мартин Нахбар и его отец Клаус в рамках Дней Германии в Пскове представили спектакль «Ретранслятор. Танец с отцом». Перед зрителями разворачивается диалог двух поколений, двух взрослых людей, которые по-своему смотрят на жизнь. Показ спектакля в Пскове стал для России премьерным. ФОТОРЕПОРТАЖ
«Ретранслятор. Танец с отцом» - это камерный спектакль, поставленный немецким танцовщиком и хореографом Мартином Нахбаром совместно с его отцом Клаусом Нахбаром. Они играют его вдвоем: сын и отец, профессионал и любитель, ведущий и ведомый.
В основе перфоманса лежит личная история Мартина. «Когда-то мы с отцом вместе мастерили поделки из дерева, чинили велосипеды, собирали вишню и путешествовали. Но все это было очень давно. Работа хореографа и гастроли по всему миру оставили в моей жизни очень мало места для семейного времяпрепровождения. Спектакль «Ретранслятор» был задуман как решение проблемы. Я пригласил своего отца-пенсионера разделить со мной сцену и стать полноправным партнером моего нового проекта. Вакуум многолетнего молчания становится видимым и ощутимым на сцене и заполняется нашим танцем, который выходит далеко за рамки отдельно взятой частной биографии», - поясняет хореограф в аннотации к спектаклю.
Декорации предельно минималистичны. На сцене находится лишь стопка разноцветных ковров и два стула. Герои старательно раскладывают эти ковры по сцене, заполняя пустоты, в том числе и своих взаимоотношений, мысленно спорят, перекладывая их из стороны в сторону, договариваются лишь взглядом, без слов. Заканчивая действие, всматриваются в лица зрителей, в наши глаза, в глаза друг другу. Без слов стараются развеселить зрителей, которые начинают от происходящего на сцене напрягаться. В какой-то момент недоумевающая публика аплодирует, а сын с отцом обнимаются под треск горящих в печи дров.
Перед началом перформанса нас предупредили, что спектакль очень интимный, поэтому снимать его нужно очень тихо, не нарушая этого чувства. Но порой, признаюсь, создавалось ощущение, что спектакль интимен чересчур, и чихающий или кашляющий зритель - лишний в этом действии.
Копируя движения отца, Мартин старается быть на него похожим, но он уже совсем другой человек. Клаусу же, напротив, повторять движения сына крайне сложно, поскольку ни пальцы, ни руки уже не гнутся, да и ноги не слушаются. Он в этой истории ведомый, несмотря на почтенный возраст.
На сцене разворачивается борьба двух поколений, их диалог, радость, веселье, споры и ссоры, поражения и победы. Над собой прежде всего. Проплывают дорогие сердцу детские и взрослые воспоминания - стоп-кадры самых ярких моментов во взаимоотношениях отца и сына.
Прикрывая глаза руками, Мартин и Клаус ищут друг друга, перемещаясь по сцене, но найти никак не могут. Они не сталкиваются, не пересекаются, будто живут в параллельных Вселенных. Движения их просты, а временами даже примитивны. По замыслу создателя спектакля, именно такой минимализм позволит зрителю погрузиться во все происходящее на сцене, чтобы оказать героям поддержку и сочувствие. Но эмоций порой не хватает - ни им, ни нам.
На спектакле в Пскове было много молодежи и людей старшего возраста. Все они, казалось, хотели получить ответы на извечные вопросы, но, похоже, остались при своем. Спектакль длится чуть меньше часа. Заканчиваясь, он оставляет зрителя в замешательстве. Псковичам еще предстоит решить для себя, что это было - современная хореография или современный театр. Или непостижимый немецкий юмор...
Светлана Аванесова