.
26 марта в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Соседи» по пьесе «Старые дома» Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хаита. Почему главный режиссер театра Александр Кладько выбрал для своей первой работы в Пскове материал, с которым не расстается уже лет 10? Самое простое объяснение – нужен был успех. Уже испытанный, надежный, безоговорочный успех. Расчет оказался верным: что бы там ни говорили три с половиной псковских критика, но «Соседи» очень понравились псковичам. Аншлаг два дня подряд, аплодисменты, переходящие в овации – это, конечно, еще не показатель. А вот разговоры в очереди в гардероб или в антракте… Хотя в антракте не до разговоров.
Здесь сразу хочется дать практический совет: если соберетесь посмотреть «Соседей», то имеет смысл прийти в театр пораньше. Потому что спектакль начинается еще до того, как начинается: в фойе минут за пятнадцать до третьего звонка артисты, занятые в спектакле, поют под аккомпанемент замечательного трио хиты послевоенного времени, простите за оксюморон. И в антракте тоже поют. Так что зрители возвращаются на свои места в еще более приподнятом настроении. Правда, вслух жалеют артистов: такая нагрузка в течение двух часов! Но усталым никто не выглядит. Видимо, сказывается еще одна особенность пьесы: главных ролей, требующих исключительного напряжения, здесь нет, зато есть ансамбль. И надо отдать должное Александру Кладько, у него получилось этот ансамбль сбить: ровный, поддерживающий друг друга, без ненужных попыток посолировать.
Такое, в чем-то хоровое, исполнение можно объяснить и происхождением пьесы: «Старые дома» три автора (один из них теперь более известен, как «папа Славы» - Ростислава Хаита, актера, сценариста, создателя знаменитого «Квартета И») писали по заказу Одесского театра музыкальной комедии. Интересно, видел ли этот спектакль в его изначальном виде маленький одессит Саша Кладько? Или уже не маленький: в те времена спектакли годами не сходили со сцены. Вот у нас, например, как поставил Вадим Радун в 1976 году (в этом же году появились и «Старые дома») «Родственников» по пьесе Брагинского и Рязанова, так даже я его помню, а на момент постановки мне было три года. Если честно, помню только танец Мирры Горской (она играла бабушку) с официантом. И вчера всё о нем думала: что-то есть в этих спектаклях общее, хотя те псковские «Родственники» были о современности, которая сейчас стала далеким прошлым. А «Соседи» - это абсолютное ретро. Причем даже не знаешь, к какой эпохе его отнести.
Песни поют, как уже было отмечено, послевоенные и даже довоенные. Войну вспоминают часто: ведь вскоре после нее родился Андрей (Андрей Атабаев), вокруг которого и вертится вся эта история. А у Андрея, как у победы, много отцов: старый морской волк Захар Алексеевич (народный артист России Юрий Новохижин), интеллигентный сапожник-философ Тимофей Кузьмич (заслуженный артист Виктор Яковлев), художественный руководитель художественной самодеятельности Эрнест Борисович (заслуженный артист Сергей Попков). Мама тоже не одна. То есть родная одна – строгая и авторитетная Мария Ивановна (заслуженная артистка Надежда Чепайкина). Но есть еще интересная чудачка: супруга Эрнеста Борисовича и его самая преданная поклонница Елизавета Семеновна – отличная работа актрисы Нины Семеновой. Эти люди всем миром, точнее, двором воспитывали первого в доме послевоенного ребенка. Тем более, что родной его отец рано умер…
И вот этот ребенок рос-рос, рос-рос и… И, наверное, на сцене мы должны видеть семидесятые годы прошлого века – ведь Андрею тридцать лет. Но Александр Кладько и художник спектакля Владимир Ширин, похоже, решили ставить на всех ретро-лошадок. Поэтому невеста Андрея – легконогая, стройная как кипарис Галочка (Наталья Петрова) - является нам то в изумительном платье с пышным шуршащим подъюбником из 50-х (правда, невозможной для того времени длины), то в бриджиках, как гайдаевская кавказская пленница из 60-х, то в микроскопическом алом платье, которое явно родом из 90-х. В этом платье Галя пришла нравиться коллективным родителям своего Андрея, но при этом на ней зеленые бусы и браслет. Сочетание красного с зеленым – страшное преступление против вкуса в 70-е! А гений чистого разрушения – бульдозерист Степан Сухоруков (Роман Сердюков) как раз поет в минуту вдохновения «Всё могут короли» - премьера песни состоялась в 1978 году. Значит, это действительно 70-е? Но еще одна жительница богоспасаемого дома на Садовой – страстная Лена Остапчук (Екатерина Миронова), чьи дивные формы облегают фантастические шелковые халаты, опять заставляет вспомнить сороковые. Потому что эта жар-птица выглядит не как жена вечно мотающегося по заграницам футболиста (Сеню Остапчука играет Максим Плеханов), а как жена фронтовика, вернувшегося с трофеями. Как у Высоцкого в «Балладе о детстве»: «У тети Зины кофточка с драконами, да змеями, то у Попова Вовчика отец пришел с трофеями. Трофейная Япония, трофейная Германия: пришла страна Лимония — сплошная чемодания». Так что ретро, повторимся, в «Соседях» есть на все вкусы и времена – ностальгируй, по какому хочешь.
Но больше, чем по платьям и песням зритель, конечно, ностальгирует по тем отношениям, при которых сосед был другом человека. И даже практически родственником, которому за бескорыстную любовь и постоянную помощь прощалась некоторая бесцеремонность. А, может, тогда и слов таких не знали – бесцеремонность, нарушение личного пространства… И пространства никакого не было, тем более личного. Да и как можно думать о личном, когда ребенок (30 лет!) привел в дом беду? То есть невесту! Причем по старой одесской (да и не только) традиции мальчик желает жениться на более позднем, но не исправленном издании своей мамы. И это еще больше всё осложняет. Лишь зритель помоложе недоумевает: чего они так привязались к Андрею? У них же под ногами вертится вполне годный объект для воспитания – Стасик Остапчук (Анна Шуваева). А ему только крутят уши и заставляют играть на скрипке днем и ночью, причем с современной точки зрения наносят глубочайшие психологические травмы. Но таких слов тогда тоже не знали, поэтому Стасик носится по своему двору счастливый, с единственной мечтой – сдать в металлолом хоть что-нибудь. А в этом светлом, добром спектакле сбываются все мечты. Или почти все.
Главное-то, что сбылась мечта широкого круга зрителей. Именно для них и работает театр, именно на них и рассчитывал Александр Кладько. В самом начале работы в Пскове его всё спрашивали: что же вы будете делать, что поставите в первую очередь? А он отвечал степенно, не вдруг, что, мол, надо подумать, присмотреться к труппе и к зрителю. Понять, чего он ждет. И, похоже, новый главный режиссер действительно понял, что же псковский зритель, сметающий билеты на антрепризу, хочет. Вот этого и хочет: милой истории, желательно обращенной в светлое прошлое. Чтоб было смешно, а в «Соседях» смеются едва ли не каждую минуту, и просто хохочут. Например, в сцене спаивания отпетого бульдозериста или когда Лена Остапчук на руках уносит со сцены своего возращенца-футболиста. Некоторые, кстати, переживают за Екатерину Миронову и даже непроизвольно машут руками, чтобы девушка скорее унесла Максима Плеханова за кулисы. И, в общем-то, при всей ансамблевости каждому артисту благодарный зритель дарит свою минуту славы.
А артисты зрителям – целых два часа отдыха. И приходится признать, что за этим большинство зрителей и ходят в театр. И это они сейчас восхищенно выдыхают, покидая зал: «Ну наконец-то! На такое я ходить согласна». Так что Александр Кладько всё правильно понял и всё правильно рассчитал. В репертуаре появились новые «родственники». И на ближайший год, а то и больше вопрос с подарком любимой маме, бабушке, теще у псковичей, считай, решен: за билет на «Соседей» они точно будут благодарны.
Елена Ширяева