Суббота, 2 апреля, Псковский драматический театр имени А. С. Пушкина: на премьерном показе спектакля детской театральной студии «Вот это вещь!» аншлаг. Зал полон родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, просто сочувствующими. Ведь на сцене должно произойти чудо - показ результата целого года работы юных актеров псковской театральной студии «Гвозди» (а иначе как актерами их уже и не назовешь!). ФОТОРЕПОРТАЖ
***
«Многие вещи не могли бы быть созданы без гвоздей», - этим предположением начали диалог со зрителями вышедшие на сцену режиссер Евгения Львова и артист Денис Золотарев – руководители всего этого кричащего, вопящего и такого симпатичного детского коллектива. Например, дом - что бы вам ни говорили, без гвоздей не построишь: так или иначе, вам потребуется хоть один скрепляющий элемент, некий «внутренний гвоздь», на котором будет держаться вся конструкция. Без гвоздя никак не сделаешь книжную полку - а это уже культура не только и не столько материальная, сколько духовная.
А еще на гвоздях держится... «Сцена!» - безошибочно угадывают и продолжают мысль режиссера зрители. И тут вдогонку вспоминается: найти гвоздь - примета хорошая, счастливая. «А сегодня мы найдем их много!», - говорят с подмостков. Сказали - и тут же вновь переиграли свою мысль, поинтересовавшись у детской аудитории про два кольца, два конца, посередине... «Гвоздик!» - кричат с удовольствием зрители. Не менее эффектно, чем рояль из кустов - из пиджака ведущего появляются ножницы. А у них - традиционная торжественная роль: разрезать ленточку и тем самым ознаменовать, запротоколировать и увенчать - в общем, вызвать долгожданное «началоооооооось!». Ленточка, между прочим, играла немаловажную роль и в самом спектакле - в декорациях, деталях костюмов, если хотите, в центральном замысле спектакля. Но об этом - чуть позже.
Правда, долгожданный учебный спектакль не смог открыть Дмитрий Месхиев, которому, собственно, и принадлежала счастливая идея открытия детской студии при театре. Но имя его витало по залу - в благодарностях режиссера и актеров. «Благодаря тому, что нас все поддерживали, - сказала режиссер спектакля, - мы играем премьеру не в маленьком подвальчике, а на большой сцене». Впрочем, не менее выразительные слова благодарности прозвучали и в адрес родителей юных актеров, без терпения и мужества которых, в особенности, за неделю перед премьерой, вряд ли что-то получилось бы...
***
При поступлении в школу-мастерскую многим абитуриентам пришлось ответить на вопрос, какую роль они мечтали бы сыграть. Гамлет, Офелия, Спайдермен — вариантов ответа было много. Но педагоги студии (режиссер Евгения Львова и артист Денис Золотарев) предложили ребятам совсем другие роли... В качестве материала для первого спектакля были выбраны «Сказки на всякий случай» известного современного автора Евгения Клюева. В этих коротких историях главными действующими лицами оказываются вовсе не лица — а вещи. Чайный пакетик, который мечтает о великом путешествии, пунктуальный разводной мост, завистливый халат, одноразовый стаканчик, который хочет служить людям многие годы.
Веселая хулиганская история — это первый выход ребят на большую сцену театра. Надо сказать, что справились они со своей задачей великолепно. Невольно вспоминались последние премьерные спектакли взрослых артистов театра - и сравнение было в пользу юных. Может быть, дело в энергетике молодости, или режиссер уж очень постаралась скрыть возможные огрехи игры своих маленьких подопечных - светом ли, декорациями ли... Но получилась интересная необычная постановка, очень авторская. Режиссер, к слову, сидела совсем близко к нам во время показа спектакля: интересно было периодически наблюдать и за ее реакцией: она переживала за своих подопечных, как если бы это были ее собственные дети, делающие первые шаги, проигрывая, проходя с ними все повороты сюжета, повествовательного и эмоционального.
Ирония, юмор, контраст, необычные сценические решения (свисающие с потолка ленточки превращались зачастую в живую иллюстрацию происходящего на сцене), пластические находки, органичное вплетение в ход пьесы актерских этюдов и упражнений, показывающих возможности мимики, жеста - удивило и порадовало многое. А особенно - то, как по сути своей еще дети смогли передать вовсе недетские переживания и мысли. Вот не верящая в чудеса чайная ложечка свысока поглядывает на энтузиазм чайного пакетика (думается, скорее, это Липтон, чем Принцесса Гита), а вот роскошный белый халат заодно с резиновыми сланцами корит балетные туфельки (конечно же, с ленточками!), затаив где-то очень глубоко мечту о прекрасном. Вот червяк-мама спешит к своим детям, которым пошел пятый день, и разводной мост изменяет своей пунктуальности - чтобы червяк-мама успела переползти на ту сторону. История эта за счет игры ребят перерастает статус милой безделушки и превращается почти в эпическую картину торжества добра и разумного выбора между долгом и необходимостью. Несколько портит ее разве что мультяшно-голливудская концовка с братанием всех и вся под не менее голливудско-мультяшную музыку (так и вспоминает «Зверополис» иже с ним). Ну да ладно, спишем на иронию режиссера. Или иронию жизни, что в принципе, одно и то же.
***
«Это моя подружка играла червяка!» - говорит девчушка лет одиннадцати-двенадцати, пробирается через ряд - и вливается в поток многочисленных поздравителей, несущих цветы к большой сцене после того как актеры, наконец, смогли выдохнуть с радостью: «Сыграли!» Не думаю, что ошибусь, если скажу, что спектакль побил все рекорды по количеству цветов, подаренных когда-либо актерам на этой сцене. Ну, за исключением, вероятно, Шаляпина и Айседоры Дункан! И это правда зрителя. Или правда жизни - что в принципе одно и то же.
Елена Никитина